Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании математики
Размещено: Мария Константиновна Алферьева - сб, 01/08/2009 - 15:42
ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
Алферьева Мария Константиновна,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании различных предметов школьного курса невозможно без достаточной технической базы, соответствующего программного обеспечения и подключения к сети Интернет. В настоящее время в нашей школе имеется компьютерный класс (10 РМУ, локальная сеть, проектор), копилка CD-дисков с программами по различным дисциплинам, которые успешно используются на предметных уроках, телефонное подключение к Интернет. Собрана также солидная копилка презентаций, созданных учителями и учащимися школы, слушателями курсов Интел – Обучение для будущего. Растет количество педагогов школы, который в той или иной степени обращаются к возможностям, которые предоставляют использование ИКТ в обучении.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, можно условно разделить эти уроки на четыре группы.
1. Демонстрационные уроки.
Этот тип уроков – один из самых распространённых на сегодняшний день. Для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам. Ещё более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Уроки такого типа интересны и динамичны по своей структуре.
2. Уроки компьютерного тестирования.
Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот тип уроков я практикую как на уроках информатики, так и на уроках математики. На таких уроках каждый учащийся класса работает только индивидуально: или за компьютером, или письменно по карточкам. Программным обеспечением служат тестовые программы. В школе имеется немало дисков с тестами ЕГЭ по различным предметам, итоговые тесты по информатике. Используется программная оболочка, позволяющая создавать подобные тесты - LOCAL. Но есть трудности при использовании в тестах математических формул. Хотя при определенном навыке работы они легко преодолимы. Очень удобно при создании тестов использовать программу НК-График, которая ставится в приложении к программной оболочке «Новый класс» Интерактивная линия.
3. Уроки тренинга или моделирования.
Этот тип уроков проводится в компьютерном классе. Программным обеспечением является какая-либо компьютерная среда, позволяющая решать определённый тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии и алгебры. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какой-то конструктивной цели. Таких программ, к сожалению, не так много. В школе для этих целей используется пакет «Живая геометрия», пакет Дрофа-ДОС для НФПК «Математика 5-11», программа НК-График, образовательный комплекс «Вычислительная математика и программирование 10-11».
4. Интегрированные уроки.
Интегрированные уроки проводятся, как правило, в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам. Используя возможности MS-EXCEL, они проводят целый ряд расчётных операций, позволяющих сделать количественный анализ какого либо процесса, например, найти приближённое решение любого трансцендентного уравнения с любой степенью точности или вычислить площадь криволинейной трапеции, найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке и т.д. На таких уроках можно смоделировать некоторый процесс и произведя необходимые расчёты сделать определённые выводы. Такой урок обычно проводят учитель предметник и учитель информатики.
Я в данном случае выступаю в одном лице. Как учитель математики ставлю задачу, вместе с учащимся анализирую промежуточные и итоговые результаты, делаю выводы. А как учитель информатики помогаю учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчёты по этой модели в той или иной среде. В школьной программе немало тем, которые полезно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких наук, именно в таких случаях интегрированные уроки достигают своей цели.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся.
Несколько слов хотелось бы сказать об использовании ИКТ в довозувской подготовке выпускников. Большое количество различных дисков с тренажерами, тестами, репетиторами при правильной организации, позволяет подготовить учащихся и к централизованному тестированию и к тестированию в вузе. Совместная работа над тестами, разбор решений, комментирование приемов решения позволяют учащимся значительно быстрее освоить материал. Доступ через Интернет к демонстрационным тестам, on-line тестирование позволяет учащимся еще раз проверить свои силы, стимулирует их активность в обучении.
Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.