Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Литературно-художественная викторина Запорожская Сечь в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и на картине И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Submitted by pigirina08 on чт, 15/10/2009 - 20:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Войтенко Ольга Геннадьевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№58 города Краснодар
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Разработка урока нашла отражение тема "Запорожская Сечь в творчестве Гоголя и Репина". Прототипы героев картины - жители станицы Пашковской, ныне района города Краснодара, где находится наша школа.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №58

Карасунский внутригородской округ г. Краснодара

 

 

 

 

 

Запорожская Сечь в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и на картине И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

 

Литературно-художественная викторина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Войтенко О.Г.,

учитель русского языка и

литературы

 

 

 

Цели: формирование познавательного интереса к истории Кубани;  показать связь литературы и искусства с историей края; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания; развивать речь учащихся; формировать навыки поисковой и творческой работы при знакомстве с литературой, историей и искусством Кубани.

Оборудование:

     * картина И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;

     * текст письма;

     * выставка книг по истории Кубани;

     * фотографии пашковских казаков

 

 

                                                    Ход урока.

 

         Учитель: Ребята, вы прочитали повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Наша встреча пройдет у нас в необычной форме – это будет урок-викторина.

         Сначала вспомним о тех событиях, которые происходили на Украине в 16-17вв.

          Затем сравним, как отражается тема Запорожской Сечи в творчестве Н.В.Гоголя и художника И.Е.Репина, что связывает картину Репина с нашей станицей Пашковской. А помогает мне сегодня наш школьный библиотекарь.

Библиотекарь. Как известно, Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий 16-17вв. на Украине: «…он строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы.

         В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов. Они превращали крестьян в крепостных холопов, облагали их тяжелыми налогами, за малейшие проступки подвергали суровым нака-заниям и даже казнили.

         Недовольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запо-рожская Сечь, а себя – запорожскими казаками.

         В мирное время казаки уходили пахать, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали. Но стоило прозвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага. Все это нашло отражение в исторических сочи-нениях, летописях, народных песнях, преданиях, а позднее на картинах художников.

         Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник восхищался образами запорожских казаков. Недаром про них Гоголь писал: «Все это правда!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, никому не подчинилось».

          «Ну и народец же!!! Голова кругом идет от их гаму и шуму, с ними нельзя расстаться – веселый народ. Чертовский народ!»- говорил Репин.

         Ученик. Художник работал над картиной тринадцать лет. Он долго собирает материал о казаках на Украине. Зимой 1887-1888г. пишет «Запорожцев…». Но впечатления потускнели; предметов из быта много, а вот с портретами трудно. Репин двенадцать лет собирал типажи: он искал их в столицах, выезжал за натурой в Запорожье. Папки с эскизами пухли, но картина не оживала.

         Наконец историк Яворницкий посоветовал художнику съездить на Кубань, туда, где жили потомки возможных прототипов картины – казаков Чертомлыкской Сечи. Репин выехал на Кубань, остановился в Пашковской. Там-то и нашлись типажи для картины, своими чубами, усами и повадками околдовавшие художника.

         В Пашковской Репин пробыл чуть больше недели, сделал несколько сот этюдов, потом вернулся в столицу. И картина была завершена.

         В основе сюжета лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорное письмо.

         Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняли свой знаменитый ответ. Художник тоже казак, потомок запорожцев. На картине мы видим удивленного здоровяка с перевязанной головой – его Репин писал с себя. А сегодня в городах и станицах края проживает около тысячи однофамильцев Ильи Ефимовича.

 

Учитель. Посмотрите внимательно на картину и ответьте на вопросы:

                                      

1)    В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?

2)    Укажите, какие места в повести Гоголя вам вспоминаются при рассматривании картины?

     а) пирушка в доме Тараса, б) пьяный запорожец, растянувшийся на земле,

     б) казаки под стенами Дубно дразнят смехом врага.

3) Кого из героев «Тараса Бульбы» узнаете на картине Репина?

4) Назовите фамилии пашковских казаков, послуживших прототипами героям картины.

 

         Библиотекарь. А теперь проведём литературную игру - викторину. За правильный ответ вы получите жетон.

 

  Разные вопросы:

 

1)    О чем эта повесть?

2)    Какие места вам было интереснее всего читать: описания военных событий, случаи из жизни героев, описания природы?

3)    Какой из совершенных в повести подвигов кажется вам самым замечательным?

4)    Когда при чтении повести вам хотелось смеяться и улыбаться?

5)    Какое место в повести показалось вам самым печальным, самым трагическим?

6)    Кто вам больше понравился – Остап или Андрий?

 

                            Кто быстрее? (по тексту)

 

   1) Найти описание степи вечером и ночью, рассказать, как преображается   степь. Каких людей, какие характеры должна была породить степь?

2) Как характеризует автор Тараса Бульбу, что выделяет в его внешности, во взаимоотношениях с женой и старыми товарищами? Найти в тексте.

3)    Найти в тексте описания Остапа и Андрия, прочитать. Чем, по мнению автора, отличаются Остап и Андрий?

4) Найдите и зачитайте отрывки о нравах и обычаях Запорожской Сечи.

 

                         Кто это?

 

1)     «…Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были по-крыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».            

                                                                                                    (Остап и Андрий)     

2)     «…Он поднял глаза и увидел стоящую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренную утренним румянцем солнца. Она смеялась от души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте…».                                           (Панночка)

3)     «…Мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья. Все еще выражало чудную красоту: черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты…».      (Андрий)

4)     «…Он любил простую жизнь казаков…Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия…».                                   (Тарас)

 

                      О ком эти слова?

 

         1) «…Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших    ря-

    дом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и

     смачивала их слезами…»                                           (о матери)               

   2) «…Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то горделивостью… Они не глядели и не кланялись народу…»         (о казаках)

   3) «…Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки, и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден казак, принялись тут же раскладывать под деревом костер…» (о Тарасе)

 

 

 

Чьи это слова?

 

   1) «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»                                           (Остапа)

   2) Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…»                                                                   (Тараса)

   3) «Отчизна моя! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет ее отсюда!»                                                                                (Андрия)

   4) «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!»             (Тараса)

 

   Подведение итогов, вручение призов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №58
Карасунский внутригородской округ г. Краснодара
Запорожская Сечь в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и на картине И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Литературно-художественная викторина
Войтенко О.Г.,
учитель русского языка и
литературы
Цели: формирование познавательного интереса к истории Кубани;  показать связь литературы и искусства с историей края; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания; развивать речь учащихся; формировать навыки поисковой и творческой работы при знакомстве с литературой, историей и искусством Кубани.
Оборудование:
     * картина И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
     * текст письма;
     * выставка книг по истории Кубани;
     * фотографии пашковских казаков
Ход урока.
         Учитель: Ребята, вы прочитали повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Наша встреча пройдет у нас в необычной форме – это будет урок-викторина.
         Сначала вспомним о тех событиях, которые происходили на Украине в 16-17вв.
          Затем сравним, как отражается тема Запорожской Сечи в творчестве Н.В.Гоголя и художника И.Е.Репина, что связывает картину Репина с нашей станицей Пашковской. А помогает мне сегодня наш школьный библиотекарь.
Библиотекарь. Как известно, Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий 16-17вв. на Украине: «…он строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы.
         В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов. Они превращали крестьян в крепостных холопов, облагали их тяжелыми налогами, за малейшие проступки подвергали суровым нака-заниям и даже казнили.
         Недовольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запо-рожская Сечь, а себя – запорожскими казаками.
         В мирное время казаки уходили пахать, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали. Но стоило прозвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага. Все это нашло отражение в исторических сочи-нениях, летописях, народных песнях, преданиях, а позднее на картинах художников.
         Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник восхищался образами запорожских казаков. Недаром про них Гоголь писал: «Все это правда!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, никому не подчинилось».
          «Ну и народец же!!! Голова кругом идет от их гаму и шуму, с ними нельзя расстаться – веселый народ. Чертовский народ!»- говорил Репин.
         Ученик. Художник работал над картиной тринадцать лет. Он долго собирает материал о казаках на Украине. Зимой 1887-1888г. пишет «Запорожцев…». Но впечатления потускнели; предметов из быта много, а вот с портретами трудно. Репин двенадцать лет собирал типажи: он искал их в столицах, выезжал за натурой в Запорожье. Папки с эскизами пухли, но картина не оживала.
         Наконец историк Яворницкий посоветовал художнику съездить на Кубань, туда, где жили потомки возможных прототипов картины – казаков Чертомлыкской Сечи. Репин выехал на Кубань, остановился в Пашковской. Там-то и нашлись типажи для картины, своими чубами, усами и повадками околдовавшие художника.
         В Пашковской Репин пробыл чуть больше недели, сделал несколько сот этюдов, потом вернулся в столицу. И картина была завершена.
         В основе сюжета лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорное письмо.
         Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняли свой знаменитый ответ. Художник тоже казак, потомок запорожцев. На картине мы видим удивленного здоровяка с перевязанной головой – его Репин писал с себя. А сегодня в городах и станицах края проживает около тысячи однофамильцев Ильи Ефимовича.
Учитель. Посмотрите внимательно на картину и ответьте на вопросы:
1)В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?
2)Укажите, какие места в повести Гоголя вам вспоминаются при рассматривании картины?
     а) пирушка в доме Тараса, б) пьяный запорожец, растянувшийся на земле,
     б) казаки под стенами Дубно дразнят смехом врага.
3) Кого из героев «Тараса Бульбы» узнаете на картине Репина?
4) Назовите фамилии пашковских казаков, послуживших прототипами героям картины.
         Библиотекарь. А теперь проведём литературную игру - викторину. За правильный ответ вы получите жетон.
  Разные вопросы:
1)О чем эта повесть?
2)Какие места вам было интереснее всего читать: описания военных событий, случаи из жизни героев, описания природы?
3)Какой из совершенных в повести подвигов кажется вам самым замечательным?
4)Когда при чтении повести вам хотелось смеяться и улыбаться?
5)Какое место в повести показалось вам самым печальным, самым трагическим?
6)Кто вам больше понравился – Остап или Андрий?
                            Кто быстрее? (по тексту)
   1) Найти описание степи вечером и ночью, рассказать, как преображается   степь. Каких людей, какие характеры должна была породить степь?
2) Как характеризует автор Тараса Бульбу, что выделяет в его внешности, во взаимоотношениях с женой и старыми товарищами? Найти в тексте.
3)Найти в тексте описания Остапа и Андрия, прочитать. Чем, по мнению автора, отличаются Остап и Андрий?
4) Найдите и зачитайте отрывки о нравах и обычаях Запорожской Сечи.
                         Кто это?
1)«…Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были по-крыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».            
                                                                                                    (Остап и Андрий)     
2)«…Он поднял глаза и увидел стоящую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренную утренним румянцем солнца. Она смеялась от души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте…».                                           (Панночка)
3)«…Мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья. Все еще выражало чудную красоту: черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты…».      (Андрий)
4)«…Он любил простую жизнь казаков…Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия…».                                   (Тарас)
                      О ком эти слова?
         1) «…Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших    ря-
    дом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и
     смачивала их слезами…»                                           (о матери)               
   2) «…Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то горделивостью… Они не глядели и не кланялись народу…»         (о казаках)
   3) «…Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки, и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден казак, принялись тут же раскладывать под деревом костер…» (о Тарасе)
Чьи это слова?
   1) «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»                                           (Остапа)
   2) Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…»                                                                   (Тараса)
   3) «Отчизна моя! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет ее отсюда!»                                                                                (Андрия)
   4) «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!»             (Тараса)
   Подведение итогов, вручение призов.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн