Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать, Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски, которых у него было немало. Тогда он попросил новые.
Прошло много – много лет. Мальчик не заметил, как стал художником. Он рисовал всё, что было вокруг, и то, что ещё никто никогда не видел: самолёты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолёты, воздушные мосты и дворцы из стекла.
Все восхищались его рисунками. Картины были так хороши, что людям захотелось их оживить,
Появились и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли. Когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь, все увидели, как прекрасен мир. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников – руки трудолюбивого, настойчивого человека.
(Е. Пермяк) 150 слов.
Грамматическое задание.
Составить схему 1-ого предложения, указать вид подчинительной связи.
Сделать синтаксический разбор предложения:
Картины были так хороши, что людям хотелось их оживить.
Журнал « Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» №11, 1990г.
Михаил Михайлович Пришвин Текст 2
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Пришвина.
В сторожках объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звёздами полевого русского неба звали его просто «Михалычем». И, очевидно, огорчались, когда этот удивительный, запоминающийся с первого взгляда человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездясь под железными крышами, напоминали ему о просторах его «журавлиной родины».
Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий в полном согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник.
Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий». Он мог написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе, в каждой малости открыть интересное и значительное.
Мы благодарны Пришвину, который открыл нам красоту нашей земли, сверкающей под его пером среди туманов и тлеющих закатов. (К. Г. Паустовский)
Грамматическое задание.
1. Укажите значения придаточных, средства связи их с главным в сложном предложении: первое предложение (1 вариант), второе предложение (2 вариант). Составьте схему, объясните постановку знаков препинания в этом предложении.
2. 2. Выделите грамматические основы: в первом предложении третьего абзаца (1 вариант); в первом предложении четвёртого абзаца (2 вариант). Укажите, чем выражены главные члены.
3. Произведите разбор слов по составу: благодарность, заключается, говоря (1вариант); объездчиков, гнездясь, слетающем (2 вариант).
На: Урок в 9 кл. Диктант
Спасибо за материал.Желаю успехов вам и вашим ученикам!