В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей младшего школьного возраста. Психологи доказали:
- в игре интенсивно развивается психика,
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание.
В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Функции игры как педагогического феномена:
Развлекательная.Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Самореализация.Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.
1
Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении. Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».
Коррекционная.При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера, психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Социализация.Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектив.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
Классификация педагогических игр (ТАБЛИЦА)
Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:
-успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
-сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достиженийдошкольного периода развития;
- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его
эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д.
Присутствие игры в жизни младшего школьника должно быть осмыслению соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы ее влияния на развитие младшего школьника. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой нужна для адаптации к изменяющимся ситуации и условиям жизнедеятельности детей, эффективного стимулирования всех сторон развития (иногда его коррекции), гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.
2
Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.
Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:- образовательная задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Технология проведения игры.
1.Подготовка игры: • тема;
• учебные цели:
• предложение основы для составления модели:
• определение состава участников игры, распределение ролей:
• разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены взаимодействие в
изучении и обсуждении, проблемной информации, в принятии решений).
3.Подведение итогов игры: • время;
• общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;
• рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию
игровой деятельности).
Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы. Основные правила проведения игры:
1.Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.
2.Отличительной особенностью игры является её добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.
3.Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.
3
4.Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей. Если ответ не верен, следует тактично поправить ученика. Не нужно стремиться, во что бы то ни стало довести до сознания ребенка допущенную ошибку, так как это нарушает темп игры и отрицательно действует на играющего.
5.Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение отсознаниясвоейсамостоятельности.
6.Дидактические игры можно проводить как соревнования команд, групп и т.д. В этом случаеизбираются капитаны команд. Они осуществляют контроль за правильностью ответов,решений и устанавливают порядок, очередность ответов. На первых порах роль контролераучитель берет на себя. В последующих играх учитель следит только за правильностью действий капитанов. Желательно, чтобы учащиеся по очереди становились капитанамикоманд.
7.В каждую команду лучше включать школьников с различной подготовкой. Желательно,чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторной игре нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.
8.Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего. Это один из учеников,которому в процессе игры приходится что-то отгадывать, находить спрятанные предметы,отвечать на вопросы других учащихся и т.п., можно выбирать водящего с помощью считалок.
9.Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно5-8 минут. Затемподводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал надоповторить, чтобы в следующий раз одержать победу. В подведении итогов принимает участиевесь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля,самооценки. В некоторых играх результаты оцениваются учителем совместно с капитанами иведущими. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работупервым, так и тех, кто выполнил ее последним, но успешно справился с заданием.
Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.
Размещено вс, 04/12/2011 - 21:16 пользователем Елена Петровна Ким.
Уважаемая Галина Владимировна! Спасибо за Ваш опыт по применению игровых технологий в обучении. Мне очень интересна Ваша работа, поскольку я тоже использую эту форму работы на своих уроках.
На: Игровые технологии в обучении и развитии
Галина Васильевна, спасибо, просто замечательно иметь такие разработки для самосовершенствования. молодец.
С уважением Ольга Николаевна!
На: Игровые технологии в обучении и развитии
Уважаемая Галина Владимировна! Спасибо за Ваш опыт по применению игровых технологий в обучении. Мне очень интересна Ваша работа, поскольку я тоже использую эту форму работы на своих уроках.