Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Национальная безопасность и демографическая ситуация в современной России

Фото пользователя Татьяна Николаевна Захарова
Размещено: Татьяна Николаевна Захарова - сб, 23/05/2009 - 14:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шелегин Николай Николаевич
Место работы, должность: 
учитель ОБЖ МОУ СОШ №2 города Искитим Новосибирской области
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Разработка нетрадиционного урока с использованием средств ИКТ.

 Автор ресурса - Шелегин Николай Николаевич

Информационная карта

интегрированного урока для учащихся 9 и 11 классов (Основы безопасности жизнедеятельности - 9 класс и   Обществознание – 11 класс)

Обусловленность проведение данного урока заключается в следующем:

- реализацией принципов полицентризма и предметной интеграции при изучении  смежных тем двух курсов;

- необходимостью  рационального использования учебного времени учащихся в условиях его дефицита;

- формированием личностных компетенций в области безопасности жизнедеятельности у школьников выпускных классов.

Дифференциация методики проведения : урок в равной степени эффективен при проведении в смешанных классах (юноши и девушки), а также возможные варианты тендерного подхода при котором в зависимости от состава большее внимание может быть уделено освещению медицинских проблем, возникающих при ранних половых связях и нарушений гигиены интимных отношений.

В таком случае желательно приглашение на урок специалистов – медиков.

Разделы и темы курсов

«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс.  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (уроки 1 – 6)

«Обществознание» - 11 класс. Раздел 2. Проблемы социально – политической и духовной жизни (уроки 35 - 36)

Тема: «Национальная безопасность  и демографическая ситуация в

современной России»

 Цели:

 Совершенствование  общепредметных компетенций

-  систематизации и  анализу различных источников информации;

- умению  вести дискуссию и отстаивать свое мнение;

- правильно понимать, интерпретировать и  использовать специальную   

  терминологию

- формирование   у девушек (юношей)  понимания необходимости  осознанного отказа от употребления психоактивных веществ, как одного из важнейших составляющих здорового образа жизни    

- мотивация  на  формирование у старшеклассников     ответственного отношения к сознательному родительству.

- Формирование правовой культуры учащихся –выпускников.

Форма проведения: урок – дискуссия

Учебные вопросы:

1.     Демографическая  безопасность, угрозы демографической безопасности  современной России.

2.     Место России в мировой демографической иерархии.

Демографическая ситуация в Новосибирской области, (нашем городе, районе)

3.     Семья и ее функции,  осознанное родительство

4.     Влияние вредных привычек на потомство.

5.     Делай,  как Я!

Время: 45 минут

Методологическое  оснащение:

- Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025года

- Семейный Кодекс Российской Федерации. ( В редакции от 29 декабря 1995 г.   223 -   Ф.З.)

- Ярочкин В.И. Секьюритология  – наука о безопасности жизнедеятельности.- М.: «Ось - 89» 2000. – 400 с.

 - Защита и безопасность №  (45) 2008

  Научно – технический и военно – политический журнал

  А.С. Куликов «Демографическая  угроза  безопасности современной   

   России»

- Меры по демографическому развитию Новосибирской области  на 2008 – 2025 годы

 

Методическое оснащение:

- Презентация по теме   урока

- Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеоразоват. учреждений: базовый уровень под ред. Л.Н. Боголюбова - 3 –е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 349 с.

- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся  9 кл. общеобразоват. учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение».  – М.: Просвещение, 2007. -191 с. ил. 

- Методические рекомендации по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2008/2009 учебный год)  В 2 т.   Т. I авт. – сост.: Ф.С. Кузнецова, Е.Г. Чуб, И.В. Чернухина, Н.Н. Шелегин. – Новосибирск : Изд –во НИПК и ПРО 2008. – 212 с. 

Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 10 – 11 классы / авт. – сост.: Т.А. Корнева. -  М.:, Глобус , 2008 – 192 с. – (Новый образовательный стандарт).

- Ответственные родители Учебно – методическое пособие для проведения родительских собраний по профилактике детского табакокурения  1-11 классы . Москва Всероссийская образовательная программа «Мой выбор» 2007 г.

-  Статистические сведения о демографической ситуации в городе  Искитиме. (Документ.  «Статистические данные Отдела ЗАГС Искитимского района Новосибирской области по Искитимскому району за 2008 год от 27. 01. 2009. 01 - 22 – 210) 

 Информационное обеспечение:

Демографическая безопасность

revolution.allbest.ru/sociology/00032042.html  · 33

www.biometrica.tomsk.ru/ftp/medicine/00013.htm  · 59 КБ

www.pravoslavie.ru/analit/global/demograf.htm  · 81 КБ

www.mirrabot.com/work/work_41288.html  · 58 КБ

ww.gazetanv.ru/article/?id=152  · 60 КБ

Анти ПАВ

www.fefochka.ru/health/beremennost/643.html  · 15 КБ

www.medicina.tomsk.ru/russian/cardio3.htm  ·

www.medicina.tomsk.ru/russian/cardio3.htm  ·

ww.demoscope.ru/weekly/2004/0145/analit03.php  · 66 КБ

Искитим

ww.demoscope.ru/weekly/2004/0145/analit03.php  · 66 КБhistory.kemsu.ru/oldversion/tezis/ablaz.htm  · 11 КБ

www.konkyrent.ru/index43.html  · 62 КБ

 

Техническое  обеспечение: мультимедийный  проектор, компьютер, экран

 

Ход урока

 

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия учащихся

I.Вводная часть

5минут.

Объявляет тему урока и цели его проведения.

Параграфов и  страницы учебников с которыми предстоит работать учащимся  9 и 11 классов Демонстрация  (слайд  № 1)

Подготовка учебных пособий
Обществознание стр. 194,197.

ОБЖ стр. 148 -152.

II.Основная часть

35 минут.

 

 

1. Вопрос

 10 минут

- Предлагает учащимся 9 классов прочитать текст учебника ОБЖ стр.148 -149. Учащимся 11 классов учебник. Обществознания стр. 193 -194.

 

- Учащимся 9 классов на основе прочитанного дать определение «Репродукция биологическая», назвать важнейшее условие, определяющее демографическое состояние страны.

Учащимся 11  классов на основе статистических данных охарактеризовать демографические процессы, происходившие в современной России

 

Краткий комментарий сообщений учащихся

Демонстрация кадра № 2

Вопрос  для учащихся

«Что,  по-вашему,  является основным критерием демографической безопасности?»

 

Чтение и анализ фрагментов текста учебников

 

 

Обмен, сопоставление, анализ

информации, полученной из разных источников из разных источников 

 

 

Регулирование количества населения страны, сохранение  этно – национальной    структуры.

( вариант ответа)

 

1.     Вопрос

10 минут

Демонстрация кадров № 4, 5, (статистические данные конкретного  административного образования могут быть представлены в виде таблицы, диаграммы)

Вопрос к классу « Как вы думаете, что привело страну к такой демографической ситуации, как можно её изменить, что для этого может каждый из вас?»

Для аргументированного ответа использовать материал учебников «Обществознание» для 11 класса  стр. 195

 «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 9 класса стр. 150

 

Свободный обмен мнениями:

- улучшение условий жизни;

- Возрастание качества медицинского обслуживания;

- обеспечение устойчивой мотивации для человека на создание благополучной семьи и воспитание личностной модели хорошего родителя, семьянина.   

 

2.     Вопрос

10 минут

Демонстрация кадра № 8

Вопрос  для учащихся «Что такое семья?»

 Комментирует  определения учащихся и предлагает сравнить данные ими определения с нормативны определением      Семья. (Семейный кодекс Р.Ф.)

 Демонстрация кадра № 13

 Предлагает классу «Проанализировать текст слайда или определение на стр. 151 учебника   «Основ безопасности  жизнедеятельности»  и  назвать основные функции семьи.

Демонстрация кадра № 14

Комментарий ответов учащихся и демонстрация кадра № 15с основными  функциями семьи.

Акцентирование внимание учащихся на одной из наиболее важных функций семьи – репродуктивной.

Вопрос к классу « Как вы думаете, что такое ответственное родительство, нужно ли вам готовиться к роли бедующей? » Демонстрация кадров  № 16, 17

 

Дают свои  варианты определения

«Семья это ….

 

Анализ текста, с целью определения основных функций семьи    

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Свободный обмен мнениями по поставленному учителем вопросу

 

3.     Вопрос

5 минут

Предлагает учащимся прокомментировать содержание материала кадра № 17 и ответить на вопрос « Как,  и  какие вредные привычки матери,  могут повлиять на здоровье ребенка?»

Предлагает девушкам оценить поведение женщин, курящих во время беременности

Последовательное демонстрирование кадров № 18 –22.

Акцентирует внимание девушек на содержании материала кадра № 22 о пагубном влиянии курения на плод  и тех последствиях, которые могут наступить

Демонстрация кадров № 23 –25

Просит девушек поделиться впечатлениями от увиденного

 

Выслушиваются мнения нескольких учащихся из 9 и 11класов

 

 

 

 

 

 

 

Зрительное и эмоциональное восприятие материала

 

 

Свободный обмен мнениями

III.Заключительная часть

5 минут

Демонстрация кадров  № 26, 27, 28

В заключительной части урока учащимся предлагается заполнить заранее розданную анкету – отзыв

Самоанализ  материалов урока, заполнение таблицы

 

 

 

 

Какие новы знания, вы получили на уроке?

 

Какие эмоции вызвала у вас, полученная  информация?

 

 Какое влияние окажет полученная информация на ваш образ жизни?

 

Класс _________

Возраст ________

 

Примечание: анализ анкеты – отзыва  может быть использован в работе классного руководителя, школьного психолога, послужить материалом для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний.

 

         

Домашнее задание:

  Для учащихся 9 класса учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» Раздел 7.3. стр. 148 - 154

  Для учащихся 11класса учебник  «Обществознание»  параграф № 17 стр. 193 -202

Анализ статистических данных о демографической ситуации в г.Искитиме.

 

Содержание кадров мультимедийной  презентации, используемой при проведении урока

 

№ кадра

Содержание (текст, изображения)

1

Национальная безопасность  и демографическая ситуация в современной России 

 

 

 

 

 

 

2

Демографическая безопасность  - состояние защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.

 

Цель демографической безопасности - обеспечение регулирования количества населения страны с сохранением этно – пропорциональной структуры и генетического здоровья людей.

 

Критерий демографической безопасности -  сохранение и увеличение средней продолжительности  жизни,  улучшение генетического и физического здоровья людей, регулирование количества населения страны, сохранение  этно – национальной    структуры.

 

 

 

 

 

 

4

Место России в мировой демографической иерархии

 

1.Китай – 1329349388 тыс.

2.Индия – 1065070607 тыс.

3.США – 303146284 тыс.

4.Индонезия – 203456005 тыс.

5.Бразилия –  190 000000 тыс.

6. Пакистан – 162000000 тыс.

7. Россия – 145200000 тыс. 

 

 

 

 

 

 

5

Демографическая ситуация в Новосибирской области

 

Численность населения -  2730,5 тыс.

Сельское население – 713, 9 тыс.

Наибольшая плотность в Новосибирской агломерации  -  (2/3 населения)

 Плотность сельского населения – 4 чел. на кв. км.

Среднее количество детей на одно сельское поселение  7, 7 чел. 

Динамика численности населения области

 Постепенное снижение к  2026 году до 2462,3 тыс.  на  (7.5%) 

Увеличение числа подростков на  58,2 тыс.  (14%)

 

 

7

Статистические данные, характеризующие демографическую ситуацию конкретного  административного образования ( Бердск, Черепаново, Мошково) могут быть представлены в виде таблицы, диаграммы и др. 

 

8

Коллаж из четырех фрагментов – новорожденный ребенок, новобрачные, мужчина женщина и дети на отдыхе, играющие дети

13

Семья  - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их совместного проживания, рождения детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений

 

 

14

Жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением потребностей её членов, называется функциями семьи

Назовите основные функции семьи

 

15

Функциями семь

 Воспитательная, репродуктивная, хозяйственно – бытовая, сексуально – эротическая, эмоциональная,

 

16

Осознанное родительство (схематичное изображение мужских и женских фигур)

17

Осознанное материнство

- нравственная чистота;

- социальная ответственность;

- готовность к самоограничениям;

 - позитивная мотивация материнства;

- физическое здоровье;

- сознательный отказ от вредных привычек;

 

18

Фотографии курящих девушек

20

Интернет – форум
(Стилистика и грамматика авторов  сохранена)

Я вам так скажу. Первую беременность курила (мне было 17 лет), не постоянно, но как обычно на нервах выкуривала по одной. Итог - выкидыш на сроке 27 недель. Вторую беременность почти не курила. Приезжали родители мужа первый раз в гости, понервничала, покурила....В этот же вечер выкидыш на сроке 10 недель. Курить бросила. Не курю 3 года. Знакомая курила всю беременность и кормит грудью и курит. Итог - ребенку год: не ходит, не говорит, не активный....Вобщем - вам решать курить или нет. А ребенок-то ни в чем не виноват

 

21

Всегда уверенно говорила "как только узнаю, что беременна,сразу брошу курить"....не бросила....постоянно ищу себе оправдания...стыдно

 

Мне тоже!!!!Очень стыдно!

 муж ругаеться! все меня ругают!!!

А я максимум на что способна

это только сократить свою

потребность в табаке!

 

22

Влияние курения на плод

У курящих беременных могут развиваться 

                следующие заболевания

.  Самопроизвольный аборт.

         Предлежание плаценты.

         Преждевременное излитие околоплодных вод.

         Преждевременная отслойка плаценты.

         Внутриутробная задержка развития (ВУЗР).

         Синдром внезапной детской смерти (у новорожденного).

 

      ВУЗР - наиболее часто встречающаяся патология у курящих беременных.

      Она развивается на ранних сроках беременности и отражается на всех органах плода. Вес новорожденных в среднем на 200 г меньше нормы.

 

      Чем больше курит беременная, тем выше риск для плода. Сообщалось, что у беременных, выкуривавших в день меньше пачки сигарет, перинатальная смертность повышалась на 20%, а у выкуривавших больше пачки - на 35%. Количества выкуриваемых сигарет, при котором не возрастает риск ВУЗР, установить не удалось.

 

23 - 25

Фотографии  препарированных мертворожденных с врожденными уродствами, возникшими в результате воздействия  на плод  психоактивных веществ  (табак, алкоголь, растительные  и синтетические наркотические вещества), употребляемых матерями во время беременности 

26 -27

Коллажи (фотографии новорожденных младенцев, произносящих призыв к родителям)

                           

Родители,  от дыма Ваших сигарет страдают Ваши дети!

28

Фотография девушки демонстративно разламывающей сигарету с призывом  Делай, как Я!

29

Этим сможешь реально помочь обеспечению национальной безопасности России!

 

 

 

 

 

 



Фото пользователя светлана михайловна максимова

На: Национальная безопасность и демографическая ситуация в совр


Актуально...впечатляет... спасибо.

До встречи...


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн