Вы не зарегистрированы

Авторизация



методические рекомендации по оцениванию в начальной школе

Фото пользователя Любовь Сергеевна Улискова
Размещено: Любовь Сергеевна Улискова - вт, 09/06/2009 - 05:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Улискова Любовь Сергеевна
Место работы, должность: 
районный информационно-методический центр
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
данные рекомендации взяты с современных источников: журналов "Начальная школа", "Педагогический поиск",письма МО РФ.

 

Методические рекомендации учителям начальных классов по теме «Контроль и оценивание результатов в начальной школе», рассмотренные на РМО учителей начальных классов
                                                                                                             от 24.03.09.
Районное методическое объединение по теме «Контроль и оценивание результатов в начальной школе рассмотрело новые подходы оценивания результатов учащихся начальных классов с личностно-ориентированным подходом обучения.Методист по начальному образованию Л.С.Улискова дала рекомендации по контролю и  оценке результатов учащихся по русскому языку, математике, литературному чтению на основе письма МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.98г., опираясь на письмо МО РФ № 14-51- 140/13 от 21.05 2004., где сказано, что в современной школе приоритетной целью     становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим   миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Содержание проверочной работы – это не совокупность учебных задач по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, а жизненная задача. При выполнении проверочных работ ученики применяют предметные знания и демонстрируют общеучебные умения (читая текст, он узнает автора, осмысливает главные идеи произведения, перечитывает текст, чтобы лучше понять его содержание и.т.д.). Основные результаты обучения в начальной школе представлены группой общеучебных умений, навыков и способов деятельности и группой предметных знаний, умений и навыков:
  • Учебно-управленческие умения: умение понимать учебную задачу: что буду делать и как буду делать, умение понимать последовательность действий, умение соблюдать последовательность выполнения домашней работы, умение выполнять советы учителя по подготовке рабочего места и соблюдать правильную осанку, умение оценивать свою деятельность по заданному алгоритму и составлять простой план письменного текста;
  • Учебно-информационные умения: умение бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста, умение находить ошибки в библиографическом описании книги одного – двух авторов, умение осуществлять библиографическое описание книги одного - двух авторов, умение различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты, умение составлять простой план письменного текста, умение грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты, умение создавать письменные тексты различных типов, умение владеть различными видами изложения текста – объем 90-100 слов, умение различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты, умение составить простой план устного текста.
Рекомендации о количественных измерителях контрольных работ:
Русский язык: (контрольный диктант) объем соответствует количеству слов по чтению;
-негрубые ошибки: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на конце слова, 2 негрубые ошибки + 1 ошибка;
           -однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая      
             следующая подобная считается за отдельную ошибку;
           -при трех поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант:
«5» - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1-й негрубой ошибке можно ставить;
«4» - 2-орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных;
«3» - 3-4 орфографических и 4 пунктуационных, а также при5 орфографических ошибках допускается «3»;
«2» - более 5-8 ошибок.
Оценки за грамматические задания:
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ заданий верно;
«3» - не менее ½ заданий верно;
«2» - не выполнено больше половины.
Оценки за словарный диктант:                                       Количество слов:
«5» - нет ошибок;                                                              1 кл. – 7-8 слов;
«4» - 1-2 ошибки;                                                              2 кл. – 10-12 слов;
«3» - 3-4 ошибки при количестве 15-20 слов                3 кл. – 12-15 слов;
«2» - 5-7 ошибок                                                               4 кл. – до 20 слов.
Оценки за контрольное списывание:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс);
         1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс);
«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1класс);
         2 ошибки и 1исправление (2-4 класс);
«2» - 4 ошибки (1 класс);
         3 ошибки (2-4 классы).
Обучающие изложения (периодичность проведения творческих работ 1 в две недели)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Примерное количество творческих письменных работ:

классы

 
изложения
сочинения
                                                четверти
1
2
3
4
1
2
3
4
 
1
2
3
4
1
2
3
4
1
-
-
-
-
-
-
-
-
2
2
1
2
2
1
2
2
2
3
2
2
3
3
2
2
3
2
4
2
3
3
3
2
2
2
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Для изложений берутся тексты повествовательного характера, в 3-4- х классах вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика носит воспитывающий характер и доступна детям. Объем сочинений в 3-4-м классах от 0,5 до 1 страницы, 9-10 предложений в 3-м классе, 11-12 предложений в 4-м классе. Критерии оценок, как за диктант. Основными критериями являются достаточно полное последовательное, воспроизведение текста в изложениях, создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность. При проверке творческих работ выводится во 2-3 классах одна общая оценка, в 4-м классе одна оценка ставится за содержание и речевое оформление, другая за грамотность. Контрольные изложения должны быть в 3-4 классах по 1 в конце года.
При работе над речевыми ошибками необходимо использовать следующие условные обозначения:

Условное обозначение ошибки

 
Ошибка
Способ исправления
V
Пропуск важного слова или предложения
Вставить пропущенное слово или предложение
Ф
Фактическая ошибка
Написать так, как было в тексте
Z
Не выделена часть текста
Начать предложение с красной строки
Г
Неправильно определены границы предложений
Поставить знаки препинания в конце предложений

3

 
1
 
2

 

Неудачный порядок слов
Изменить порядок слов
Н
Неудачное слово или предложение
Заменить другим словом или составить другое предложение
П
Повтор
Заменить или исключить повторяющееся слово
{    }
Лишнее слово или предложение
Убрать лишнее слово или предложение

 

При проверке творческих работ учителю необходимо текст читать дважды: при первом чтении исправлять грамматические ошибки, при повторном чтении исправлять речевые ошибки. Ошибки на изученное правило исправляются красной пастой, ошибки на неизученное правило исправляются зеленой пастой или простым карандашом. Ошибки, допущенные в словах, написанных на доске, в том числе и в вопросах плана, рассматриваются как ошибки в списывании и исправляются красной пастой. Ошибки на неизученные правила не учитываются. Условные обозначения ошибок учитель выносит на поля. Работа над ошибками выполняется в тех тетрадях, в которых писали творческую работу. Не реже одного раза в четверть необходимо классифицировать ошибки учащихся по схеме:

Ф.И.учащихся

 
Орфографические ошибки
Пунктуационные ошибки
Ошибки в содержании и построении текста
Речевые ошибки
Оценки
 
 
 
 
 
 

 

 
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в ходе устного опроса, письменного опроса, проверки домашнего задания, на этапе актуализации изученного материала непосредственно перед постановкой проблемы, а также в ходе участия детей в открытии нового знания. Для тематического контроля предназначены проверочные работы, их количество определяется количеством крупных тем в курсе каждого класса. Проверочные работы имеются в тетрадях на печатной основе по всем программам обучения. Формы итогового контроля – контрольное списывание, контрольные диктанты, контрольное изложение. Количество контрольных диктантов определяется количеством орфографических и пунктуационных тем, изучаемых в курсе каждого класса.
По литературному чтению тематический контроль обеспечивают специальные проверочные работы, включенные в тетради по литературному чтению. Количество тематических проверочных работ, как правило, определяется количеством разделов в учебниках, а именно: 1 кл. – 4, 2 кл. – 6, 3 кл. – 11, 4 кл. – 8. Тематические работы проверяют знание писателей, названий и героев их произведений, владение элементарными теоретико-литературными понятиями, которые вводились или использовались в ходе работы над разделом учебника, а также умение узнавать произведение по его героям, ключевым словам или плану текста, по описанию природы, умение узнавать героя по его портрету и.т.д. На итоговый контроль выносятся пересказ текста, выразительное чтение с листа и наизусть, навык чтения (в навыке чтения учитывать способ чтения, его осознанность, выразительность, скорость чтения оптимальная или неоптимальная). В конце 3-4 классов в форме теста проводится итоговый контроль развития читательских умений, а именно:
·        Умения вычитывать из текста фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию;
·        Умения ориентироваться в структуре текста;
·        Умения объяснять и оценивать прочитанное;
·        Умения видеть и понимать используемые в тексте языковые средства;
·        Умения определять жанровую и тематическую принадлежность текста;
·        Умения составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа.
Математика.
Контрольная работа. Примеры.
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5 и более ошибок.
Контрольная работа. Задачи.
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 негрубые ошибки; если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 2 вычислительные ошибки;
«3» - 2-3 ошибки (более ½ сделано верно), если допущена одна ошибка в ходе решения задачи, независимо 2 или 3 задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но  не решена 1 задача;
«2» - 3 и более ошибок или если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена одна ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.
Комбинированная контрольная работа.
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 ошибки, но не в задаче;
«3» - 2-3 ошибки, 3-4 негрубые, но ход решения задачи верен; если одна ошибка в ходе решения задачи, но все другие задания без ошибок;
 «2» - не решена задача или более 4-х грубых ошибок или более 5 вычислительных ошибок.
Если к/р состоит из двух задач и примеров:
«4» - если 1-2 вычислительные ошибки;
«3» - если 1 ошибка в ходе решения одной задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущено 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задач;
«2» - если допущены ошибки в ходе решения двух задач или в ходе решения одной из задач и 4 вычислительных ошибок или при решении задач и примеров более 6 ошибок.
Математический диктант.
Включает 12 и более заданий.
«5» - если все задания решены верно;
«4» - если выполнено не верно 1/5 от их общего числа;
«3» - если выполнено не верно ¼ от их общего числа;
«2» - если выполнено не верно ½ от их общего числа.
Система контроля в курсе математики:
Текущий контроль осуществляется в ходе устного опроса, на этапе домашнего задания, на этапе актуализации знаний, на этапе самостоятельной работы.
Формы тематического контроля – контрольные (проверочные работы) по итогам изучения крупных тем во 2-4 классах и тесты в 4-х классе.
Формы итогового контроля – четвертные и годовые контрольные работы.
Каждая контрольная работа состоит их трех уровней: задания 1 блока (4 задания) относятся к базовому уровню (соответствующему требованиям), пятое задание относится к уровню авторской программы, шестое задание отнесено к максимальному уровню.
Оценки выставления в журнал за контрольную работу по уровням: обязательная отметка за базовый уровень выставляется всем учащимся в журнал, половина базового уровня выполнена – это оценка «3», 2/3 – это оценка «4», полностью выполненные задания – это оценка «5». Результаты выполнения заданий 2 и 3 уровней оцениваются только в том случае, если они выполнены полностью, и только положительной отметкой.
Если задания двух первых уровней выполнены не полностью, но в одинаковой степени (хотя бы по 50%), то считается, что учащийся находится на более высоком уровне (в соответствии с письмом МО РФ от 19.11. 98 г. № 1561/14-15) и получает отметку базовую
«5».
Кто должен определять результаты контроля? Опираясь на требования государственного минимума и требования программы, учитель и ученики в диалоге договариваются, какие вопросы и задания к какому уровню они относят. При появлении нового типа вопросов и заданий нужно достичь нового соглашения.
Во всех видах контроля надо руководствоваться двумя правилами:
1.Не следует торопиться выставить ученику низкую отметку или зафиксировать, что этими возможностями он еще не овладел. В случае, если ученик выполнил задание неуспешно, лучше дать ему возможность выполнить работу над ошибками и выставлять отметку уже после выполнения этой работы.
2. Ученик должен иметь возможность пересдать, исправить не устраивающую его отметку (письмо МО РФ от 98 года).
Учителю необходимо четко знать и разбираться в заданиях базового уровня (минимальный), программный (авторский), максимальный (превышающий требования школьной программы).
 
 
Рекомендации составила методист по начальному образованию Л.С.Улискова.
 
 
 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...