Submitted by Галина Соломатина on Tue, 19/04/2011 - 00:54
«Увлекательный мир детскогоIT-творчества»
Соломатина Галина Леонидовна, учитель мировой художественной культуры Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 города Каменки Каменского района Пензенской области.
В наш бурно развивающийся век – век прекрасных идей, новых технологий, уникальных открытий, хочется не стоять на месте, а постоянно двигаться вперед, идти в ногу с постоянно меняющимся временем. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально-значимым достижениям. В соответствии с этим подходом новые педагогические технологии должны охватить не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все стороны школьной деятельности. Среди педагогических инноваций в образовании компьютерные технологии уверенно занимают одно из ведущих мест. И быть в стороне от этого уже просто не представляется возможным.
По профессии я работник культуры, но своё призвание нашла в педагогической деятельности. Интеграция культуры и образования помогла мне сформулировать и позитивно реализовать методическую проблему, над которой я работаю на протяжении многих лет «Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности, привитие им стремления и навыков непрерывного пополнения знаний как средство повышения качества обучения и воспитания». Тщательный отбор и поиск новых методов, средств и форм обучения, творческих подход к решению большинства практических задач в процессе обучения, применение разнообразных педагогических технологий и их элементов позволили сделать мою педагогическую деятельность для учеников открытием с неиссякаемой радостью познания.
Внедрение компьютерных технологийв образовательный процесс я начала несколько лет назад не только на предметных уроках, но и во внеурочной деятельности школьников. Последние пять лет я веду индивидуально-групповые занятия «Введение в информатику». Программа факультативного курса ориентирована в достаточно большой степени на существующие в настоящий момент типы универсальных пользовательских программ и соответствует общеобразовательному стандарту по информатике и ИКТ, но внеурочная деятельность позволила значительно повысить интерес учащихся не только к учебной деятельности, но и к творчеству, к участию в различных мероприятиях, конкурсах и соревнованиях.
Замечу, что творческое отношение учеников к компьютерным технологиям даёт мне возможность не только без затруднений обучать детей пользовательским навыкам, но и формировать у них этические ценности: уважение к старшему поколению, к семье, к формированию здорового образа жизни, чувства гармонии, отношению к творчеству как необходимому желанию современного школьника.
По своей сути индивидуально-групповые занятия носят творческий характер: ставя перед учеником задачу создания документа, презентации, плаката, я учу детей к этому процессу подходить не формально и шаблонно, а делать тот или иной IT-продукт, применяя свою фантазию и выдумку в реализации идеи. Поэтому технические трудности отходят на второй план, они служат лишь средством для воплощения задуманного творческого проекта, не вызывая у моих воспитанников чувства непреодолимых сложностей в скорости набора текста, в оформлении презентации, в работе с электронными плакатами, рисунками, в применении различных дизайнерских приёмов.
Безусловно, процесс обучения на занятиях имеет свою чётко регламентированную рабочую программу, но в её освоении соблюдается и ещё один момент, творческий, который реализуется по мере освоения учебного материала учениками через план воспитательной работы школы, поэтому тематикой компьютерных работ служат проводимые в школе, районе, области мероприятия. В начале каждого учебного года он уже известен, и содержит в себе пункты, которые служат нам ориентиром в компьютерном творчестве:
• конкурс социальной рекламы;
• конкурс творческих работ средствами компьютерного дизайна «Волшебный мир детства»;
• научно-практические конференции;
• другие мероприятия и конкурсы, где возможно применение компьютерных технологий.
Для ребят важно не только участие в акциях и мероприятиях, но и оценка результатов их компьютерных работ. Большим стимулом в творческом подходе к занятиям служат их ежегодные творческие успехи.
С учениками, которые уже в той или иной степени свободно общаются с ПК, провожу индивидуальные занятия, на которых есть возможность заниматься исследовательской работой. Хотя это очень сложный и трудоёмкий для ребят процесс, но уже есть IT-проекты, которые получили на районном и областном конкурсе творческих работ средствами компьютерного дизайна «Волшебный мир детства» призовые места (презентации «Любовь и тепло души», «О себе», «Хочу поделиться счастьем», рассказывающие о семьях авторов). С отдельными учениками мы провели исследование «Война в моей семье» и со своими компьютерными презентациями приняли участие в районной историко-практической конференции «Растим патриотов России» (за активное участие выражена благодарность от Начальника Управления образования Каменского района). Совместно с ученицами 5-11 классов был разработан и реализован научно-исследовательский проект «Что мы едим?», отчёт о котором был представлен в виде презентации на общешкольном родительском собрании, мероприятиях для учеников школы, на педагогическом совете, и который признан одним из 10 лучших исследовательских проектов в региональном конкурсе. В PDF-приложении «Портфолио творческих успехов учащихся» можно ознакомиться со многими успешными работами моих воспитанников.
Таким образом, компьютерные технологии широко используются мною на всех этапах школьной деятельности. Это даёт возможность учащимся усваивать и отрабатывать знания и умения не только в эвристической, но и в творческой форме, потому что работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие всем, кто с этим соприкасается, но главное, что через творчество она способствует формированию информационно-коммуникационных компетенций, столь необходимых современному школьнику.