Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Зрительный анализатор

Фото пользователя Татьяна Михайловна Романова
Размещено: Татьяна Михайловна Романова - вт, 19/05/2009 - 08:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Романова Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 22 с углубленным изучением французского языка, г.Дзержинск, Нижегородская область, учитель биологии
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Цель урока: Конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора; доказать важное значение зрения в жизни человека; определить особенности строения органа зрения, функции его частей, их взаимосвязь. Тип урока: Комбинированный урок Использование ресурсов Интернет в компьютерном классе, работа в поисковой системе Google, создание совместной презентации в результате работы в группах.

Урок «зрительный анализатор»

Цели и задачи урока:

  • конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора;
  • доказать важное значение зрения в жизни человека,
  • определить особенности строения органа зрения, функции его частей, их взаимосвязь
  •  

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

На протяжении почти целого учебного года мы с вами познавали тайны строения нашего организма – главного чуда света. Мы изучали строение нашего мотора-сердца; узнали, зачем мы дышим, едим, благодаря чему двигаемся, говорим, думаем. Но в стране Анатомии – самой удивительной в царстве Биологии – остались еще несколько неизведанных нами островов Органов чувств. Эта группа островов имеет общее название, оно то и было темой нашего прошлого урока.

Вопрос: Так с какой группой органов мы познакомились с вами на прошлом уроке? Перечислите известные вам анализаторы.

Сегодня мы продолжим путешествие по нашему организму, изучив строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии окружающего мира и о том, почему надо беречь зрение. Итак, тема нашего урока: “Строение и функции зрительного анализатора”. (Записывают на рабочих листах)

Но, прежде чем отправиться в путешествие, надо к нему хорошо подготовиться. Поэтому сейчас вы выполните I задание на ваших рабочих листах, а потом мы обсудим результаты, и вы поставите себе оценку за это задание.

БЛОК 1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ.

Выполни задания.

1.1.. Подберите обобщающие слова к перечисленным ниже терминам:

слух, зрение, осязание, обоняние.

1.2. Расположите части анализатора по порядку.

а) ассоциативная зона коры головного мозга, б) рецепторы, в) проводящие пути

1.3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:

1) затылочная зона;
2) височная зона;
3) теменная зона;

а) Слуховой анализатор:
б) Зрительный анализатор;
в) Вкусовой анализатор

Обсуди результаты работы в классе.

Оцени свою работу

Критерии оценок.

Моя оценка

“5” – выполнил правильно все задания.
“4” – выполнил правильно 2 задания.
“3” – выполнил правильно 1 задания.
“2” – невероятно, ни одного задания не выполнил правильно

 

 

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ну а сейчас перейдем к изучению нашей темы урока.

Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, парсеками и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей.

Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные сопки вокруг.

Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне.

Рафаэль, Пикассо... – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу.

“Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть...

Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.

“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом.

Вообще, надо отметить, что человеку, в отличие от многих млекопитающих, повезло. Мы обладаем цветовым зрением, но не воспринимаем ультрафиолетовые волны и поляризованный свет, помогающий ориентироваться в тумане некоторым насекомым.

Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.

К каждой группе прикреплен консультант, который поможет Вам в выполнение задания. Это группа ребят, занимающаяся изучением зрительного анализатора, многое уже узнала об этом удивительном органе чувств. В каждой группе есть практический лист с заданиями, и мы  совместно будем пополнять  презентацию в поисковой системе Гугл, начало которой Вы сейчас видели. На эту работу Вам дается 15 минут.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

БЛОК 2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Посмотрите данную информацию
  2. Выпиши название частей глаза, выполняющие защитную функцию.
  3. Рассмотри рисунок глаза.

 

Заполни таблицу

Части глаза

Особенности строения

Функция

Оптические приборы – аналоги системы зрения

Белочная оболочка (склера)

 

 

 

Роговица

 

 

 

Сосудистая оболочка

 

 

 

Радужная оболочка

 

 

 

Хрусталик

 

 

 

Сетчатка

(Сетчатая оболочка)

 

 

 

Стекловидное тело

 

 

 

Заполните слайды соответствующей информацией.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте газа и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал о строении глаза, и выполним задания из презентации.

Вопросы

  1. Отличаются ли глаза животных и человека? Какие особенности в строение человека мы можем назвать?
  2. Какие части глаза непосредственно участвуют в  восприятие окружающего мира?
  3. Что такое центральное и периферическое зрение?
  4. Так ли совершенны наши глаза и почему?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Поморгайте, посчитав до 10. Это способствует улучшению кровообращения.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

БЛОК З. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Составь схему “Зрительный анализатор”, покажи последовательность звеньев.

  1. Что такое  зрительный анализатор?
  2. С чем связано цветовое зрение человека?
  3. С каким полушарием связана работа правого глаза, левого? Почему?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Итак, наш урок подходит к концу.

БЛОК 4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  1. Прочитай цели урока.
  2. Достигли ли вы цели урока?
  3. Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?
  4. Оцени свою работу на уроке, подчеркнув нужное слово: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”

Вот и заканчивается наше путешествие на очередной остров загадочной страны анатомии. Впереди у вас, ребята, долгая, интересная жизнь, и я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. А девизом пусть станут слова Максимилиана Волошина:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. стр. 73-77, презентация в поисковой системе Гугл
  2. творческое задание: составь 1 – 2 ребуса по теме “Зрительный анализатор”.


Фото пользователя Юлия Игоревна Чебуракова

На: Зрительный анализатор


Мне, как молодому специалисту, было интересно и ПОЛЕЗНО ознакомиться с вашим вариантом разработки урока по данной теме. Почерпнула для себя кое-какую методическую информацию. Большое Вам спасибо.
yulkaaa



Фото пользователя Ирина Юрьевна Гарнова

На: Зрительный анализатор


Интересный подход к изучению нашего органа зрения. Обязательно возьму на вооружение.Спасибо!
Ирина Гарнова



Фото пользователя Юлия Юрьевна Мазунина

На: Зрительный анализатор


Татьяна Михайловна, урок очень интересный! Электронная презентация к уроку составлена в соответствии с требованиями, очень красочная работа, но в тоже время не отвлекающая внимание учеников от хода урока. В работе представлены своеобразные задания для закрепления!




Фото пользователя Клавдия Викторовна Семенова

На: Зрительный анализатор


Отличная разработка , определены цели и задачи урока (можно только порекомендовать расширить их за счет добавления развивающих и воспитательных задач, хотя в ходе уроке они прослеживаются), четко выделены этапы урока с подробным пояснением. Приводится пример теста для проверки знаний учащихся. даны критерии самооценки. Использованы индивидуальные и групповые формы урока, применены элементы ИКТ и здоровьесбережения. Интересна, красочна презентация к уроку. Спасибо!



Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн