Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок в 8-ом классе. Воинские звания в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Submitted by pigirina08 on чт, 15/10/2009 - 20:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Войтенко Ольга Геннадьевна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №58 города Краснодара.
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Разработка объединяет темы, изучаемые на уроках литературы и ОБЖ, а также может быть применена библиотекарями в своей работе. Даннинтегрированный урок предполагает при изучении повести Пушкина "Капитанская дочка" проведение аналогии между старыми воинскими званиями встречающимися в повести с современными воинскими званиями, знакомство с их историей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №58
Карасунский внутригородской округ г Краснодара
Воинские звания в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Интегрированный урок в 8-ом классе
Разработан
учителем русского
языка и литературы
МОУ СОШ №58
Войтенко О.Г.
Цель: систематизировать знания учащихся, показать им межпредметные связи в учебном процессе (литература – ОБЖ), повысить интеллектуальный уровень учащихся, расширить их кругозор
         Оборудование: выставка книг на военную тематику.
         Формы работы:  викторины, сообщения учителей ОБЖ, литературы, школьного библиотекаря, учащихся.
                                                       Ход урока
         Учитель. Ребята, сегодня у нас заключительный урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». У нас присутствуют гости: школьный библиотекарь и учитель ОБЖ. Урок пройдет в необычной форме: будут и викторины, и исторические справки, вы узнаете историю воинских званий.
Вспомните содержание повести и ответьте на вопросы:
   1. Какой герой повести вам понравился и почему?
   2. Как охарактеризовал автор офицеров русской армии?
   3. Приведите примеры героизма военнослужащих.
   4. Приведите примеры трусости и предательства.
   5. Для чего нужно было вводить при обучении солдат понятие «сено-
       солома» ?
   6. Приведите примеры беспечности в поведении Петра Гринёва.
   7. Смогли ли жизненные неприятности сломить характер Петра Гринёва?
   8. Почему отец Гринёва посылает сына служить в дальний гарнизон?
   9. Ваше понимание патриотизма.
I. Воинские звания, встречающиеся в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
         Библиотекарь: А мне очень интересно, запомнили ли вы, какие воинские звания встречаются в повести А.С.Пушкина. А проверю я ваши знания с помощью викторины.
    1. Какое офицерское звание имел главный герой повести – Петр Гринев?     
        В какой главе сказано об этом?
                                                               (прапорщик – глава X)
    2. Какое воинское звание было у отца Петра Гринёва?
                                                               (премьер-майор – глава I)
    3. Какое воинское звание было у коменданта Белогорской крепости?
                                                               (капитан – глава III)
    4. Какое воинское звание имел офицер, обыгравший Петра Гринева в
        бильярд?
                                                               (ротмистр – глава I)
    5. Какое звание было у Прохорова?
                                                               (капрал – глава III)
    6. Кому рассказал Петр Гринёв о предстоящей дуэли?
                                                               (поручику Ивану Ивановичу – гл VI)
    7. Какой  генерал был убит во время бунта?
                                                               (генерал-майор Траубенберг – гл.IV)
    8. Кому давал советы Гринёв на совещании в Оренбурге во время Пу-
        гачевского бунта?
                                                               (генерал-губернатору – гл.X)
    9. Какие воинские звания своих «полководцев» называл Емельян
        Пугачёв?
                   («генерал» и «фельдмаршал» Хлопуша и Белобородов – гл.XI)
   10. Какое воинское звание было у военнослужащего, который арестовал
         Петрушу  (во время поездки Гринёва с Машей), и к кому он повёл
         Гринёва?
                                                               (вахмистр повел к майору – гл.XII
    11. Почему не говорится о воинском звании Швабрина?
                                                               (он был предателем)
    12. Кто из офицеров в начале повести, встретивший Петра Гринёва,
          был в одном воинском звании, а в конце повести в другом?
                   (И.И.Зурин был ротмистром, стал майором – гл.I и гл.XIII)
II. Историческая справка о воинских званиях, указанных в повести.
Учитель ОБЖ: Проведем аналогию между старыми воинскими чинами и   современными воинскими званиями.
1. Прапорщик – младший офицерский чин, введен в России с начала
XVIII века.
2. Премьер-майор – чин введен в России сXVIII в. и обозначает «пер-
       вый майор». В ВС РФ воинское звание майор – звание старшего офи-
       церского состава.
3. Капитан – офицерское звание введено в России с XVI века.
4. Ротмистр – офицерский чин в русской кавалерии, соответствовал сов-
       ременному званию «капитан». В ВС РФ такого звания нет.
5. Капрал – в России воинское звание младшего командного состава с
XVII века. В ВС РФ такого звания нет.
6. Поручик – офицерский чин в русской армии с XVII века. В ВС РФ та-
       кого звания нет.
 7. Генерал-майор – в России со второй половины XVII в. В ВС РФ это
        воинское звание высшего офицерского состава, корабельное воинское
        звание «контр-адмирал».
 8. Генерал-губернатор – с 1703года высшая должность гражданской
       местной администрации в России, обладавшая гражданской и военной
       властью.
 9. Фельдмаршал – в России с 1700года как воинское звание «генерал-
        фельдмаршал». В ВС РФ такого звания нет.
10. Вахмистр – чин унтер-офицерского состава в кавалерии и конной
        артиллерии царской армии России. В ВС РФ такого звания нет.
III.   История воинских званий.
         Учитель литературы: Несколько ребят подготовили нам сообщения по истории воинских званий. Послушайте их.
   Рядовой – впервые звание введено Табелью о рангах (1722). Рядовые входили в группу солдатского состава. С 1874 г. рядовые относились к категории «нижних чинов». С 1918 по 1946 г. рядовые назывались красноармейцами. В СССР звание «рядовой» введено с июля 1946 г.; оно сохранилось в ВС РФ. Корабельное воинское звание – «матрос».
    Ефрейтор – в России звание введено при Петре I в 1716 г. Уставом воинским в пехоте, кавалерии, инженерных войсках. В артиллерии «ефрейтору» соответствовал бомбардир. В СССР с 1940 г. Корабельное воинское звание – «старший матрос». Присваивается за образцовое выполнение служебных обязанностей и примерную воинскую дисциплину.
    Сержант – от латинского «сервиенс» - служащий. Звание введено во Франции с XV в.; в России с 1716 по 1798 г. В СССР с 1940 г. Существуют воинские звания: «младший сержант», «сержант», «старший сержант». Корабельные воинские звания: «старшина 2-й статьи», «старшина 1-й статьи», «главный старшина».
    Старшина воинское звание подофицерского и унтер-офицерского состава. Категория должностных лиц в казачьих войсках в XVI-XVIII вв. Звание введено в СССР с 1935г. В настоящее время старшина является воинским званием. Корабельное звание - «главный корабельный старшина». Существует должность «старшина».
    Прапорщик – от старославянского «прапор» - знамя. С 1712 по 1917г. – младший офицерский чин. Звание введено в СССР с 1972г., существует ещё воинское звание «старший прапорщик». Корабельное воинское звание: «мичман» и «старший мичман».
    Мичман – английское происхождение. В России с 1719 г. на флоте как унтер-офицерский чин. В СССР с 1940 г. как высшее звание для старшин ВМФ. С 1971 г. является отдельной категорией личного состава ВМФ.
    Лейтенант – от французского «лейтенант» - заместитель. Во Франции введено с XV в. В России на флоте  - с 1701 по1917г., в СССР - с 1935г.
    Капитан – от латинского «капит» - голова. Во Франции - с XV в. В России с XVI в., в СССР с 1935г. В ВС РФ – воинское звание младшего офицерского состава, корабельное воинское звание – «капитан-лейтенант».
    Майор – от латинского «майор» старший. В Испании с XVIв., в России – с1698 по 1731г., с 1798 по 1884 г. В СССР с 1939 г. Корабельное воинское звание – «капитан 3 ранга».
    Подполковник - с XVII в. в России была должность, а затем – воинское звание. В СССР с 1939 г. Корабельное воинское звание – «капитан 2 ранга».
    Полковник – должность командира полка в России с XVIв. С 30-х годов XVII века – воинское звание, В СССР с 1935 г. Корабельное воинское звание – «капитан 1 ранга».
    Генерал – от латинского «генералис» - главный. Во Франции с XVIв., в России с 1657 г., в СССР с 1940 г. Это звание высшего офицерского состава: «генерал-майор», «генерал-лейтенант», «генерал-полковник», «генерал армии». Корабельное воинское звание, равносильное вышеперечисленным: «контр-адмирал», «адмирал» и «адмирал флота».
    Адмирал – от арабского «властитель на море» В России звание введено Петром I, в СССР с 1940 г. Звание «адмирал» существует в ВС РФ.
    Маршал – от французского «марешаль». Во Франции с XVIв. В России воинскому званию маршал соответствовал чин генерала-фельдмаршала, В СССР с 1935г.
    Генералиссимус – от латинского – «самый главный». Высшее воинское звание в ВС. Звание введено во Франции с XVIв., в России с XVIIв. В СССР введено 26 июня 1945г. Звание «генералиссимуса» в России имели всего пять человек:
1696 г. – А.С.Шеин
1727 г. – А.Д.Меншиков
1740 г. – А.У.Брауншвейгский
1799 г. А.В.Суворов
1945 г. – И.В.Сталин.
IV.  Заключительная часть.
         Учитель литературы. Ребята, во многих художественных произведениях отражены важные исторические события: военные сражения, мужество и героизм защитников Родины; патриотизм, верность воинскому долгу; дружба и войсковое товарищество. Некоторые из произведений представлены на книжной выставке, подготовленной школьным библиотекарем.
         Не только в прозаических произведениях, но и в стихах, музыке нашли отражение любовь к Родине, стойкость и мужество, уважение народа к защитникам Отечества.
         Проведя параллель между военной службой того времени и нынешней, можно увидеть, что офицеры Российской армии так же, как и герой повести «Капитанская дочка» - Петр Гринев, начинают службу с низших должностей в отдалённых гарнизонах, проявляя мужество и героизм при защите рубежей нашей страны.
         И ныне актуален для подрастающего поколения эпиграф произведения А.С.Пушкина: «Береги честь смолоду».
         Подведение итогов урока.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн