Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реформы Н.С. Хрущева. " Черное или белое?"

Фото пользователя Татьяна Николаевна Захарова
Submitted by Татьяна Николаевна Захарова on Wed, 13/05/2009 - 11:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лелетка Евгения Алекссевна
Место работы, должность: 
учитель истории и обществознания МОУ СОШ №11, г.Искитим, Новосибирская область
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Методическая разработка творческого учебного занятия с использованием средств ИКТ.

Автор разработки - Лелетка Евгения Алексеевна

 

 

 

Аннотация

Урок проводится при изучении Истории России во втором концентре — 11 классе. При изучении раздела «СССР в годы войны и мира» — это 7 урок в теме, он рассчитан на 2 академических часа. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему (в соответствии с той группой, в которой они состоят). Данный урок призван проверить эффективность этого метода. Нельзя сказать, что все удается, но работа с источниками и литературой оправдывает себя.


 

Тип урока - урок применения полученных знаний на практике.

 

Вид урока - групповая работа по типу "МОЗАЙКА"

 

Данный урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н. С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1-2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться.

Цели — в ходе работы с документами и их обсуждения выявить знания учащихся и на их основе раскрыть сущность реформ и их влияние на дальнейший ход  развития государства, воспитывать уважение к чужому мнению.

Задачи -

Обучающие: уяснить необходимость реформ в стране; узнать об альтернативных путях экономического реформирования; на основе конкретных данных узнать об успехах отечественной экономики.

Развивающие: развивать умения самостоятельно добывать знания из различных источников; находить правильное решение проблемным вопросам и заданиям.

Воспитывающие: воспитывать гражданские и патриотические чувства.

Оборудование: портрет Н.С. Хрущева, изображение скульптуры Э. Неизвестного "Памятник Н.С. Хрущеву", пакет документов, мультимедийная установка.

Программное обеспечение: Win amp; Power Point; Word — 2003; Excel; Media Player Classic.

План урока

1.     Предварительная подготовка

2.     Стадия пробуждения энтузиазма

3.     Образное видение.

4.     Вводное слово учителя

5.     Стадия сосредоточение внимания

6.     “Мозаика”

7.     Стадия – Получение прямого опыта

8.     Стадия – Передача своего вдохновения другим.

9.     Заключительное слово

Ход урока

Предварительная подготовка

Учитель заранее (на предшествующем уроке) делит класс на 4 группы.

Каждая группа готовит аргументы в защиту правления Н.С. Хрущева, используя сведения, полученные в результате изучения литературы, а также готовит контраргументы на реформы, проведенные в 50-60-е годы.

Состав группы:

1.Основной докладчик (готовит выступление на 3-5 минут, обосновывая позицию группы).

2.Содокладчики (вносят дополнения к основному докладу по какой-либо проблеме,1-2 минут).

3.Картограф (должен показать все основные события по своей теме).

4.Аналитик (анализирует замечания к докладу со стороны других групп).

5.Эрудит (отвечает на спорные и проблемные вопросы).

6.Хронометрист (следит за отведенным временем, фиксирует активность учащихся в группе).

1. Стадия пробуждения энтузиазма

Образное видение. Что мы знаем? Как представляем? Стадия основана на готовности учащихся воспринимать новое, создает контакт с обучающимися. Указывает направление познания.

Вводное слово учителя

На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итоги деятельности Н.С. Хрущева, определить его вклад в процесс развития нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.

Цель нашего занятия - показать, как развивалась экономика страны после смерти Сталина, с каким трудом создавалось индустриальное общество в нашем государстве.

Командная экономика показала свои мобилизационные возможности в годы Великой Отечественной войны, но, решив задачи создания индустриального общества, страна вышла на новый экономический уровень, который предусматривал движение к постиндустриальной экономике, постиндустриальному обществу. Объективно назрела необходимость демократизации и замены административного хозяйствования саморегулирующейся экономикой. Инициатор этих преобразований был Н.С. Хрущев (см prez) – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. Какую задачу он поставил перед страной?  Мнения современников и специалистов-исследователей по оценке реформ Н.С. Хрущева существенно различаются. Даже в своей скульптуре Э. Неизвестный выразил отношение к реформаторской деятельности Н.С. Хрущева. Обратите внимание: половина скульптуры светлая, а половина – темная. Что хотел показать Э. Неизвестный? Почему после “оттепели” не наступила “весна” в экономике?

В процессе работы над документами вы должны ответить на вопросы:

Какие цели были поставлены в данной области экономики?

Каковы были конкретные шаги реформ?

Каковы были результаты реформ?

2. Стадия. Сосредоточение внимания

Получение новой информации: изучение учебных пособий, документов. Предлагаю учащимся изучить документы в группах (см приложение — документы для каждой группы):

1 группа – реформы в сельском хозяйстве;

2 группа – реформы в промышленности;

3 группа – реформирование командного состава в управлении экономикой;

4 группа – социальные реформы.

Ваша задача будет состоять в том, чтобы не просто доказать свою точку зрения, опираясь на прочитанный вами документ и литературу, но и осмыслить полученную информацию и сформулировать окончательные выводы. В завершении урока мы должны будем определить, какие существенные изменения произошли в стране в итоге реформ Н.С. Хрущева.

Учитель знакомит учащихся с правилом игры “Мозаика” (работа в группах по специальной схеме).

“Мозаика”

Смысл методики — поиск совместного решения и выработки общего мнения целого коллектива

1 этап: АВСДЕХ – внутри группы

2 этап: ААААЕХ; ВВВВЕХ; ССССЕХ; ДДДДЕХ – в людях (Переход учащихся)

3 этап: АВСДЕХ – внутри группы (Возвращение учащихся в свою группу)

А – Докладчик; B – Содокладчик; C – Картограф; Д – Аналитик; Е – Эрудит, фальсификатор; Х – хронометрист.

3. Стадия – Получение прямого опыта.

Эвристическое исследование – анализ документов. На 1 этапе “внутри группы” учащиеся обсуждают и анализируют полученную информацию (10-15 минут).

Эрудит фиксирует ответы и выводы на специальном листе (составляет опорный конспект)…

На 2 этапе “в людях” идет поиск нового решения. Учащиеся пересаживаются в другие группы по схеме: А-А-А-А; В-В-В-В; Д-Д-Д-Д; Е-Е-Е-Е., хронометрист и эрудит остаются в прежних группах. Сформировав новые группы, учащиеся изучают документ. Эрудит на другом листе фиксирует выводы учащихся новой группы. Учащиеся задают вопросы на уточнение по данной области экономических реформ, определяют особенности и причины неудач. Участники приходят в новую группу с обогащенным видением проблем и пониманием многозначности решений. Формируются выводы, максимально приближенные к единым выводам всего коллектива. Учащиеся дают ответ на поставленную в начале урока проблемную задачу. Команды вырабатывают общие положения (эрудит представляет новой группе после обсуждения документа, выводы первой группы, вторая группа сравнивает свои выводы с имеющимися и формируется единый вывод).

На 3 этапе “внутри группы” учащиеся вновь возвращаются к себе в группу, вновь обсуждают документ и находят ответы на поставленные вопросы. Докладчик и картограф выступают и озвучивают итоги группы.

После выступления всех групп, учащиеся отвечают на проблемный вопрос (см prez 1), поставленный в начале урока, высвеченный на экране:

Для ответа на этот вопрос учащимся дается 1-2 минуты.

Учащиеся в группах после обсуждения, делают вывод, что общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому, что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено.

4 стадия – Передача своего вдохновения другим.

Дает обратную связь обучающему, обучающий делится своим вдохновением с аудиторией. На этом этапе урока предлагаю учащимся выделить ключевые слова, к которым мы сегодня пришли, анализируя итоги реформ, проведенных по инициативе Н.С. Хрущева и сочинить “стихотворение”. (5-10 минут) (см приложение doc.)

Выполнение тестовой работы

 

 

Заключительное слово

В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу.

Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни.

Решающую роль в смещении Н.С. Хрущёва в октябре 1964 года сыграла партийно-государственная бюрократия.

В заключение урока, учащиеся получают домашнее задание (по желанию выбирают один из тезисов и дают письменный ответ на него).

Были ли выполнимы лозунги 60-х годов:

“Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”.

“Догоним и перегоним Америку”.

“Оттепель”, Хрущёв, реформы. Слова синонимы?

Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или укрепление личной власти?

 

Прикрепленный файл Size
приложение.doc 40 KB
test.xls 36.5 KB
prez.ppt 1.48 MB


Фото пользователя Игорь Олегович Петров

На: Реформы Н.С. Хрущева. " Черное или белое?"


Большое спасибо за интересный материал! Обязательно использую его на своих уроках.
Петров



Фото пользователя Ольга Леонидовна Аввакумова

На: Реформы Н.С. Хрущева. " Черное или белое?"


замечательный урок! С Вашего разрешения воспользуюсь частично. Спасибо!
Ольга А.



Фото пользователя Любовь Михайловна Витвицкая

На: Реформы Н.С. Хрущева. " Черное или белое?"


Провела урок по вашему сценарию. Всё просто отлично. Спасибо.

Любава




Фото пользователя Людмила Борисовна Калятьева

На: Реформы Н.С. Хрущева. " Черное или белое?"


Очень интересный и содержательный урок. большое Вам спасибо!!!


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн