Важнейшей проблемой диагностики психического развития детей первого года жизни является разработка адекватных объективных методик обследования. Ведь результаты выполнения заданий маленькими детьми зависят от того, голодны они или устали, режутся ли у них зубы, или они хотят спать. Ответы малышей зависят от того, насколько комфортно они себя чувствуют в ситуации тестирования и, наконец, от того, кто производит тестирование. Существуют десятки шкал и тестов для оценки развития младенцев. Однако, как указывают К.Майнд и Р.Майнд (1986), «несмотря на относительные достоинства отдельных младенческих тестов, в целом они – не безошибочны». Поскольку достоверность их результатов зависит о способности малыша выдавать одинаковые ответы в течение определенного отрезка времени, что само по себе трудно выполнимо в случае детей первого года жизни.
Особенностью младенческих тестов развития можно считать разбивку их на разные возрастные периоды, начиная с самого рождения. Перечислю некоторые из них.
Методика диагностики умственного развития от рождения до 6 лет А. Гезелла (1930), таблицы Гезелла (1941).
Шкалы развития младенцев (тест Бэйли 1969). Отражает развитие ребенка от 1 до 42 месяцев.
Тест «Оценка уровня психомоторного развития ребенка» (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, Е.Д. Айнгорн 1981). Позволяет определять уровень психомоторного развития детей первого года жизни в баллах.
Тест развития детей первого года жизни О.В. Баженовой (1986). К одному из достоинств этого теста можно отнести оценку комплекса оживления как важнейшего феномена первого года жизни с разработкой особого метода его исследования – ситуации «формального общения».
Тест «График нервно-психического обследования младенцев» – ГНОМ (Г.В. Козловская, А.В. Горюнова и др., 1997). Диагностирует детей до 3 лет.
Мы в своей работе используем тест «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт 1983). В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели психического развития младенцев. Недостатки теста: отсутствие количественных показателей развития, оценка многих навыков до 3-4 мес. у ребенка проводится в горизонтальном положении (возникают переходные состояния между бодрствованием и сном), неточности в технике инициации комплекса оживления.
Диагностика детей 1-го года жизни в условиях дома ребенка
Диагностика НПР детей является одной из важных функций педагога ДОУ. Цель диагностики – своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции. Поскольку каждый ребенок развивается спонтанно по своей особой программе, что отмечал Л.С. Выготский, контроль за НПР позволяет выявить индивидуальное направление развития ребенка, своевременно создать для этого необходимые условия, определить эффективность медико-педагогический воздействий и условий воспитания детей в доме ребенка.
При диагностике важно установить близкий контакт с ребенком. Контроль должен проходить в привычных для ребенка условиях, малыш должен быть здоров. Для диагностики подбирается материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 показателям. Ряд показателей может быть выявлен без специального материала в обычных естественных условиях. Так происходит при выявлении умений и навыков во время режимных процессов (придерживать бутылочку руками, есть с ложки, спокойно относиться к высаживанию на горшок). Мы проводим диагностику, пользуясь определенной методикой выявления умений и ответных реакций ребенка.
Поскольку на первом году жизни ребенок развивается наиболее стремительно, его НПР контролируется ежемесячно, в дни близкие ко дню рождения ребенка (± 2-3 дня).
Диагностируя развитие ребенка, необходимо, прежде всего, определить развитие ведущих линий, возраст развития ребенка. Н.М. Щелованов и Н.М.Аксарина определили ведущие линии развития ребенка на каждом возрастном этапе. Это те линии, которые в данном периоде формируются наиболее интенсивно и оказывают влияние на дальнейший ход развития ребенка. По методике, с которой работаем мы, на протяжении 1-го года жизни проверяется состояние 8 линий развития: зрительных и слуховых ориентировочных реакций, эмоций и социального поведения, общих движений, действий с предметами, понимания речи, подготовительных этапов активной речи, навыков и умений.
Ежемесячно оцениваются не только линии, но и показатели развития ребенка, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.Л.Фигуриным, С.М.Кривиной и др., а уточнены и дополнены Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантихиной.
Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.
За нормальное развитие на первом году жизни принимается формирование умений в пределах ± 15 дней от возраста, принятого за норму. Умения, формирующиеся до верхней границы нормы, т.е. раньше на 16 дней, 1 месяц и более свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение умениями с задержкой до 1 месяца указывает на замедленный темп развития. Формирование умений с задержкой до 2 месяцев классифицируется как отставание. Овладение умениями с задержкой на 3 месяца и более свидетельствует о значительном отставании, расценивается как состояние пограничное с нормой. Отставание в развитии подразделяется на типичное и нетипичное. В типичном – выделяют 3 степени в зависимости отколичества линий, по которым ребенок отстает.
По результатам диагностики в зависимости от темпа развития дети распределяются по 4 группам, предложенным К.Л.Печорой.
I.Группа 1. дети с опережением в развитии на 1-2 эпикризных срока. 2. дети с нормальным развитием.
II.Группа 1. дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок. 2. дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок).
III.Группа 1. дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока. 2. дети с нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2).
IV.Группа 1. дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока. 2. дети с нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 и более).
Приведу конкретный пример результата диагностики. Никита, возраст 4 месяца:
·движения руки и действия с предметами – 4 месяца;
·движения общие – 4 месяца;
·активная речь (подготовительные этапы) – 1 месяц;
·навыки и умения – 4 месяца.
Сравнивая полученные данные с нормативными показателями, можно определить «актуальную зону развития ребенка», т.е. какими умениями и навыками владеет ребенок на настоящий момент. Из полученных данных видно, что ребенок отстает в развитии слуховых ориентировочных реакций и подготовительных этапов развития активной речи на 3 эпикризных срока.
Одновременно выявляется и «ближайшая зона развития», «область не созревших, но созревающих процессов» (Л.С. Выготский), которые могут быть сформированы при помощи взрослого, его педагогических назначений. Никита должен получить назначения на следующий месяц в виде корригирующих и развивающих игр и занятий:
·в зрительных ориентировочных реакциях – на 5 месяцев;
·в слуховых ориентировочных реакциях – на 2 месяца;
·в эмоциях и социальном поведении – на 5 месяцев;
·в движениях руки и действиях с предметами – на 5 месяцев;
·в движениях общих – на 5 месяцев;
·в активной речи (подготовительные этапы) – на 2 месяца;
·в навыках и умениях – на 5 месяцев.
Результаты диагностики заносятся в индивидуальную «Карту нервно-психического развития и поведения ребенка». В ней отражены данные развития в каждом эпикризном сроке по всем линиям, отмечается группа развития, назначения на следующий возрастной период, оценка поведения (без отклонения, с отклонением), коротко отмечаются особенности поведения.
Параметры поведения детей 1-го года жизни.
1.Преобладающее эмоциональное состояние.
2.Сон (засыпание, характер сна, длительность его).
3.Аппетит.
4.Бодрствование (характер бодрствования, характер взаимоотношений со взрослыми и детьми).
5.Отрицательные привычки.
6.Индивидуальные особенности.
Поведение определяется путем наблюдения и опроса ухаживающего персонала. По результатам диагностики на каждого ребенка для наглядности составляется диаграмма. Никита, 4 месяца (диаграмма 1).
С целью выявления эффективности воздействий необходимо следить за динамикой по каждой линии развития и проводить ее анализ. Приведу пример динамики 2-х показателей НПР Никиты, 4 месяца (диаграммы 2,3).
На графиках видна положительная динамика показателя «движения общие» и полное отсутствие динамики показателя «подготовительные этапы развития активной речи». Отсутствие динамики по 2-му показателю – сигнал неэффективности работы с Никитой в этом направлении.
Для планирования занятий с детьми мы выводим сводную таблицу данных, что дает возможность сгруппировать для занятий детей одного уровня развития по разным направлениям. Зафиксировав, по всем сферам развития группу детей к началу и концу наблюдения проводим анализ динамики ее развития.
За декабрь месяц 2008 года распределение детей по группам развития оказалось следующим:
I.дети с нормальным развитием – 3 человека (33,3 %);
II.дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок – 3 человека (33,3 %);
III.дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока – 1 человек (11,1 %);
IV.дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока – 2человека (22,2 %).
Распределение детей по группам развития представлено на диаграмме 4.
Динамика физического и нервно-психического развития детей ежемесячно анализируется на педагогических советах совместно всеми специалистами.
Список используемой литературы
1.Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: 1983.
2.В.А. Доскин, З.С. Макарова, Р.В. Ямпольская, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, М.В. Лещенко. Развитие и воспитание детей в домах ребенка М., Владос-Пресс, 2007.
3.Л.С. Выготский. Педагогическая психология 3-е издание М.:1996.
5.Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной; – М.: Издательский центр «Академия», 2003.