Обучающая: Сформировать представление о носителях информации различных эпох. Показать необходимость развития технологии хранения информации.
Воспитательная:Воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самоанализировать результат методом рассуждения.
Тип урока:Комбинированный
Вид урока:Урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент (3 мин)
II. Проверка домашнего задания.(10 минут)2
1. Приведите примеры звуковой информации. Как мы ее получаем?
2. Приведите примеры графической информации. Как мы ее получаем?
3. Что значит получить информацию?
4. Приведите пример обработки информации.
5. Назовите схему передачи информации.
6. Можно ли потерять информацию?
Физкультминутка.
III. Объяснение нового материала. (15 минут)3
Память самый первый инструмент хранения информации. Люди всегда понимали не надежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях. Для того чтобы узнать как хранили информацию в далекие времена мы с вами отправимся в прошлое с помощью машины времени.4 По наскальным росписям в пещерах мы можем судить о том, как охотились древние люди.5 Некоторое время спустя люди стали наносить информацию на создаваемые ими постройки (храмы, жилища).6 Одним из таких видов информации являются фрески. Фрески – это разноцветная роспись стен по мокрой штукатурке. Информацию, которая наносилась на стены зданий, нельзя было переносить, поэтому она была доступной только тем, кто посещал данное здание. А с появлением письменности появилась потребность в менее громоздких носителях информации.7 Люди стали наносить информацию на тонко раскатанную глину бамбуковыми палочками или косточками. Потом ее сушили и обжигали. Но все-таки они были не удобны для хранения информации, они ломались, и их хранение было очень трудоемким.
Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из тростника.8 Разрезая тростинку в длину, половинки складывали одну за другой на ровную поверхность, а потом второй слой таких же полосок, но уже в поперечном направлении и чем-нибудь прижимали. Из тростника выделялся клейкий сок и склеивал полоски между собой. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.
Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток.
Продолжительное время документы хранились на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы.9
На Руси для хранения и передачи документов использовали кору берёзы. Её аккуратно срезали с дерева так, чтобы получился прямоугольник. После заполнения её также скручивали в трубочку.10
ВоIIвеке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Но широкое распространение бумага только вXV-XVIвека.11
Для того чтобы хранить много информации на общую тему в одном месте отдельные листы бумаги скрепляли между собой с одной стороны. Так получались книги.12
Со временем человечество научилось хранить и передавать звуковую и видео информацию.13 Первым носителем звуковой информации были валики с выступами которые использовались в музыкальных шкатулках, шарманках и т.д. Потом изобрели грампластинку, на смену которой пришла аудиокассета.
Первым носителем видеоинформации стала видеопленка, которую заменила магнитная видеопленка.14
В настоящее время придуманы универсальные носители информации. ЭтоCDиDVDдиски.15
Сравнительный анализ: 16
·один учебник информатики 5 класса весит 310 г.;
·обычныйCDдиск весит 15 г.;
·на диск умещается 1500 книг;17
·1500 книг = 465 кг.
IVЗакрепление нового материала. (12 мин.)18
VДомашнее задание(2 мин)19
VIПодведение итогов(3 мин).
Пояснительная записка
1.Запускается презентация. Некоторое время демонстрируется первый слайд.
2.Проверка домашнего задания происходит следующем образом: на экране показан цветок «цветик-семицветик», каждый лепесток которого представляет собой ссылку на слайд с вопросом. После разбора вопроса нужно нажать на «домик» для того чтобы вернуться на слайд с цветком.
3.Как только будут рассмотрены все вопросы, нужно нажать на серединку цветка для перехода к слайду «Путешествие в прошлое» (Слайд № 10).
4.Слайд № 11. Для того, чтобы в презентации работало видео необходимо видео файл поместить в одну папку с презентацией.
5.Слайд № 12.
6.Слайд № 13.
7.Слайд № 14.
8.Слайд № 15.
9.Слайд № 16.
10.Слайд № 17.
11.Слайд № 18.
12.Слайд № 19.
13.Слайд № 20.
14.Слайд № 21.
15.Слайд № 22.
16.Слайд № 23.
17.Слайд № 24.
18. Для закрепления нового материала дети пересаживаются за компьютеры, на каждом из которых загружен файл Кроссворд.xls. После того как дети заполнят таблицу кроссворда, слова «подумай ещё» будут заменены на «Молодец!!!»
19.Слайд №25.
Примечание: Пункты 18 и 19 можно поменять местами для экономии времени.