Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок литературы "Парус" М.Ю.Лермонтова

Фото пользователя Ольга Владимировна Головачева
Размещено: Ольга Владимировна Головачева - чт, 24/02/2011 - 17:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Головачева О.В.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №236 г.Знаменск, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
урок литературы в 5 классе

 УРОК В 5 классе.

ТЕМА: «ПАРУС» М.Ю. Лермонтов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1) Восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, уделить особое внимание   характеристике   30-40   годов   19 в., определившей тематику и настроение творчества Лермонтова.

2) Продолжать работу по формированию и совершенствованию навыков аналитического чтения, навыков выразительного чтения, учить сравнивать различные    варианты    прочтения   лирического произведения, передавать через интонацию основную идею лирич. произведения, видеть за пейзажной зарисовкой художественную картину жизни (т.е. мысли, чувства, думы поэта).

3) Сделать акцент на 2 плане стихотворения, на его общественно-политическом звучании, на его созвучности  многим  событиям  русской  жизни, воспитывать желание вновь и вновь обращаться к поэзии Лермонтова.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портрет М.Ю.Лермонтова, проигрыватель, пластинка с романсом Варламова "Парус", иллюстрации к стихотворению из альбома по литературе 5 кл., репродукция картины М.Ю.Лермонтова "Парус".

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

1) "Как жизнь скучна, когда горенья нет" М.Ю.Лермонтов

2) М.Ю. Лермонтов

1814-1841 гг.

"Парус"   1932г.

3) Портрет М.Ю.Лермонтова.



Учитель:         Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной. Лермонтов ...

Он с нами навсегда, В строй живых записан он навечно!

Это жизни

дни его вернулись, Он в нее хозяином вошел, Именем библиотек и

улиц,

Пароходов,

институтов,

школ ...

В книгах -

трудным временем проверен,

В ярком блеске

добрых, смелых

глаз.

Он - живой,-

не памятником в сквере

Вновь и вновь

рождается для нас!

Это стихотворение написал Павел Алдахин, поэт участник Великой Отечественной войны.

О чем это стихотворение?

Что вам известно о М.Ю.Лермонтове?

( Дети рассказывают то, что им известно из  4 кл..  и то , что прочитали  в дополнительной литературе)

Как, по-вашему, в какой период жизни изображен на этом портрете М.Ю.Лермонтов? (год 1841) Почему? Какие еще знаете портреты поэта? Что можно сказать о поэте, глядя на эти портреты.

Лермонтов М.Ю. родился в 1814 г., погиб на дуэли в 1841, но между двумя этими датами незримо стоит еще одна дата, которая имеет прямое отношение и к Лермонтову, и к его творчеству.

Какая же это дата?

Восстание декабристов на Сенатской площади было разгромлено, 5 декабристов повешены, 120 человек отправлены на каторгу. Таким жестоким было наказание тем, кто думал о свободе для народа, о счастье, о равенстве. Россия погрузилась в мрак реакции, имена декабристов нельзя было упоминать. Произведения их, а многие из них были поэты, писатели, приказано не печатать, не читать. Родным было запрещено носить по ним траур, даже упоминать их в разговоре было запрещено. Царь боялся разговоров о свободе, равенстве, а люди боялись ссылок, тюрьмы, страшились каторги. Таких было большинство. И вот в такое время начинает творить М.Ю.Лермонтов, воспитанный на вольнолюбивых стихах А.С.Пушкина.

По рождению он был дворянином, внуком богатой помещицы, поэтому круг его знакомых и родных - люди обеспеченные, богатые, близкие к царскому двору и царю. Лермонтов видел в них только желание покоя, богатства, чинов, наград из рук царя, видел, что они думают только о личном благе, что они напуганы участью декабристов, что они боятся борьбы.

Поэтому среди них он чувствовал себя одиноким, об этом он пишет в своих стихах.

Как вы это понимаете?

Какие есть синонимы у этого слова?

(Учащиеся смотрят на доске, определяют наиболее   подходящий,   объясняют почему так считают)

Наверное, самым близким синонимом к слову "мятежный" в данном случае будет слово "протестующий".

А теперь вернемся к 3 строфе.

Две первые строчки рисуют картину спокойного, ласкового моря и вдруг среди тишины, лазури золотых лучей солнца МЯТЕЖНЫЙ, протестующий парус. Против чего он протестует? А как это передать интонацией?

А теперь обдумайте все еще раз и подготовьтесь к выразительному чгению стихотворения.

1 ученик выделяет при чтении и подчеркивает одиночество паруса,

2-ой - -его мятежность.

Дети оценивают чтение, замечают разницу в чтении.

А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий".

Может быть вы знаете или догадываетесь, почему?

(Добавляю: отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)

Да, это так. Читая стихи декабриста Бестужева, Лермонтов встретил у него определение паруса как одинокого.

Это стихотворение только ли о парусе?

Можно ли сказать, что это стихотворение и о самом Лермонтове? Обратим внимание на эпиграф урока.

Эти слова, написанные М.Ю.Лермонтовым, характеризуют и его, как поэта и человека.

Какой же вариант выразительного чтения вы выбираете?

Дети читают стихотворение (2 человека вслух разные варианты).

А сейчас мы прослушаем романс Варламова "Парус".

Какое состояние паруса, его одиночество или мятежность, передает композитор средствами музыки, а певец - высо­той голоса, темпом, сменой интонации?

Включаю романс Варламова. (Его надо дать детям послушать в перемену, чтобы они привыкли к манере исполнения романса)

Каким представляем мы парус, слушая этот романс.

В этом стихотворении звучит протест против покоя, равнодушия, звучит желание жить, бороться, действовать, думать не только о своем благополучии, но и о борьбе за счастье для всех. Это стихотворение написано в 1832г. Это была трудная эпоха реакции, и надо было много мужества и смелости иметь поэту, чтобы тосковать о борьбе. Это стихотворение любили передовые люди России, читали его, пели, переписывали от руки.

В это же время почти было написано стихотворение Н. Языкова "Пловец". Оно тоже было очень известным. Оно чем-то очень близко стихотворению Лермонтова.

В каких стихотворениях он пишет об этом? (Учитель дополняет)

В 1932 году Лермонтову было 18 лет. Он переезжает из Москвы в Петербург, и в один из первых дней он приходит на Сенатскую площадь, долго стоит здесь, а потом идет по набережной Невы в сторону морского залива. Лермонтов впервые увидел морской простор, остановился, очарованный им, и долго смотрел вдаль.

Кто из вас видел море? Какое оно?

Чем поражает человека?

О чем думает человек на берегу моря?

О чем мог думать Лермонтов, глядя на море?

(Он сюда пришел с Сенатской площади)

Именно к этому времени относится стихотворение Лермонтова "Парус".

Я прочитаю стихотворение, а вы поробуйте представить себе, вообразить картину того, о чем говорит поэт.

Читаю стихотворение "Парус".

Что же вы представили, слушая стихотворение?

Показываю репродукцию.

А можно ли сказать, что в стихотворении говорится о том, что изображено на этой картине? (картина "Парус" Лермонтова)

Эту картину нарисовал М.Ю.Лермонтов.

О чем говорит этот факт?

(Тема одиночества, тема борьбы,      неудовлетворенности жизнью, окружающей его, всегда была в нем, в творчестве.)

Как помогает нам Лермонтов увидеть изменчивость моря, его очарование?

Анализируем первые 2 строки.

Какое слово здесь главное, опорное, почему?

Попробуйте голосом, интонацией показать одиночество паруса и безбрежность моря.

Обратим внимание, какие согласные здесь повторяются, случайно ли это?

Выразительно читаем еще 1-2 раза эти строки, передавая интонацией легкий шум волн, одиночество, огромность просторов моря.

Каким рисуется море в двух первых строках 2-ой строфы?

Какие слова надо логически и интонационно выделить, почему?

Какие звуки часты здесь? Почему?

Каким рисуется море в 3 строфе?

Какие слова выделим?

Как объясним многоточие.

Какая будет интонация. Одинаковая ли во всей строфе.

Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе?

Только ли о парусе идет речь?

Какой это литературный прием? (Олицетворение)

Почему Лермонтов использует его?

В стихотворении Лермонтов говорит о парусе, что он мятежный.

Прочитаем это стихотворение и попробуем ответить, чем же они близки, чем отличаются?

(Читает подготовленный ученик)

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ:

Лучшие люди нашей страны всегда стремились принести своей жизнью, своей деятельностью пользу народу, боролись за его счастье, свободу.

Такими были декабристы. Наш народ помнит их, потому что они думали о народе, об улучшении его судьбы.

Таким же человеком был и сам Лермонтов, жаждущий борьбы.

Поэтому так близки были стихи Лермонтова участникам войны, поэту П.Алдахину и всем советским солдатам.

Вернемся к стихотворению П. Алдахина.

Почему же считает он, что Лермонтов живет среди нас, что он всегда для нас живой?

Понравилось ли вам стихотворение Лермонтова? Хочется ли выучить его наизусть?

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

Выучить стихотворение наизусть.

Выставить оценки:  1) Обязательно тем, кто специально готовился к уроку.

2) Тем, кто увидел в стихотворении не только пейзаж, но и 2-ой план стихотворения.

Оценить высоко ответы тех, кто уже хорошо умеет расставлять паузы, выделять опорные слова, передавать интонацией главную идею стихотворения.

 



 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн