Официальный сайт 70rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по морфемике в 5 классе.

Фото пользователя Анна Васильевна Боришполец
Размещено: Анна Васильевна Боришполец - чт, 17/02/2011 - 23:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
цховребова Анна Васильевна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Конспект урока русского языка в пятом классе

                                  

МОУ СОШ № 3

 

 

 

          План – конспект

          урока русского языка

          в 5 классе

 

 

Значимые части слова.

Однокоренные слова.

 

 

Провела учитель 2 категории

             Цховребова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ахтубинск 2011 г.

 

 

Значимые части слова. Однокоренные слова.

 

Цели урока:

1.     Проверить сформированность понятий «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание», «основа».

2.     Развивать орфографическую зоркость.

3.     Воспитывать аккуратность при письме, ценностное отношение к богатству русского языка, интерес к занятиям по языку, используя групповую работу, занимательные задания.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны:

·        знать основные морфемы;

·        уметь выделять их в слове.

Оборудование: ИАД, учебники, справочники, словари.

 

План урока.

I. Оргмомент.  Целеполагание.

II. Повторение.

     Лексическая разминка (кроссворд). Проверка.

III. Аналитическая работа по теме урока.

1.     Слово учителя.

2.     Выступления учащихся:

а) Корень слова. Задание «Лес корней». Проверка.

    Вывод.

б) Приставка. Задание «Исправь ошибки». Проверка.

     Вывод.

в) Физкультминутка.

г) Суффикс. Задание «Такие разные суффиксы» (групповая работа). 

    Взаимопроверка.

               Вывод.

д) Окончание. Задание «Продавец билетов». Проверка.

    Вывод.

е) Основа. Коллективная работа.

       3. Закрепление.

           а) Алгоритм морфемного разбора.

           б) Тренировочные упражнения.    

IV. Итоги урока.

1.     Выставление оценок.

2.     Домашнее задание.

3.     Рефлексия на определение эмоционального состояния учащихся.

 

 

 

Ход урока.

I. Оргмомент. Приветствие. Запись в тетради даты и темы урока. слайд № 1

Слово учителя.  Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городу Морфемограду. А для этого мы

ü  Вспомним значимые части слова.

ü  Продолжим учиться «узнавать» их в слове.

ü  Будем «оттачивать» орфографическую зоркость.

ü  Будем учиться помогать друг другу в решении поставленных задач.

слайд № 2

II. Повторение.

Слово учителя. Каждый путешественник, отправляясь в путь, всегда оглядывается назад: какой же багаж у него за плечами. С каким же багажом знаний, полученных на прошлых уроках, вы отправляетесь в путь. Для этого я предлагаю вам заполнить кроссворд. Слова выписать в тетрадь, расставить ударения, подчеркнуть буквы, в написании которых можно ошибиться, и запомнить правописание этих слов.

·        Лексическая разминка. слайд № 3.

·        Проверка. слайд № 4.

III. Аналитическая работа по теме урока.

1.      Слово учителя. Ребята, перед вами карта города Морфемограда. В этом городе живут наши старые знакомые, здесь есть Министерство Приставок и Суффиксов, на окраине города расположилась деревня Окончание, через весь город протекает речка Основа. В центре города располагается Мэрия – управляющий орган города. Как вы думаете, кто же правит этим городом? (Корень) Почему город так называется? (в городе живут морфемы).

Слайд № 6. Определение термина «морфема». Записать в тетради слово «морфема», поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

2.      Слово учителя. Итак, мы отправляемся. И начнем, конечно же, с посещения Мэрии города и беседы с его правителем.

Выступления учащихся. 

а) Группа 1. Корень слова.

Проблемный вопрос: Почему эту морфему назвали корнем? У чего еще бывают корни? Для чего корни дереву?

Вывод.

Слайд № 7. Определение термина «корень слова».

Задание «Лес корней»: Как вы думаете: перед вами – однокоренные слова? Сгруппируйте однокоренные слова. По какому принципу вы это сделали? Слайд №8.

Купить, покупка, выкупаюсь, купаться, купание, купля, купальня, скупка, покупка.

Проверка. Дети читают получившиеся группы слов.

Слово учителя. Какие корни вы выделили в этих словах? Они похожи друг на друга? А по значению?

Проблемный вопрос: Как в лексике называются слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению? (омонимы)

Вывод. Различайте корни не только по их написанию и произношению.

               Всегда определяйте значение корня. Помните о корнях – омонимах. слайд № 9.

 Слово учителя. Мы продолжаем путешествовать по Морфемограду. Ни один правитель не может управлять городом в одиночку. И у нашего правителя есть помощники: приставки и суффиксы.

б) Группа 3. Приставка.

Слово учителя. Запишите слово «приставка» в тетрадь. Есть ли в этом слове морфема, о которой мы сейчас говорим? Выделите приставку, подчеркните букву И.

 Слайд № 10. Определение термина «приставка».

Задание «Исправь ошибки в сочинении Коли Ошибкина».

Слово учителя. Перед вами сочинение Коли Ошибкина (слайд № 11 + на столах тексты). Ваша задача найти ошибки в сочинении, исправить их, записать эти слова в столбик в тетради в исправленном виде. Выделите морфему, в которой допущены ошибки.

«Мы втроём - я, Мишка и Костя - приехали в лагерь на день раньше всего отряда. У нас было задание: украсить помещение к приезду ребят. Мы сами просили нашего вожатого Витю отправить нас вперёд. Нам очень хотелось поскорей в лагерь.

    Витя согласился и сам поехал с нами. Когда мы приехали, в доме уже заканчивалась уборка. Мы развесили на стенах плакаты, картины, которые привезли с собой, потом нарезали из разноцветной бумаги флажков, нанизали их на верёвочки и повесили под потолком. Потом нарвали в поле цветов, наделали из них букетов и расставили на окнах в банках с водой. Хорошо получилось!»

Проверка. Дети читают слова, называют приставки. Слайд № 12

Слово учителя. Перед вами слова с неизменяемыми приставками. Их написание надо запомнить. Придумайте и запишите по два слова с данными приставками.

Вывод.

в) Физкультминутка.

г) Группа 2. Суффикс.

Слайд № 15. Определение термина «суффикс». Слайд № 15

Слово учителя. Запишите слово «суффикс» в тетрадь и подчеркните орфограмму.

Наверное, ни одна морфема не имеет столько значений, как суффикс. Суффиксы могут быть ласковыми, карликами и великанами, а ещё суффиксы большие труженики.

Задание «Такие разные суффиксы» (групповая работа). Слайд № 16 - 17

Группа I: слова с «ласковыми» суффиксами.

Группа II: слова с суффиксами - «карликами».

Группа III: слова с суффиксами – «профессиями».

Группа IV: слова с суффиксами – «великанами».

Большущий, домик, доченька, реченька, котище, грибок, учитель, сварщик, мамочка, котёнок, писательница, ручища, домище, ручка, печатник, сладенький.

Взаимопроверка → свериться с доской. Слайд № 18

д) Слово учителя. Наше путешествие продолжается, и сейчас мы отправимся в ближайшую деревню. А кто же живет в ней, нам расскажут участники группы

Группа 4. Окончание.

Слайд № 19. Определение термина «окончание».

Слово учителя. Запишите в тетрадь слово «окончание» и подчеркните орфограммы.

Задание «Продавец билетов». Слайд № 20

Вы продавец билетов автобуса, в котором имеют право «ехать» только слова с нулевым окончанием. Выпишите этих «пассажиров»:

дом, торт, ткач, зазеленел, край, дочь, мест, вверх, хорошо, конём, крыш.

Проверка (на ИАД). Слайд № 21

Вывод.

е) Коллективная работа.

Слово учителя. А теперь мы все вместе искупаемся в речке Основе.

Вопрос: Что такое основа? (прочитать значение слова «основа» в словаре С. 

                Ожегова)

                Как правильно выделить основу? (если слово изменяемое – отсечь

                окончание, если неизменяемое – основой будет всё неизменяемое слово)

Слайд № 22

  1. Закрепление. Слайд № 24 - 27

а) Алгоритм морфемного разбора. Слайд № 24

б) Тренировочные упражнения.

IV. Итоги урока.

  1. Выставление оценок. Разгадай шараду. Слайд № 28
  2. Домашнее задание. Слайд № 29
  3. Рефлексия.

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн