Submitted by Галина Никифоровна Ксенафонтова on чт, 24/02/2011 - 21:27
Урок обобщающего повторения по курсу «Краеведение-Природа Астраханского края»
Планируется в конце учебного года для учащихся 8 класса.
Основная цель– обобщить и повторить знания, активизировать познавательный интерес к природе своего края. Этот урок содержит важный элемент новизны и придает свежесть новых впечатлений, а также позволяет расширить и углубить знания, умения и навыки, полученные за год.
Урок «По страницам пройденных тем» проводится в форме устного журнала в сочетании с другими методами и методическими приемами с применением компьютерной презентации.
Урок по краеведению «По страницам пройденных тем».
Цель:1.Закрепить и обобщить знания по курсу «Природа Астраханского края».
2.Продолжить работу с картами разного содержания.
3.Выявить познавательный интерес к предмету и привить любовь к своей малой родине.
Оборудование:Карта Астраханской области; физ. карта России; атлас «Астраханская область»; слайды: растений, животных, рыб; символика нашего края; фотография памятника ПетруI; Красная книга Астраханской области; топонимический словарь Астраханской области; книга Александра Маркова «Пребывание ПетраIв Астрахани»; творческие работы учащихся; стихотворение «Лотос» Медетовой Ралины; сочинения учащихся.
1 страница.
География Астраханской области.
Эпиграф.Астрахань - древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, драгоценная жемчужина Нижнего Поволжья, «Рыбацкая столица», «Ворота в Каспий», «Волжская Венеция»,- так называют Астрахань, и все эти названия точно отражают географическое и экономическое положение города- форпоста, города- транзита, венчающего устье великой реки, где пересекаются важнейшие водные и сухопутные магистрали.
Задание:
Выявить географическое положение нашей области по отношению к:
экватору
нулевому меридиану
к океанам и морям
на каком материке
какие части света пересекает
какой меридиан проходит через нашу область.
Задание:
С какими государствами и субъектами Р.Ф. граничит наша обл. - что позволяет определить знание этих объектов? (Наличие ж/д, автомобильных магистралей, портов на Каспии, обеспечивает связь с другими районами России и за рубежом.)
Задание:
Перечислите и покажите на карте административные районы Астраханской области. Выделите среди них:
самый большой – Харабалинский;
самый маленький – Приволжский;
геометрический центр области – г. Харабали.
Задание:
Назовите города областного и федерального значения (г. Ахтубинск, Харабали, Камызяк, Нариманов, Знаменск, Астрахань).
Задание:
Что означают эти цифры?
27… 1943г. - образование Астраханской обл.
1001, 2 тыс. - население Астраханской обл.
48 градусов, 52мин. - крайняя сев. точка.
502, 8 тыс. человек - население г. Астрахани.
3530 км. - протяженность р. Волги.
420 км. - протяженность обл. с северо-запада на юго- восток.
4 км.- 4 дня - скорость пешехода.
15 км. - 1 день 4 часа - скорость велосипедиста.
22 км. - 15 час. - скорость всадника.
60 км. -7час. – скорость автомобилиста.
Задание:
Назовите площадь нашей области и покажите на карте с какими зарубежными государствами, государствами С.Н.Г. и областями Р. Ф. можно сравнить нашу область?
Рязанская - 40тыс. км.
Пензенская - 43 тыс. км.
Удмуртия - 42 тыс. км.
Несмотря на небольшие размеры, наша область таит в себе огромные запасы полезных ископаемых.
Учитель демонстрирует значки полезных ископаемых, учащиеся отвечают, что означает каждый значок и показывает месторождение на карте.
Зачитывается сочинение о Бэровских буграх - информация из книги Николая Травушкина «В краю тысячи рек», А. Шадрина «Поучительная история», рассказ « Бугры далекого детства».
Задание:
Дается всем ученикам фрагмент карты с изображением объекта, имеющего статус особо охраняемого. Определить этот объект, рассказать, что вы о нем знаете.
Рассказ о г. Большое Богдо.
Задание:
Даны фрагменты карт с изображением населенных пунктов, названием крупных рукавов, указанных стрелками. Охарактеризовать их топонимические названия.
г. Камызяк - на р. Кизань.
с. Икряное - на р. Бахтемир.
Красный Яр - на р. Бузан.
г. Ахтубинск - на р. Ахтуба.
г. Нариманов - на р. Волга.
г. Астрахань – на р. Болда.
Информация в книге о топонимах – автор М. Кирокосьян.
2 страница.
Природа Астраханской области.
Использование компьютерной презентации.
В презентации слайды с изображением растений из Красной книги, рыб, птиц с последующими комментариями о них.
Стихотворение о лотосе, собственного сочинения читает Медетова Ралина.
Издавна людей манил цветок
Символ красоты, мудрости и силы
И хотя пусть даже невысок,
Но зато представлен нам красивым.
Лотос кормит и лечит людей,
Помогает поднять настроение
И увидеть это творение
Мне хотелось как можно скорей!
Лотос – цветок богов,
Цветок загадочности и удивления,
Окруженный рядами розовых лепестков
Пусть не настигнет его час затмения!
3 страница.
Пребывание ПетраIв Астрахани.
Астрахань предстала ПетруIгородом торговым и изобильным, городом – портом, городом- крепостью. Недаром на гербе города, на лазоревом щите красовалась царская корона, а над ней обнаженная белая восточная сабля с золотой рукоятью. Это символизировало надежную охрану государства на южных границах России. ПетрIочень много сделал для развития и процветания нашего края, несмотря на то, что в этом человеке уживались реформаторский ум, удивительная любознательность, исключительная трудоспособность, безжалостность, жестокость и цинизм.
Слайды с изображением символики нашего края.
Вопрос:
Из каких источников мы знаем о пребывании Петра в нашем крае.
Из произведений А. Маркова «Пребывание ПетраIв Астрахани», « Поход в Персиду», «Были Астраханского края», «Астрахань на старинных открытках».
Мысленно перенесемся на несколько веков назад и ответим на вопросы.
Почему ПетрIвысоко ценил значение Астрахани с первых лет своего царствования?
Когда ПетрIвпервые прибыл в наш город и как его встречали астраханцы?
Каким предстала Астрахань ПетруI?
Какое архитектурное сооружение произвело на него неизгладимое впечатление?
С какой целью была создана садовая контора, аптекарский огород?
Какие заводы создавались в нашем городе, и что означало слово « завод»?
Шелковые, кожевенные, мыловаренные и селитренные. Приносили большой доход казне.
7.С какой целью был создан птичий двор?
За какие заслуги в 1717 году Петру был вручен диплом Парижской академии наук?
За создание точной карты Каспийского моря.
8.Что сделал Петр для создания нового военного флота и адмиралтейства?
4 страница.
Географические чемпионы Астраханской области.
Опережающее домашнее задание.
Написать не менее 5 объектов, являющихся «самыми- самыми»
Красивыми, крупными, интересными, редкими.
Сочинения о своем городе, посвященные 450- летию славного юбилея.
Заключение.
Царь – реформатор считал, что уважение к делам предков, должно стать нормой в российском государстве. Еще многие поколения будут помнить человека, так много сделавшего для России и нашего края. Отдавая дань уважения, благодарные астраханцы поставили памятник ПетруIна проспекте Гужвина.
Демонстрируется слайд с изображением ПетраI.
Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
Урок разработан учителем географии-биологии МОУ «СОШ с. Рассвет» Ксенафонтовой Галиной Никифоровной.
День добрый! Очень рада, что заинтересовала Вас своим уроком. Я запросила у Вас авторизацию, добавьте меня к себе в друзья, пожалуйста, будем общаться.
На: конспект-урока "Краеведение-природа Астраханского края"
замечательно! Очень хороший материал.Как скачать?
На: конспект-урока "Краеведение-природа Астраханского края"
Уважаемая Галина Никифоровна!
Спасибо за интересный урок. Некоторые моменты возьму на вооружение.
На: конспект-урока "Краеведение-природа Астраханского края"
День добрый! Очень рада, что заинтересовала Вас своим уроком. Я запросила у Вас авторизацию, добавьте меня к себе в друзья, пожалуйста, будем общаться.
С уважением, Галина.