Вы не зарегистрированы

Авторизация



Путешествие в царство Причастий

Submitted by Елена Ивановна Гвоздикова on вс, 28/06/2009 - 19:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гвоздикова Елена Ивановна
Место работы, должность: 
школа №97 г.Ижевск, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Удмуртия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
Урок по русскому языку в 6 классе «Путешествие в царство Причастий» с мультимедийной презентацией.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-путешествие с использованием линг­вистической сказки.

Технология: элементы игровой технологии.

 

Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный  оборот» и с его синтаксическим синонимом — пред­ложением с союзным словом «который».

Задачи:

- дать понятие о причастном обороте;

- научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами;

- научить видеть и исправлять грамматические ошиб­ки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.

- развивать умение определять место причастного оборота в предложении и расставлять знаки препинания при нём;

- приобщать учащихся к культурным ценностям прошлого.

 

Актуальность. На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.

Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.

В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Урок подготовит учащихся к более трудным вопросам по теме «Причастие», будет эмоционально воздействовать на сознание учащихся и повысит интерес к предмету.

 

Новизна проекта. Во время уроков с использованием оригинальных презентаций, выполненных в редакторе PowerPoint, создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Привлечение интересного дидактического материала обеспечивает высокую работоспособность учеников. Данный урок построен с учётом психологический особенностей школьников, идёт опора на межпредметные связи (МХК), используются возможности личностно-ориентированного обучения.

 

Продолжительность реализации проекта. Урок-путешествие рассчитан на 1 час.

 

Механизм реализации проекта: урок-путешествие с использованием презентации, выполненной в редакторе PowerPoint, и применением интерактивной доски.

 

Перспективы дальнейшего развития проекта. За этим уроком следует несколько уроков, объединенных общим понятием «причастие», на которых дети научатся определять место причастного оборота в предложении и расставлять знаки препинания при нём, а также будут создавать собственные проекты по изучаемой теме.

Возможности распространения в других образовательных учреждениях. Данный проект может быть использован в любом общеобразовательном учреждении при изучении темы «Причастие».

 

 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1.

Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете уди­вительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы по­смотрим, как образуются причастия и при­частные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении при­частных оборотов.

 

2. Актуализация знаний.

Слайд 2.

Учитель. В далекой стране правил в давние времена ко­роль Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду.

Слайд 3.

Даже придворных его звали весьма нео­бычно: Который читает, Который готовит, Ко­торый рисует, Который плавает.

Слайд 4.

Но и те, которые оставили службу при дворе, не потеряли своих имен: Который отдыхал, Который уска­кал, Который уехал.

Слайд 5.

Не очень-то веселой была жизнь в королевстве.

Солнце, которое всходило, цветы, ко­торые расцветали, птицы, которые щебета­ли, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

Слайд 6.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:

— Я король, который любит.

— Любящий, — поправляла она.

Я тот, который восхищается вами.

— Восхищающийся, — вторила она.

— Годы, которые мне остались...

— Оставшиеся...

— Я хочу посвятить вам.

— Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или зна­ющий...

Представьте, как обрадовались подданные

 

3.  Работа по образованию причастий.

Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмеша­тельства принцессы Причастие.

Слайд 7.

(Дети записывают причастия в тетради (который читает — читающий, который готовит —готовящий, ко­торый рисует — рисующий, который плавает — плавающий)).

Слайд 8.

Но и у тех, которые оставили службу при дворе, тоже изменились имена.

(Дети записывают причастия в тетради (который отдыхал – отдыхавший, который уска­кал —ускакавший, который уехал —уехавший)).

 

4. Выполним упражнение.

Слайд 9.

Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной ис­торией и выполним упражнение.

Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами.

Слайд 10.

Образец

Галикарнасский мавзо­лей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причис­ленный к семи чудесам света, очень интересен.

Слайд 11.

 

1. Это ш_девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры.

2. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.

3.  На первом этаже, который представлял собой пря­моугольное закрытое помещение, находилась по­гребальная кам_ра.

4.  На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон_адой.

Слайд 12.

5. На многоступенчатой пир_миде размещалась мрамор­ная кв_дрига, которой уп­равляли те, чей прах поко­ился внизу.                    

6. Подобные постройки, которые воз­водились для знатных особ, стали называться м_взолеями.

 

КВАДРИГА—

двухколесная колесница, запря­женная четырьмя лошадьми.

 

 

 


колоннада

 пирамида

камера

шедевр

мавзолей  

 

Слайды 13-14. Проверите, правильность написания предложений.

Попробуйте обнаружить связь между «квадри­гой» и одной из геометрических фигур.

 

5. Выполнение разноуровневых заданий.

Слайд 15.

Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать кар­точку определенного уровня сложности.

 

Уровень «3». Закончите таблицу. (См. приложение 1).

 

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»

 

 

Греческое

«помещение со сводооб­разным потолком»

 

Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

 

Греческое

«глыба, блестящий ка­мень»

 

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах.

 

Уровень «4». Закончите таблицу, используя слова из упражнения. (См. приложение 2).

КЛЮЧ

Французское

«труд, достойный масте­ра»

шедевр

Греческое

«помещение со сводооб­разным потолком»

камера

Латинское

«деньги, пособие, срок вы­дачи пособия»

эра

Греческое

«глыба, блестящий ка­мень»

мрамор

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

прах

 

Уровень «5». Соединительными линиями покажите соответствия. (См. приложение 3).

 

КЛЮЧ

Французское

 

«помещение со сводооб­разным потолком»

шедевр

Старославянское

«труд, достойный масте­ра»

эра

Греческое

«деньги, пособие, срок вы­дачи пособия»

прах

Греческое

его происхождение связано со словом «порох»

камера

Латинское

«глыба, блестящий ка­мень»

мрамор

 

6. Работа по развитию речи.

Учитель. Правильно употреблять причастные оборо­ты в своей речи должен уметь каждый, но это не все­гда удается. Попробуем обнаружить и исправить грамматичес­кие ошибки в предложениях с причастными оборотами.

Слайд 16.

Задание. Исправьте грамматические ошибки.

1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.

(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)

2.  Мавсол, не доверявшийся персидским архитекто­рам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым су­ществительным)

3. Особое внимание привлекала окруженная усыпаль­ница 39 колоннами.

(Подсказка: определяемое слово не должно входить в при­частный оборот)

 

Слайд 17.

Проверьте себя!

Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древ­него мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.

Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.

 

7. Подведение итогов урока

Учитель. Сегодня мы с вами приступили к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского язы­ка. Мы узнали о тесной связи предложений с союз­ным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложе­ния с причастными оборотами и исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением этих кон­струкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождени­ем некоторых слов. Вспомните их (дети называют сло­ва).

Человек, знающий возможности родного язы­ка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения.

 

Домашнее задание. Написать стихотворение по заданному началу.

Шарик, который летит, — летящий.

Снежок, который хрустит, — хрустящий.

Ручей, который журчит, —___________

Речь, которая звучит, —____________

 

Попытаться продолжить его.

Прикрепленный файлSize
P_Gvozdikowa.ppt3.13 MB

»  Tags for document: