урок с презентацией "Устное народное творчество – золотое наследие русской старины."
Размещено: Елена Геннадьевна Гусельникова - ср, 21/10/2009 - 12:20
Урок литературы в 8 классе.
Учебник «Литература. Начальный курс. 8 класс».
Автор Г.И.Беленький.
Раздел – Русская старина. 3 урока.
1 урок. Тема: Устное народное творчество – золотое наследие русской старины.
Цели: 1) повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами; 2) формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию; 3) воспитывать любовь и уважение к народному творчеству; 4) формировать умение работать в группах.
Оборудование: мультимедийная презентация учителя, учебник, распечатанные материалы для самостоятельной работы учащихся.
Ход урока.
I.Организационный момент.
1.Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в прошлое, далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов. А все передавалось в устной форме. Такая литература, к счастью, дошла до нас, и называется она устное народное творчество (1 слайд). 1 мин
II.Актуализация знаний.
1.Беседа.(2 слайд) 1 мин
Что такое устное народное творчество?
Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Назовите.
2.3-4 слайд. Задание: соотнесите попарно произведения и жанры устного народного творчества.
(цель: повторить знания учащихся о жанрах УНТ. Прием: паутинка. форма работы – самостоятельная с дальнейшей проверкой) 4 мин
III.Объяснение нового материала.
1.Слово учителя.
Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества. Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность. Песня – быль. В ней - невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым и радость встречи, память о войнах и походах и другое. Сегодня мы поговорим о народных песнях (5 слайд).
2.Прочитайте слова известных писателей 19 века (на слайде). Как вы понимаете, что хотели сказать авторы?
3.Что мы хотим узнать о народных песнях? (постановка цели урока учащимися) 2 мин
4.Слово учителя. Какие бывают песни? (учитель показывает схему-кластер на 6 слайде)
Основное назначение народных лирических песен – выражать чувства, мысли, настроение народа. Давайте посмотрим отдельно на каждый вид песни.
5.Работа в группах. (3-4 человека)
Задание: познакомьтесь с разными жанрами народных песен, подготовьте ответ по плану (7 слайд), заполните свою часть таблицы в тетради (8 слайд).
Время работы в группах 5-7 минут.
6.Рассказ каждой группы о своем жанре. Остальные учащиеся в это время записывают кратко в тетрадь особенности жанра.
(Требование к ответу: краткость, лаконичность, точность изложения информации). (Цель: формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию). 10 мин.
IV.Проверка знаний учащихся.
1.Первичная проверка знаний учащихся (9 слайд)
Задание: соотнесите цитаты народных песен с их жанрами.
( цель: первичная проверка знаний, ФОПД – самостоятельная с последующей проверкой в парах). Время: 3 мин+2 мин
V.Подведение итогов урока.
Беседа. Что вы узнали о народных песнях? Что выражают народные песни? (10 слайд) 1 мин
VI.Рефлексия.(11 слайд) 2 мин
Продолжите фразу: Народные песни – это…
Народные песни нужны, чтобы…
В моей семье народные песни….
VII. Домашнее задание:(дифференцированное)
1. Найти тексты произведений русских писателей и поэтов, в которых использованы лирические песни. Для чего они используются в произведениях?
2. Записать тексты лирических песен, которые поют в вашей семье (1-2 песни)
Спасибо за урок.
Оценки.
До свидания.
Раздаточный материал для работы в группах.
Исторические песни
Исторической песнейназываются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц. Исторические песни – это продолжение и развитие былинного народного эпоса. Былина воспевает подвиги богатырей. В их гиперболизированных образах воплощены народные представления о русской силе, могуществе, готовности встать на защиту Родины. Вражеская сила предстает в былине как фантастическое, сказочное существо, у которого нет однозначного исторического прообраза. Исторические события седой старины в былинах теряют черты реальности. В исторических песнях, напротив, упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица. Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.
В XVI веке складываются циклы песен вокруг Ивана Грозного и героя, выдвинутого народом, – Ермака. По народным песням видно, за что царь получил свое прозвище. Царь велик, заслуги его неоспоримы. В то же время Иван Грозный по малейшему подозрению готов «казнить-вешать» своих пушкарей, во время карательных походов уничтожает целые города, в гневе посылает на казнь своего сына:
«Ай же вы, мои слуги верные,
Палачи мот немилосливые!1
Берите-ка моего сына царского,
Того ли Федора Иванова,
За него за ручушки за белыя,
За него за перстни за злачёные,
Ведите-тко на поле на Куликово,
На это-то на место на торговое,
Срубите-тко ему буйну головушку
За него изменушку великую!»
Вторая половина XVII века ознаменовалась крупнейшим событием – крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина. В это время крестьяне осознали себя самостоятельной силой. Основной стала тема социального протеста:
«Судари мои, братцы, голь кабацкая,
Поедем мы, братцы, на сине море гулять,
Разобьемте, братцы, бесурмански корабли,
Возьмем мы, братцы, казны сколько надобно,
Поедемте, братцы, в камену Москву…»
Пугачевский цикл исторических песен является продолжением разинского цикла. Эти песенные циклы объединяют общие мотивы, настроения.
Исторические песни в течение нескольких столетий были для народа одним из главных источников знаний о своем прошлом.
Календарно-обрядовые песни
Обряды– это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.
Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения1становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками.
– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
* * * * * * * * * *
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!
Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками.
Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои. На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...»
А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.
Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.
– Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. Детям давали гостинец – выпеченный из постного теста крестик. Печенье-крестики воспринимались как вестники весны – жаворонки. Их просили прилететь, принести весну – и вот они прилетели. «Жаворонков» вешали на деревья, на плетни, на специальные шесты в поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными. Детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой.
Крестики, жавороночки,
Летите к нам из заслоночки!
На Троицу (50-й день после Пасхи) девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе. Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться. В песне «Во поле березка стояла» поётся: Я пойду, пойду погуляти Белую берёзу заломати…
Семейно-обрядовые песни
Семейно-обрядовые песнисопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты1. Были и похоронные песни, песни-плачи.
Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:
Все прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…
О женихе пелось:
Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…
На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста «Без белил … белешенька, Без румян щечки алые, Без сурьмил брови черные». Жених
На коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет –
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…
В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:
Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.
Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:
Не дай Господи на сем да на белом свете
Уже жить да в грозной службе государевой:
Как еденьице солдатушкам – сухарики,
Как питемьице им – водушка со ржавушкой…
Традиционные лирические песни
Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.
В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.
Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой смерти, ожидание суровой расплаты.
Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.
Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.
Хороводные и игровые песни
К лирическим песням относят не только грустные и протяжные, но и веселые, шуточные, плясовые. Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные. В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:
Берёзынька кудрявая,
Кудрявая, моложавая,
Под тобою, берёзынька,
Всё не мак цветёт,
Под тобою, берёзынька,
Не огонь горит,
Не мак цветёт –
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, берёзынька,
Всё песни поют.
Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они подчеркивают ритм песни, её плясовой характер:
Светит, светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои! <…>
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.
По улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой».
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».
СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ
СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ возникли в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. Большое количество их представлено уже в сборнике М. Д. Чулкова «Собрание разных песен» (Ч. 1—4, 1770—74).
По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые. В первых получили отражение военные события, начиная со времен Петра I (Северная война 1700—21) и кончая первой мировой войной 1914—18.
В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев — А. В. Суворова, М. И. Кутузова, М. И. Платова. Форма этих песен испытала влияние литературной поэзии.
Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.
Вдоль по Питерской широкой по дорожке
Тут и шли-прошли солдаты молодые,
А за ними идут матушки родные.
“Сколь вам, матушки, и гнаться — расставаться!
Всю Россеюшку за нами не испройдёшь,
Сыру землю всю слезами не намочишь!”
Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами — сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь, с небольшой надеждой на возвращение.
Из солдатской песни «Что победные
головушки солдатские…»
Что не грозная туча подымалася,
Что не чёрные облака сходилися,
Что подымался выше облак чёрныё дым,
Загремела тут стрельба ружейная;
Что не алое сукно в поле заалелося,
Заалелася тут кровь солдатская…