Использование нестандартного инвентаря, изготовленного из подсобного материала,на уроках и внеклассных мероприятиях
Размещено: Владимир Александрович Ольшанский - пт, 23/10/2009 - 12:50
1. «Кочки»
Дощечки из фанеры размером 20x30 см. Куски линолеума - 20х30 см. Кружочки из картонадиаметром 30-40 см.
I.Игра «Вызов номеров»
Играют 2 или больше команд. Участники рассчитываются по порядку. Учитель показывает дощечку или кружочек с написанными наних цифрой или числом (по количеству участников команды). Игрокикаждой команды, имеющие этот номер, выбегают из строя и выполняют задание, заранее оговоренное учителем. Ученик, первым выполнивший задание, приносит своей команде 1 очко. Побеждает команда,набравшая большее количество очков.
II. Эстафета «Переправа»
Команды строятся в колонны по одному перед линией старта. Вруках у направляющих по 2 «кочки». По сигналу они кладут 1 «кочку»перед собой на пол и встают на неё, затем кладут вторую «кочку» и таким образом переправляются до стойки, обходят её, бегом возвращаются назад и передают «кочку» следующему участнику. Вставатьразрешается только на «кочки», на пол нельзя. Выигрывает команда,закончившая эстафету первой.
III.Игра «Прыжки по «кочкам»
На полу раскладывают 10 - 20 «кочек», расположенных в шахматном порядке, расстояние между центрами «кочек» в зависимости от возраста учащихся. Перед одной из «кочек»проводят линию, с которой начинают прыжки. По командеучастники по очереди прыгают с ноги на ногу по «кочкам», стараясь не переступать за них при приземлении. Каждый участник получает столько очков, сколько прыжков он сможет преодолеть без ошибки.
Вариант.Эстафета «Бег по кочкам»
То же, но задание выполняют все участники команды по очереди,прыгая по «кочкам», разложенным по прямой линии или в шахматном порядке.
IV.Игра «Займи место»
В различных местах зала раскладываются дощечки или кружочки, на 2-3 меньше, чем играющих. Ученики в центре зала выполняюткакие-либо задания в кругу. По сигналу учителя они разбегаются истараются занять свободное место на фанерке или кружочке, оставшиеся без места - выбывают. Количество дощечек уменьшают на 1-2,игра продолжается. Выигрывают оставшиеся последними 3-5 играющих по условию игры.
V.Игра «Укладка плитки и паркета»
С помощью дощечек дети выкладывают пол в указанном месте. Побеждает команда быстрее и аккуратнее выполнившаязадание.
VI. Игра «Кто раньше»
Дети выстраиваются в шеренгу по одному на одной сторонеплощадки. На противоположной стороне площадки раскладываютсядощечки по числу играющих. По сигналу игроки бегут на другую сторону, стараясь быстрее встать на свободную дощечку (кружочек). Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Вариант.После каждого забега убирается по 2-3 дощечки (кружочка). Игроки, оставшиеся без места, выбывают из игры. Побеждают игроки, которым всегда находилось место на дощечке (кружочке).
2. Резиновые кольца
I. Игра «Удочка»
К верёвке или скакалке привязывается резиновое кольцо - «удочка». Водящий стоит в центре круга, игроки размещаются за кругом.Водящий крутит «удочку», игроки перепрыгивают через неё. Кого«удочка» задела - выбывает из игры. Последний играющий побеждаети становится водящим.
II. Игра «Лассо»
«Лассо» - кольцо, привязанное к верёвке. Игроки набрасывают«лассо»на гимнастические палки, которые держат другие учащиеся.Кто выполнит это задание первым, тот и победил.
III.Игра «Серсо»
Для этой игры изготовлен необходимый инвентарь: специальный стенд-мишень с выступающими колышками. Каждый колышек - различное количество очков. Игроки набрасывают резиновые кольца на колышкистенда-мишени. Стенд-мишень может располагаться вертикально, наклонно или горизонтально. Выигрывает игрок, набравший большее количество очков.
Это же задание можно выполнить с набрасыванием колец на качающуюся мишень.
IV.Эстафета
Ведение по полу резинового кольца гимнастической палкой.
V.Набрасывание колец на «нос Буратино».
«Буратино» выпиливается из фанеры, и к ней прикрепляется колышек - «нос».
VI.Игра «Ловцы акул»
К концам палок длиной 1 м (например, гимнастических) прикрепляются бечёвки длиной 70-80 см. К концу бечёвок прикрепляются кольца. Перед игроками расставляются кегли («акулы»). По сигналуучастники, удерживая палки за свободный конец, стараются накинутькольца на «акул». Побеждает участник, сумевший первым поймать«акулу».
VII.Игра «Скокбол»
Играют как в футбол - 2 команды. Но у каждой пары игроков наразноименные ноги надеты связанные между собой 2 резинки.
VIII.Эстафета парная
Игроки передвигаются в эстафете, как в игре «Скокбол» со связанными ногами.
IX. Игра «Опоздавший - выбывает»
Из веревок, расположенных на полу, образуют квадрат, внутри которого располагаются играющие. За квадратом по всему залу раскидываются резиновые кольца, количество которых на 2-3 меньше числа играющих.Дети передвигаются по периметру внутри квадрата заданным способом (шагом, бегом, прыжками и т.п.). По сигналу играющие стараются занять место в кольце. Те, кому не досталось места в кольце, выходят из игры. Количество колец уменьшается на 2-3 (в соответствии сусловиями игры), и игра продолжается до тех пор, пока в квадрате останется 4-5 играющих (по условию), которые и объявляются победителями. Занимать места в кольцах разрешается лишь по сигналу учителя. Если двое играющих одновременно займут место в одном кольце и не уступают друг другу, они оба выходят из игры.
X. Игра «Ловись рыбка»
Каждый играющий привязывает к поясу толстую нитку длиной 1-1,5 м срезиновым кольцом («рыбкой») на конце. Все дети свободно передвигаются по площадке. Водящий-«рыбак» ловит «рыбок», наступая нарезинки, тем самым, обрывая нитки. Игрок, потерявший «рыбку», выбывает из игры. Побеждают игроки, сохранившие свою «рыбку».
XI.Игра «Ловцы»
2-3 пары «ловцов», у каждой пары учеников ноги соединены 2резинками. Соединенные таким образом они преследуют бегающих поплощадке учеников. Тот, вокруг которого ловцы смыкают руки, считается пойманным и выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор,пока не пойманными останутся 4-6 учеников, которые и образуют новые пары водящих-«ловцов».
XII.Эстафета «Переправа»
Эстафета проводится так же, как и с дощечками, но в руках уученика резиновые кольца (8-10 штук). До поворота стойки ученик«переправляется по кочкам», бросая перед собой резинки одну за другой и наступая на них. Обогнув поворотную стойку, возвращается бегом назад, по пути собирая кольца, и передает их следующему ученику.
XIII.Эстафета «Передай кольцо товарищу»
Команды садятся на пол в колонны по одному. В ногах у направляющих по 12-15 резиновых колец. По сигналу направляющие, наклоняясь назад, передают кольца по 1 над головой сзади сидящим игрокам по цепочке. Замыкающие, получив все кольца, поднимаются и бегом доставляют их направляющим. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
Вариант.Передача колец выполняется также, но замыкающие,получив кольца, бегут вперед, садятся перед направляющими и продолжают передачу колец назад. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не вернуться на свои места.
XIV.Эстафета «Посадка картошки» (смотри игры с тряпичными мячами)
XV.Эстафета «Быстрые и ловкие»
Игроки строятся в колонны по одному. Перед каждой командойна полу раскладываются 4-5 обручей на расстоянии 3-4 м один от другого. На другой стороне площадки устанавливается поворотная стойка, с нанизанными на неё резиновыми кольцами, количество которыхравно числу игроков команды. По сигналу направляющие бегут, поочередно продевая обручи через себя (сверху-вниз или снизу-вверх), обегают поворотную стойку,снимают с неё по одному резиновому кольцу, возвращаются бегом назад и передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда,первой закончившая эстафету.
XVI.Эстафета «Верни кольцо на место»
Игроки строятся в колонны по одному. На противоположной стороне зала перед каждой командой устанавливаются 2 стойки, на однуиз которых нанизаны кольца по числу игроков команды. По сигналунаправляющие бегут к стойкам с кольцами, снимают с них по одномукольцу, возвращаются на свои места и над головой передают кольцасзади стоящим игрокам по цепочке. Последние игроки, получив кольца, бегут с ними к свободной стойке и, надев на неё кольца, снимают ещё по одному кольцу с первой стойки. Затем бегом возвращаются ксвоим командам, становятся перед направляющими, передают кольцаназад и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не вернутся на свои первоначальные места.
XVII.Упражнения с кольцами
1. Подбросить кольцо вверх и поймать на руку.
2.Подбросить кольцо вверх одной рукой и поймать на эстафетную или гимнастическую палку.
3. В парах: броски и ловля колец на руку напарнику,стоя на расстоянии 2-4 м друг от друга в зависимости от возраста занимающихся.
4. То же, но набрасывание колец на эстафетную или гимнастическую палку.
3. Большие кубики - коробки, обшитые тканью
Коробки из-под обуви обшиваются тканью и используются какбольшие кубики. Как маленькие кубики используются коробки из-подстирального порошка.
I. Игра «Мы строим башню»
Ученики строятся в шеренги лицом друг к другу. Возле каждогоправофлангового лежит 10 коробок. По сигналу игроки по цепочке передают коробки левофланговому, который быстро и аккуратно складывает коробки - одну на другую - строя «башню». Побеждаеткоманда, первой построившая «башню» из 10 коробок.
Вариант.То же, но дети выстраиваются в колонны по командамза линией старта. Каждый ученик берет 1 коробку, бежит на другуюсторону площадки и кладет коробку за линию финиша, следующийкладёт вторую коробку наверх и т.д., пока не построят «башню».
II. Игра «Ягоды, фрукты, овощи»
Дети становятся в круг лицом к центру. Трём игрокам вручаетсяпо коробке разного цвета. Каждый цвет соответствует названию каких-нибудь фруктов, ягод или овощей. Например, красный - ягоды,зеленый - фрукты, синий - овощи. По сигналу учителя коробки передаются по кругу из рук в руки. Внезапно учитель произносит одно изслов, например, «Малина!». Передача коробок прекращается, а игрокдержащий в это время в руках красную коробку, обозначающую ягоду, поднимает ее над головой. Затем игра продолжается. Каждый разученик, перепутавший ягоды, фрукты или овощи, выходит в центркруга. В следующем туре он вновь вступает в игру, а его место занимает другой игрок, который ошибся. Можно за ошибку назначатьштрафные очки. Побеждают игроки, не совершившие ошибок или набравшие меньшее количество штрафных очков.
III.Игра «Сбей башню»
Коробки, выстроенные в форме башни, используются как мишень. Сбивать башню можно малыми тряпичными мячиками, мешочками с песком.
Вариант.Игра «Попади в цель»
Коробки можно выставлять по одной на полу на средней линии. Команды выстраиваются в шеренги по разные стороны от средней линии. Каждому участнику выдается по мячу. Поочереднокаждая команда бросает мячи, стараясь сбить как можно больше коробок.
IV.Игра «Подбрось и поймай»
Впереди натянута верёвка или волейбольная сетка. У каждого играющего по коробке в руках. Он бежит вперёд, подбрасывает коробкунад верёвкой (сеткой), пробегает под ней и ловит её. У кого это получилось, тот и выигрывает.
V. Игра «Доставка посылок»
Проводится как эстафета. Дети бегут с коробкой («посылкой») вруках, обегают поворотную стойку, возвращаясь назад, передают «посылку» следующему игроку. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
4. Панели с геометрическими телами (фигурками)
На панели с отверстиями в возрастающем порядке располагаютсяразличные фигурки: цилиндры, трёхгранники, четырёхгранники ишестигранники.
I.Эстафета «Расставь фигуры правильно»
Учащиеся располагаются в колонны по одному за линией старта. Около направляющих стоят панели для фигур. На противоположнойстороне зала лежит обруч, в нём лежат все фигурки. По сигналу учащиесяпо очереди бегут к обручу, берут одну фигурку и, передав эстафетуследующему, правильно устанавливают её на панели в зависимости от высоты и формы. Каждый игрокимеет право принести только одну фигурку. Игра продолжается до техпор, пока все фигурки не будут правильно установлены на панели.
Вариант 1. Эта же эстафета выполняется в усложненных условиях.По пути учащиеся выполняют различные задания:
а)пролезают в обручи, тоннель;
б)перепрыгивают через барьер;
в)пробегают «змейкой» между кеглями, стойками;
г)пробегают по скамейке и т.п.
II.Конкурс-аттракцион
Это же задание как в эстафете выполняют 2 или несколько учащихся (в зависимости от количествам панелей с фигурками). Они располагаются рядом с панелями, около которых лежат фигуры вперемежку. По сигналу игроки начинают устанавливать фигуры в отверстияпанели в соответствии с их формой и размером. Побеждает игрок, который быстрее и правильно выполнит это задание.
5. Ленточки
I.Игра «Сними ленту»
На подвешенной наклонно верёвке прикрепляются 10 разноцветных ленточек, которые пронумерованы. Чем выше располагается конец ленты, тем большеномер (от 1 до 10). Игроки каждой команды по очереди выполняютпрыжки, стремясь снять ленту с верёвки. За удачные прыжки начисляются очки в соответствии с номером ленты. Выигрывает команда,набравшая больше очков.
II.Игра «Добеги и прыгни»
Дети строятся в шеренгу. На другой стороне зала выделена полоса шириной 30-40 см, над которой на шнуре подвешены ленточки по количеству играющих. По сигналу дети бегут вперёд и снимают ленточки, подпрыгивая вверх. Побеждает тот, кто снял ленточку первым.
Вариант.Ленточек подвешивается на 2-3 меньше играющих. Те,кому не досталось ленточки, выбывают из игры. Затем количество ленточек опять уменьшается на 2-3. Игра продолжается до тех пор,пока не останется 2-3 ученика, которые и объявляются победителями.
III.Эстафета «Завяжи бант»
Напротив каждой команды на противоположной стороне зала устанавливается стул с завязанными (узлом) на спинке ленточками по количеству участников. По сигналу каждый игрок по очереди бежит достула и завязывает один бант, бегом возвращается назад и передаётэстафету следующему. Игра заканчивается, когда все бантики будутзавязаны.
Вариант 1.На стуле ленточки завязаны бантиками. Нужно поочереди развязать все бантики и вернуться назад с ленточкой в руках.
Вариант 2.Это же задание выполняет только один участник. Например, в конкурсе капитанов, конкурсе девочек или мальчиков.
IV.Игра «Оторви хвост»
Класс делится на 2 команды. У каждой команды ленточки разного цвета, которые игроки прикрепляют к себе сзади как «хвостики». Посигналу игроки разбегаются по площадке и стараются завладеть ленточкой соперника – «оторвать хвост». Игрок, потерявший «хвост», выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся дети с «хвостиками» одного цвета. Побеждает команда, игроки которой дольше продержались на площадке. Запрещается руками удерживать свои «хвостики».
V.Игра «Салки с хвостиком»
Всем играющим раздаются ленточки - «хвостики». Назначаются2-3 водящих, которые по сигналу учителя начинают догонять играющих и отрывать у них «хвостики». Последние 2-3 участника, сохранившие свои «хвостики», выигрывают и становятся следующими водящими.
6. Автомобильные покрышки(шины)
I. Используются как отягощения для выполнения различных упражнений на месте и в движении.
П. Бег с автомобильными покрышками, привязанными к шнуру.Шнур крепится одним концом к широкому поясу, надетому наученика Другим концом с помощью крюка (проволока диаметром 6-10 мм) к верхней части покрышки. Это хорошее упражнение для развития мышц бедра и голени, а также задание для эстафеты.
III.Эстафетас катанием покрышки левой и правой рукой.
IV.Катаниешины друг другу в парах: двумя руками, одной рукой.
V.Конкурс: кто дальше прокатит шину после одного отталкивания
рукой или ногой.
VI. Шины, расположенные на одной линии вдоль зала на определённом, в зависимости от возраста учащихся, расстоянии, используются для прыжков с ноги на ногу «по кочкам». Можно разложить их в шахматном порядке.
VII.Шины, поставленные вертикально на некотором расстоянии друг от друга, используются для пролезания в них или перепрыгивания как через барьер.
VIII.Шины, поставленные вертикально на одной линии, используются для пролезания в них «змейкой».
IX.Шины, лежащие на полу, используются для метания в них различных мячей.
Вариант.Метание мячей в шины, подвешенные вертикально, иликогда их держат в руках вертикально другие ученики.
7. Тряпичные мячи
Мячи шьются из ткани и набиваются ватой из старых кожаных гимнастических матов.
I.Игра «Снежки»
Можно играть черезнатянутую поперек зала верёвку,волейбольную сетку или поставленную поперёк зала скамейку. Класс делится на2 команды. Каждому игроку даётся по мячу. По свистку игроки стараются как можно быстрее перебросить свои мячи над сеткой на сторону соперника. Через определённое время, оговоренное заранее, даётся свисток.Выигрывает команда, на площадке которой оказалось меньше мячей,чем у соперника.
Вариант.В эту игру можно играть зимой на улице.
II.Игра «Погоня за мячом»
Играют 2 команды. Команды становятся в колонны по одному заобщей линией старта и получают мячи разного цвета. По первомусигналу впереди стоящие игроки бросают свои мячи как можно дальше вперёд. По второму сигналу они бегут за мячом соперника и возвращаются с ним в строй. Кто сделает это быстрее, тот приносит своей команде 1 очко. Также соревнуются следующие игроки, побеждает команда, набравшая большее количество очков.
III.Игра «Метко в цель»
2 команды выстраиваются в 2 линии, одна напротив другой. Насредней линии расставляются кегли или городки. Каждый игрок получает по мячу. По сигналу игроки одной команды одновременно метают свои мячи так, чтобы попасть в кегли и сбить их. Подсчитывается количество сбитых кеглей. Затем то же самое выполняют игроки другой команды. Игра проводится чётное количество раз (2, 4, 6, ...).Выигрывает команда, сбившая большее количество кеглей.
IV.Игра «Сбор грибов»
Мячи разбрасываются по всему залу. Игроки по сигналу собирают мячи в корзину (коробку или мешок). Выигрывает тот, кто больше соберёт мячей за определённое время.
Варианты:
1. С завязанными глазами.
2. Мячи подметать «веником» или «метёлкой» в обручи.
V.Игра «Запятнай мяч»
Выбирают 2-4водящих. Остальные с мячами располагаются произвольно по всей площадке. По сигналу игроки передвигаются по площадке и ведут мячи ногой. Водящие, тоже ногой, стараются завладеть мячом игроков. Если водящий стопой прижмёт мяч к полу, или игрок с мячом выйдет за пределы площадки, то этот игрок считается выбывшим из игры. Продолжительность игры оговаривается заранее.
После её завершения подсчитывается количество мячей, которыми овладели водящие. Затем назначаются новые водящие, и игра продолжается.
Вариант.Игра продолжается не по времени, а до тех пор, покавсе игроки, кроме 2-4 последних, не выйдут из игры. Оставшиеся игроки становятся следующими водящими.
VI.Игра «Тройка»
Назначаются 3 водящих – «тройка», в руках у которых по мячу.По сигналу водящие стараются осалить мячом игроков, свободно передвигающихся по площадке. Осаленными считаются те игроки, в которых мяч попал слёта и те, кто вышел за пределы площадки. Играпродолжается 2-3 минуты, затем подсчитывается количество осаленных игроков. Затем назначают новых водящих, и игра продолжаетсясначала.
Вариант.Игра проводится не по времени, а до тех пор, пока неостанется 3 неосаленных игрока, которые и становятся новыми водящими.
VII.Игра «Многобол»
Игра проводится на любой площадке, где есть футбольные ворота. Класс делится на 2 команды. Игроки располагаются произвольно на своей половине поля без права перехода через среднюю линию.Каждый игрок получает в руки по мячу. По сигналу игроки обеих команд начинают перебрасывать мячи на половину соперника, стараясь попастьв ворота. За каждое попадание дается 1 очко. Мячи, попавшие в ворота, брать запрещается. Игра проводится определённое время, назначенное учителем. Выигрывает команда, забившая больше мячей в ворота.
Вариант.Игра проводится до тех пор, пока все мячи не окажутсяв воротах.
VIII.Игра «Защита мяча»
В центре круга, диаметром 3-4 м, ставят гимнастический козёл,на него кладут какой-нибудь мяч. Мяч защищают 2-3 игрока, неимеющие права касаться мяча руками. У нападающих в руках тряпичные мячи. Они располагаются за кругом. По сигналу учителя нападающие стараются бросками сбить мяч с козла. Когда мяч упадёт на пол, назначаются новые защитники. Побеждают защитники, сумевшие защитить свой мяч дольше всех.
IX.Игра «Охотники и утки» или «Вышибалы»
Вместо обычного мяча используют тряпичные (2 или больше).
X. Игра «Бег с мячами»
2 команды строятся в шеренги на противоположных сторонахплощадки за линиями. Параллельно этим линиям посередине площадки проводят ещё 2 линии, ограничивающие полосу 2-3 м. На полосесвободно раскладывают мячи по количеству играющих. По сигналуигроки обеих команд выбегают к поперечной полосе и стараются собрать как можно больше мячей, с которыми возвращаются за свои линии и строятся в шеренги. Капитаны команд подсчитывают принесённые своими игроками мячи, после чего раскладывают их на поперечной полосе. Игра проводится несколько раз. За каждый принесённыймяч команда получает 1 очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
XI.Игра «Бросай далеко, собирай быстро»
Играют 2 команды, которые строятся в 2 шеренги за стартовойлинией. По сигналу игроки первой команды бросают мячи как можнодальше, а игроки второй команды по второму сигналу собирают их ивозвращаются назад за линию старта. Время фиксируется по секундомеру от начала бега до момента возвращения с мячом последнего игрока. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.
Вариант.Игроки 2 команд строятся в колонны за линией старта. В руках у направляющих по мячу разного цвета. По сигналу первые,стоящие в колоннах, одновременно бросают свои мячи как можнодальше и бегут за мячом соперника. Команда получает очко, если еёигрок принёс мяч за линию старта первым. Затем задание выполняютследующие стоящие в колонах игроки и т.д. Выигрывает команда, заработавшая большее количество очков.
XII.Эстафета «Посадка картошки»
Команды (2-5) строятся в колонны по одному за линией страта. У направляющих в руках мешки с мячами - «картошкой». Перед каждойкомандой на одной линии вдоль зала расположены кружочки или резиновые кольца - «лунки». По сигналу направляющие бегут и раскладывают «картошку» в «лунки» - «сажают», возвращаются назад, передают мешки следующим стоящим в колоннах игрокам, которые бегут и собирают «картошку» и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
XIII.Игра «Собери мячи»
На площадке на линиях, начерченных поперёк зала, раскладываютсямячи через каждые 5-6 м. В каждом ряду мячей должно быть на5 меньше, чем играющих. Например, если играющих 25, то мячей вкаждом ряду должно быть 20, 15, 10 или 5. По сигналу дети бегут и стараются завладеть мячом из первого ряда. Пятеро, оставшиеся без мячей выбывают из игры. Затем проводитсяIIэтап игры, когда оставшиеся дети бегут уже ко второй линии, на которой лежит 15 мячей,затемIIIэтап и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 5 игроков, которые и становятся победителями.
XIV.Игра «Бери скорее»
Игроки стоят посередине площадки в 2 шеренги лицом друг кдругу на расстоянии 2-3 м друг от друга. По сторонам площадки на расстоянии10-15 м за каждой командой - ограничительные линии финиша. Между каждой парой игроков на пол кладётся мяч. По заданию учителядети принимают различные исходные положения или выполняют упражнения. По сигналу каждый старается быстро схватить мяч и убежать с ним за линию финиша. Тот,кто остался без мяча, старается догнать убегающего. Выигрывает игрок, успевший взять мяч и убежать неосаленным за линию финиша. После этого подсчитывается количество игроков, убежавших за линию финиша с мячом, и игра продолжается. Выигрывает команда, побеждавшая большее количество раз.
XIV.Кроме этого, мячи можно использовать для обучения и совершенствования техники метания малого мяча в цель и на дальность. Они безопасны, поэтому не могут травмировать учеников. Они лёгкие, поэтому не улетают далеко, что даёт возможность использовать их в пределах спортивного зала. Их легче и быстрее подобрать, благодаря чему увеличивается моторная плотность урока. Кроме того, они просты в изготовлении, поэтому их хватает для работы на уроке всем ученикам.
8. Мешочки с песком
Из ткани шьются мешочки и наполняются песком.
I.Используются для выполнения общеразвивающих упражнений.
II.Используются для выполнения упражнений для формирования правильной осанки.
III.Используются как отягощения для выполнения упражнений на укрепление мышц туловища:
1)поднимание ног лёжа на спине с мешочком, зажатым между ступней;
2)то же, но лёжа на животе;
3)поднимание туловища, держа мешочек за головой и т.п.
IV.Эстафета «Не урони мешочек»
Преодолеть дистанцию до поворотной стойки и обратно с мешочком на голове, не поддерживая его руками.
Вариант.То же, но эстафета встречная.
V.Игра «Попади на стул»
Играющие стоят в колоннах по одному за линией старта. В 3-5 м от линиистоят стулья или табуретки. Игроки по очереди должны забросить наних мешочки. Соскользнувший мешочек не засчитывается. Побеждает команда, выполнившая больше точных бросков.
Вариант.Броски можно выполнить не на стул, а в мишень, например:
-в автопокрышки;
-в мешочек, натянутый на обруч;
-в ведро, корзину, коробку, обруч и т.п.
VI.Игра «Бросок за линию»
Команда, начинающая игру, строится за линией броска в шеренгу. В 3 м от неё натягивается верёвка на высоте 2-3 м (можно для лучшей видимости с ленточками, подвешенными на ней). Под верёвкой -контрольная линия, за ней чертят ещё 5 линий через каждые 1-2 м взависимости от возраста учащихся. Игроки получают по 1-2 мешочкаи по очереди бросают их как можно дальше над верёвочкой. Забросившие мешочек за 5 линию приносят команде 5 очков, за 4 линию - 4очка и т.д. Мешочки должны обязательно пролететь над верёвкой.Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Вариант.Бросание мешочков на дальность без натянутой впередиверёвки. Этот вариант больше подходит для проведения на улице.
VII.Конкурс «Ногами в цель»
На пол кладут мишень нарисованную на бумаге, картоне или фанере. Вокруг мишени на пол садятся участники игры, сняв обувь иноски. У каждого по мешочку с песком, который они захватывают ногами. Игроки по очереди бросают мешочек, стараясь попасть в центрмишени. За попадание в центр мишени начисляется 5 очков, в средний круг - 3очка, в наружный - 1 очко. Игру можно повторить несколько раз. Побеждает игрок, набравший больше очков.
VIII. Игра «Быстро по кругу»
Играют 2-3 команды, которые выстраиваются в круг лицомвнутрь, интервал между учащимися 1-2 шага, в руках укаждого по мешочку с песком, укапитана в руках мешочек другого цвета. По сигналу игроки быстропередают мешочки друг другу «по цепочке», пока капитан не получитназад свой мешочек. Выигрывает команды, которая первой и без нарушения правил выполнит задание.
Варианты:
1. то же, но стоя в кругу лицом наружу;
2. то же, но сидя на полу;
3. то же, но стоя на коленях и т. д.
IXИгра «По цепочке»
Команды построены в шеренги с интервалом 1-2 шага. Сбоку управофланговых на полу в обруче лежат по 15-20 мешочков с песком. По сигналу игроки передают мешочки друг другу «по цепочке» на левый фланг, где замыкающий складывает их в другой обруч. Выигрывает команда, первой закончившая передачу мешочков с песком.
Варианты:
1. то же, сидя на полу;
2. то же, но в колонне передача мешочков над головой;
3. то же, что и (2), но передача мешочков между ног, когда участники стоят в колонне, ноги врозь и т.п.
X. Эстафета «Сороконожки»
Команды построены в колонны по одному за линией старта. Укаждого ученика на голове мешочки с песком, а руками он держитсяза пояс впереди стоящего игрока. По сигналу команды начинают движение до флажка, огибают его и возвращаются назад за линию старта.Выигрывает команда, игроки которой уронили меньшее количествомешочков и первыми пришли к финишу.
Варианты:
1. то же, но с передвижением по скамейке;
2. то же, но передвижением «змейкой», обходя кегли или какие-нибудь другие препятствия.
XI.Эстафета «Рассыпал-собери! »
Команды строятся в колонны по одному за линией старта. В руках у первых по большому мешочку, в котором находится 10-15 мешочков с песком. По сигналу они бегут до обруча, лежащего на другой стороне зала, высыпают содержимое мешка и, возвращаясь назад,передают пустой мешок следующим игрокам команды, которые бегут искладывают все мешочки с песком в большой мешок и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
XII.Игра «Точный расчёт»
Игроки поочередно выполняют навесные броски:
1. в корзину, мешок на обруче, который держит один из учеников; вавтопокрышку, в лежащий на полу обруч; в начерченную на полу вформе круга или квадрата мишень; в мишень из бумаги, картонаили фанеры и т.п.
2. на стул, табуретку или стол так, чтобы мешочек не соскользнул напол.
Вариант.Эта игра может проводиться как эстафета, конкурс или аттракцион.
9. Верёвки (шнуры)
I. Использование для обозначений на полу
1. «рва» - для перепрыгивания через него;
2. круга, овала, квадрата и т.п.;
3. как ограничитель;
4. для обозначения финишной линии и т.д.
II. Используется для обозначения на высоте
Верёвка, натянутая поперёк зала на различной высоте для:
1. прыжка в высоту;
2 подлезания под верёвкой;
3. перебрасывания и метания через верёвку различных предметов (мячей, колец, коробок, мешочков с песком и т.п.);
4. .
III.Для привязывания различных предметов(шин, гантелей,ленточек…).
IV.Для прыжков как через длинную скакалку.
V.Для игры в пионербол и других игр в залах, где отсутствует волейбольнаясетка.
VI.Игра «Перетяни на свою сторону»
2 ученика, стоя спиной друг к другу, надевают на уровне поясаверевку, сшитую за концы. По сигналу каждый старается перетянутьсоперника за свою линию-ограничитель, как в перетягивании каната.
Вариант.То же, но задание выполняют 4 ученика, взявшись заверевку, которая образует по периметру форму квадрата.
VII.Эстафета «Гусеница»
Команды выстраиваются в колонны по одному перед стартовойлинией и берутся одной рукой за шнур: нечётные номера - правой,чётные – левой рукой. По сигналу команды бегут до поворотной стойки,обегают её и возвращаются назад, не отрывая рук от шнура. Побеждает команда, которая первой пересекла линию финиша. Затем игрокиберутся за шнур другой рукой, и эстафета повторяется.
VIII.Конкурс «Намотай шнур»
Шнур длиной 8-10 м прикрепляют к середине двух длинных палок. Посередине шнура привязывают цветную ленточку. Играет вся команда, если палка достаточно длинная, или 2-4 человека, если палкагимнастическая. Игроки берутся двумя руками за свои палки и расходятся на расстояние длины шнура. По сигналу они начинают быстронаматывать шнур на палку и таким образом продвигаются вперёд.Побеждает команда, чья палка раньше коснётся ленточки.
IX.Игра «Рыбаки и рыбки»
Выбирают 4-5 водящих - «рыбаков», остальные игроки - «рыбки». «Рыбаки» берутся руками за верёвку- «сеть», двое за концы, остальные располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Таким образом, «рыбаки» «сетью» ловят «рыбок», стараясь окружить их. «Рыбки»могут выбегать из «сети» до тех пор, пока «сеть» не замкнётся. «Рыбакам»не разрешается ловить «рыбок» «порванной сетью», когда не все водящие держатся руками за верёвку. Игра заканчивается, когда непойманными остаются 4-5 «рыбок» (по условию игры), которые и становятся новыми водящими.
X.Игра «Вращающиеся кольца»
Играют 2-3 команды в зависимости от того, сколько в наличиишнуров. Игроки каждой команды, встав в круг, берутся руками за связанный на концах шнур. Капитаны команд держатся за шнур в местесвязки (можно в месте связки привязать яркую ленту). По сигналу игроки, перебирая руками, перемещают шнур вправо (влево) до тех пор,пока он не совершит полный оборот. Как только узел вновь дойдет докапитанов, игроки поднимают руки со шнуром вверх. Выигрываеткоманда, выполнившая задание первой.
XI.Игра «Из круга в круг»
По периметру площадки раскладывается 18-20 обручей. Игрокирасполагаются в середине зала вокруг связанной за концы верёвки идвигаются по кругу, держась правой (левой) рукой за верёвку. По сигналу они бросают веревку и бегут к обручам, стараясь занять там свободное место. Кому не досталось места, тот выбывает из игры. Затем с площадки убирается 3-4 обруча и игра продолжается. Игра проводится до тех пор, пока не останется 3-4 игрока, которым всегда находилось место в обруче. Они и объявляются победителями.
XII.Игра «Манеж» (проводится на улице)
В центре игровой площадки вбивают колышек, на него с помощью петель надевают 2 верёвки длиной 5-6 м. 2 команды строятся вколонны по одному по обе стороны колышка, направляющие берутсярукой за свободный конец верёвки. По сигналу они бегут по часовой(против часовой) стрелке по кругу, натягивая верёвку. Игрок, первымвернувшийся к своей команде и вставший в конец колонны, получает 1 очко. Затем стартуют очередные участники. Выигрывает команда,набравшая большее количество очков.
XIII.Конкурс «Достань предмет»
Верёвку, связанную за концы, складывают на полу в форме квадрата. 4 участника берут верёвку одной рукой за углы квадрата. Посигналу они перетягивают верёвку на свою сторону, а свободной рукой стараются взять предмет, установленный в 2-3 м от узлов квадрата. Выигрывает игрок, выполнивший задание первым.
Варианты:
1. игрок должен выполнить удар ногой по мячу;
2. игрок должен выполнить удар клюшкой по шайбе и т.п. XIV. Игра «Смелые и быстрые»
2 команды строятся в шеренги на противоположных сторонахплощадки. В центре площадки находится водящий. Он держит в рукахверёвку с привязанным на конце мячом или резиновым кольцом. Верёвка имеет такую длину, чтобы мяч достигал боковых линий площадки. По сигналу водящий вращает верёвку ниже линии пояса, а поодному участнику от каждой команды выбегают и стараются какможно быстрее достигнуть противоположной стороны площадки. Этоони должны выполнить так, чтобы их не коснулись мяч или веревка.Задетый ученик выбывает из игры. Затем задание выполняет следующая пара учеников. Побеждает команда, в которой после всех перебежек останется больше игроков.
XV. Игра «Удочка»
Играющие становятся в круг лицом к центру, где стоит водящий – «рыбак». У водящего в руках верёвочка, к концу которой привязан мяч (резиновое кольцо или мешочек с песком) - «удочка». Водящийвращает «удочку» так, чтобы она скользила по полу и проходилапод ногами игроков - «рыбок», которые, не сходя с места, перепрыгивают через неё. Тот, кого «удочка» коснётся, выходит из игры. Играпродолжается до тех пор, пока не останется один участник, который истановится новым водящим-«рыбаком».
XVI.Конкурс «Выдерни шнур»
2 детей сидят на стульях, которые стоят спинкой друг к другу нарасстоянии, соответствующем длине шнура, протянутого под стульями. По сигналу дети начинают бег по часовой (против часовой) стрелке вокруг стульев. Проделав полный круг, они садятся на свой стул ивыдергивают верёвочку. Побеждает тот, кто первым выполнит это задание.
XVII.Конкурс «Обмотай соперника»
Играют 2 команды. Капитанам команд выдаётся по шнуру одинаковой длины. По сигналу они, обматывают всех игроков своей команды различными способами, но, не завязывая двойные узлы. На этодаётся определённое время, назначенное судьёй. По второму сигналуобмотка заканчивается, капитаны меняются местами. По третьему сигналу капитаны начинают распутывать команду соперника. Кто выполнит это задание быстрее, тот и победил.
ХVIII. Конкурс «Мотальщики»
Задача игрока, встав на стул, намотать шнур, длиной до пола, привязанный однимконцом к эстафетной палочке, на эту палочку. Побеждает тот, кто выполнит это задание быстрее.
Вариант.То же, но в усложнённых условиях, т.е. когда к концуверёвки привязан какой-либо груз, например, гантель.
11.Движения руками как при плавании кролем - для сгибателей, разгибателей, дельтовидных и трапециевидных мышц.
12. То же, что и (11), но как при плавании кролем на спине.
13.То же, что и (11) и (12), но лёжа на скамейке.
14. Движения руками как при плавании брассом - для мышц рук,дельтовидных и грудных мышц.
15.То же, что и (14), но лежа на скамейке лицом вниз.
16. Движения руками как при плавании баттерфляем - для дельтовидных мышц.
17.То же, что и (16),но в обратном направлении.
18.То же, что и (16) и (17), но лежа на скамейке.
19.Разведение прямых рук в стороны из исходного положения – рукивперед, ладонями внутрь - для дельтовидных и грудных мышц.
20. То же, что и (19), но поднимая руки в стороны - для боковых пучков дельтовидных мышц.
21. Поднимание рук вверх - для сгибателей, разгибателей и дельтовидных мышц.
22. Вращательные движения руками - для дельтовидных мышц.
23. Комбинированное упражнение для мышц рук и туловища – повороты направо и налево с отведением рук в стороны.
24. Вращательные движения руками наружу и внутрь скрестно – длядельтовидных и трапециевидных мышц.
25. Попеременное поднимание рук вперед вверх - для дельтовидныхмышц.
26. Жим гантелей лёжа на спине - для разгибателей и грудных мышц.
II. «Коромысло»
К гимнастической (или любой другой палке) на концы привязываются 2 наполненные бутылки и используются в эстафетах, конкурсах, аттракционах для переноски.
11. Самодельные теннисные ракетки из фанеры
I. Как предмет для проведения общеразвивающих упражнений:
1.Подбрасывание мяча ракеткой:
а)стоя;
б)сидя;
в)в выпаде;
г)в полуприседе;
д)стоя на коленях;
е)стоя на одном колене и т.п.
2. То же, что и (1), но после каждого подбивания мяча, повернуть ракетку и следующий удар выполнить другой её стороной.
3. Подбивание мяча ракеткой, выполняя повороты кругом на месте:
а)переступанием;
б)прыжками.
4. В выпаде правой (левой), правая (левая) рука с ракеткой над коленом, подбивание мяча ракеткой.
5. Стоя в равновесии на правой (левой), подбивание мяча ракеткой, вытянутой вперед правой (левой) рукой.
6. Лёжа в упоре на одной руке, подбивание мяча ракеткой другой рукой.
7.То же, что и (6), но с одновременным переступанием ногами, выполнить круг вокруг опорной руки.
8. Стоя лицом к стене на расстоянии 3-5 м. Ударом ракеткой послать
мяч в стену. После отскока мяча от стены и пола вновь ударом ракетки послать мяч в стену.
9. То же, что и (8), но без удара мяча об пол.
10.То же, что и (9), но после удара ракетки по мячу выполнить поворот на 360о, после чего вновь послать мяч в стену.
II.Игра «Подбей мяч (шарик) »
Играющие встают по кругу на расстоянии вытянутых рук друг отдруга. Первый игрок подбивает мяч ракеткой, стараясь ударить какможно большее число раз, не уронив мяч. Остальные игроки ведутподсчёт. Побеждает тот, кто большее число раз подбил мяч.
Вариант.Подбивать мяч, поворачивая ракетку с каждым ударомдругойстороной.
III.Игра «Отбей мяч»
Играющие стоят полукругом, напротив водящий с мячом в руке.Водящий по очереди бросает мяч игрокам, которые должны отбитьего ракеткой. За невыполненное задание назначается штрафное очко.Побеждают игроки, не получившие штрафных очков.
IV.Игра «Забей мяч в крут»
На площадке чертится мишень, в ней 3 круга радиусами 1,5м, 1м и 50 см. Дети становятся за кругом на расстоянии 3-5 м в зависимости от подготовленности и возраста. Поочередно они направляют мяч ракеткой в мишень. Попадание в самый маленький круг оценивается в 5очков, в средний - 3 очка, в большой - 1 очко. Побеждает игрок, набравший больше очков.
12. Флажки
Изготавливаются различные виды флажков.
I. Флажки на стойках-крестовинах.
1. для ограничения линии старта, финиша…;
2. для построений;
3. как поворотные стойки;
4. как стойки для различных видов бега: вокруг флажка, «змейкой»…
II. Флажки на стойках с заострённым концом.
Применяются для тех же целей, что и флажки на крестовинах, нона улице для установки их в землю и снег.
III.«Волчьи флажки».
Применяются на соревнованиях для определения линий старта,финиша, поворотов и как ограничители, необходимые для соблюдения правил техники безопасности при проведении массовых мероприятий.
IV. Флажки на маленьких палочках:
-для проведения общеразвивающих упражнений;
- для проведения игр и эстафет с младшими школьниками: «К своим флажкам!», «По местам!», «Передай флажок!»…
13. Тряпичные мешочки
Из ткани изготавливаются мешочки различных размеров.
I. Для переноски различных предметов:
1. «картошки» (мячиков или других предметов) в эстафете «Посадка картошки»;
2. малых мячей в игре «Метко в цель»;
3. пробок от пластмассовых бутылок при жеребьёвке или в игре «Сбор урожая» и т.п.
II.Конкурс «Запомни предметы»
В мешочек кладётся несколько различных предметов (игрушка, ручка, карандаш, фломастер, спички, ластик, ножницы, скакалка, мячи др.). Участвует в конкурсе 1 игрок от каждой команды. Судья высыпает все предметы из мешка на пол на 5-10 секунд, после чего накрывает их большой тканью, например, полотенцем, платком илимешком. За это время играющие должны запомнить как можно больше предметов и записать их на листок. За каждый правильно записанный предмет назначается 1 очко. Выигрывает тот, кто запомнил и записал больше предметов.
III.Конкурс «Уложи рюкзак»
Около мешочков, которые даны участникам конкурса, раскладываются необходимые в походе предметы: консервы, кружка, миска,ложка, фляжка, перочинный нож, мыло, мыльница, зубная паста, расчёска, полотенце, носовой платок, спички, носки и т.п. Туда же кладутпредметы, которые не рекомендуется брать в поход: утюг,стеклянную тарелку, вилку, бидон, вешалку и т.п. Задача участниковбыстро и правильно уложить рюкзак. За каждый правильно положенный предмет прибавляется 1 очко, за тот, который брать не обязательно, вычитается 1 очко. Побеждает тот, кто набрал большее количествоочков.
14. Жестяные банки (из-под кофе)
I.Игра «Сбор грибов»
По всей площадке расставляются банки. Участникам игры раздаются коробки, корзинки или мешки. По свистку они начинают собирать банки - «грибы». Выигрывает тот, кто собрал больше «грибов».
Вариант.Игру можно усложнить и проводить её с завязаннымиглазами.
II.Можно использовать жестяные банки:
1. как ограничители;
2. как кегли для обводки их «змейкой»;
3. как кегли для сбивания их мячами и др. (См., пластиковые бутылки).
15. Самодельные клюшки
I.Любые конкурсы или эстафеты с забиванием мяча или шайбы вворота.
II.Ведение клюшкой мяча или шайбы:
1. по прямой;
2. «змейкой» с обводкой кеглей или стоек;
3.с забиванием в конце дистанции мяча или шайбы в ворота.
III.Двусторонняя игра в хоккей с мячом или в хоккей с шайбой.
IV.Конкурс «Дотянись и забей»
2 участника надевают на себя на уровне пояса верёвку, связанную на концах. В руках у них клюшки. Игроки стоят спиной друг кдругу. На расстоянии 3-5 м от каждого участника на полу лежат 3 обруча, а в них по мячу. Ещё дальше, в 2-3 м от мяча, стоят ворота. Посигналу участники, стараясь перетянуть друг друга на свою сторону, должны послать клюшкой мячи в ворота. Побеждает тот, кто сделаетэто первым.
Вариант.Участвуют 4 игрока (см. игру с верёвкой № 4).
16. Стаканчики из-под йогурта
I. Аттракцион «Найди игрушку»
Стаканчики расставляются по всему залу или на ограниченном пространстве вверх дном. Под один или несколько стаканчиков незаметно кладётся какая-нибудь игрушка, значок или другой любой маленький предмет (приз). Участники от каждой команды или от болельщиков, зрителей, гостей, переворачивая стаканчики, ищут игрушки. Побеждают те, кто первыми найдут приз или найдут больше призов.
II. Конкурс «Кто быстрее составит выражение»
Снаружи на дне стаканчиков написать различные буквы, так, чтобы из них можно было составить какое-нибудь выражение. Например, «Сильные, смелые, ловкие», «Быстрее, выше, сильнее», «О, спорт, ты - мир!» и др.
17. «Тоннель»
Большой мешок с открытым дном пришивается к обручу.
Используется для пролезания в мешок как в «тоннель» в играх, эстафетах, конкурсах, аттракционах. Проходит очень эмоционально.
I.Эстафета 1
Команды выстраиваются в колонны по одному за линией старта.На противоположной стороне зала напротив каждой команды лежит«тоннель». По сигналу игроки по очереди бегут до «тоннелей», пролезают в них, продевая через себя сверху вниз, и бегом возвращаютсяназад, передают эстафету следующему.
II.Эстафета 2
Команды стоят за линией старта в колонны по одному. Впереди,перед каждой командой, судьи или помощники держат «тоннель». Игроки команд поочередно выполняют различные задания, по пути преодолевая «тоннель».
18. «Корзинка»
Мешки с зашитым дном, пришитые к обручам различных размеров.
I.Используется как мишеньдля забрасывания различных предметов, когда один из игроков или судей держит «корзину» в руках.
II.Игра «Ловля бабочек»
Назначаются водящие - «ловцы бабочек». Остальные игроки-«бабочки». «Ловцы» стараются поймать «бабочек», накрыв их «корзинкой» сверху, как «сачком». Пойманная «бабочка» выбывает из игры.Оставшаяся не пойманной последняя «бабочка» становится водящей.
Вариант.Водящих может быть 2-3 и больше, в зависимости отналичия «корзинок». Тогда игра продолжается до тех пор, пока не останется непойманными столько «бабочек», сколько было «ловцов».Они и становятся новыми водящими.
19. «Каверзный мяч»
Это резиновая камера от старого использованного мяча с выведенной в сторону трубкой, которая смещает общий центр тяжести мяча.
Игра в «каверзный мяч» проводится на любой ровной площадке.
В игре используются элементы баскетбола и волейбола. Запрещается отбивать мяч ногами, бросать и ловить его. Мяч в игре можно перемещать только за счет различного рода подбиваний одной или обеими руками и ведения мяча ударами о пол как в баскетболе. Игра проводится в 2 периода. Попадание мячом в заранее обусловленную цель (ворота, коробку, корзину и т.п.) оценивается в 2 очка. В ходе игры мяч прыгает самым невероятным образом,траектории его полёта непредсказуемы. Всё это делает игруочень эмоциональной, особенно для учащихся средних и старшихклассов.
20. Самодельные барьеры
Изготовляются из старых сломанных гимнастических обручей,которые закрепляются на планке с подставкой,или остатков строительного бруса.
Используются:
I. На уроках легкой атлетики при обучении технике преодоления
барьеров.
П. В играх и эстафетах с перепрыгиванием через барьер и пролезанием под барьером.
IV.При выполнении упражнений на дыхание с младшими школьниками:
На вершине барьера закрепляется несколько бумажных или тряпичных ленточек. Дети, пролезая под барьером начетвереньках, должны сначала сделать глубокий вдох, а затем,полный выдох на ленточки.
21. Самодельные самокаты
Катание на самокате очень привлекательное упражнение длямладших школьников. Важно, чтобы самокат был по росту ребенку,чтобы не создавались неблагоприятные условия для формированияправильной осанки. Ребята должны отталкиваться попеременно как правой, так и левой ногой, а катиться, поставив обе ноги на платформу.
Используются самокаты в различных эстафетах и конкурсах.Очень весело и эмоционально проводится катание на самокатах средистаршеклассников, учителей, родителей в соревнованиях «Весёлыестарты», «Папа, мама, я - спортивная семья», «А ну-ка, парни!» и т.п.
Игры и конкурсы:
I.Кто быстрее преодолеет дистанцию на самокате.
II.Кто дальше прокатится на самокате после 1 (2, 3) отталкиваний от пола.
III.Игра в футбол на самокатах.
IV.Катание на самокате вдвоём.
V. Катание родителями ребёнка на самокате.
22. «Колпаки»
Из плотной бумаги или картона изготавливаются большие колпаки.
I. Эстафета «Канатоходцы»
Команды строятся в колонны по одному перед линией старта. Унаправляющих в руках по колпаку. Они устанавливают его на голове,поднимают руки в стороны и по сигналу продвигаются, стараясь неуронить колпак, до поворотной стойки, обходят её и, взяв колпак вруки, бегом возвращаются назад. Побеждает команда, игроки которойпервыми выполнят это задание. Запрещается поддерживать колпакруками.
Вариант.То же задание игроки выполняют, но уже проходят погимнастической скамейке.
П. Конкурс «Не урони колпак»
Несколько участников (в зависимости от количества колпаков) надевают колпак на голову. По сигналу продвигаются с ним по дистанции до тех пор, пока колпак не упадёт на пол. Побеждает игрок,преодолевший большее расстояние, не уронив колпак.
23. Инвентарь для аттракциона «Рыбалка»
Инвентарь: круг из фанеры с 4 петлями, 4 «удочки» с крючками из проволоки на конце лески, 4 картонных кружочка, разрисованные «рыбки» из кусочков линолеума с петлями из проволоки.
I.«Рыбалка»
Участвуют 4 человека в руках у них по удочке с крючкамииз проволоки. Участники располагаются вокруг большого круга с петлями, стоя на картонных кружочках. По сигналу играющие стараютсякрючком зацепить за петельку круга и поднять его. Кто первым поднимает круг, тот и выигрывает.
II. «Ловись, рыбка! »
В центральном круге раскладываются изготовленные «рыбки» с петлями. За кругом располагаются «рыбаки» с «удочками». По сигналу они начинают «ловить рыбок», стараясь зацепить крючком «рыбку» за петлю. Пойманные «рыбки» складываются в ведро. Побеждает поймавший больше «рыбок».
24. Набивные подушки
Сшитые из плотной ткани подушки набивают ватой, которую берут из старых кожаных матов.
I. Конкурс «Бой подушками»
По одному участнику от каждой команды поочерёдно, стоя нагимнастической скамейке, стараются ударами подушкой ниже поясасбить друг друга со скамейки. Проигрывает тот, кто первым коснётсяпола.
Вариант.Выигрывает команда, в которой больше победителей среди пар. Запрещается ударять соперника выше пояса. За нарушение этого правила игроку засчитывается поражение.
II. Метание подушек в цель и на дальность
III. Использование в качестве барьеров и препятствий
25. Деревянные доски
Размер: 60 х 25 см
I.Эстафета «Транспортировка»
2 участника (мальчика), держа доску за края, переносят по дистанции третьего участника (девочку), который сидит на доске и держится руками за плечи несущих доску.
Вариант.Эта же эстафета проводится во время соревнований«Папа, мама, я - спортивная семья». Папа с мамой переносят на доскеребёнка
II.Эстафета «Подвесной мост».
Участвуют 5 человек (4 мальчика и 1 девочка) от команды 4 участника становятся парами в колонну по 2. У каждой пары по доске.Пятый участник становится на доску первой пары, держась руками заголовы несущих. По сигналу он начинает перебираться с доски 1-ойпары на доску 2-ой пары. Затем игроки 1-ой пары перебегают вперёд2-ой пары, и эстафета продолжается. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Вариант. То же, но пары с дощечками выстраиваются на одной линии в шеренгу.
III. Эстафета «Переправа»
Проводится так же, как и с фанерными дощечками (см. «Игры с фанерными дощечками»), но по доскам одновременно переправляются по 2 участника сразу.
26. Подставка для мячей
I.Эстафета «Не урони мяч»
Бег по дистанции, в руках подставка с мячом наверху, с изменением направления, обегая кегли, поворотные стойки, стараясь не уронить мяч и, не поддерживая его руками.
II.Эстафета «Эквилибристы»
Команды становятся в шеренги с интервалом между участниками1 м. У правофланговых в руках подставка с мячом. По сигналу игроки «по цепочке» передают её до левофлангового. Кто выполнит это заданиебыстрее, не уронив мяча, тот и выигрывает в эстафете.
Вариант.То же, но сидя на полу, стоя на коленях…
27. Тележки
Длина 70-80 см, ширина - 30 см. Колёса - деревянные или подшипники.
I.Эстафеты:
Передвижение можно выполнять:
а)лёжа на животе, отталкиваясь руками от пола;
б)то же, но отталкиваясь от пола короткими палочками (например, эстафетными);
в)сидя на тележке лицом вперёд, отталкиваясь от пола руками,ногами или палочками;
г)то же, но сидя на тележке спиной вперёд.
II.Конкурс «Кто дальше? »
Кто из участников проскользит на тележке дальше в различныхисходных положениях после 1 (2, 3…) отталкиваний руками, ногами илипалочками.
III.«Перевези товарища»:
а/ если к тележке привязать верёвку, то можно проводить эстафеты и конкурсы с перевозкой друг друга на различные расстояния;
б/ перевозка одного участника эстафеты другим, который держит сзади за плечи ученика, сидящего на тележке, и толкает её по дистанции.
28. Ходульки
Изготавливаются из деревянных брусочков по размеру стопы и привязанным к ним верёвкам
I.Эстафета «Бег великанов»
Даётся 1 пара ходуль на команду. Каждый игрок по очереди выполняет движение на ходулях до поворотной стойки и обратно. Выигрывает команда, закончившая переход первой. Если участник спрыгнул с ходулей, он должен снова встать на них и продолжить движение.
II.Конкурс «Кто дальше? »
Кто дальше пройдёт на ходулях, не спрыгнув на пол.
29. Лыжи с дополнительными креплениями
Применяются для проведения шуточных эстафет или конкурсов,как на снегу, так и на земле или на полу. На них можно двигатьсявдвоём или втроём, в зависимости от количества дополнительных креплений.
30. Панель для игры «Серсо»
Панель из старой школьной парты с выступающими колышками.
Применяется для набрасывания резиновых или других колец. Может проводиться как конкурс, когда один участник набрасывает сразу несколькоколец, или как эстафета, когда каждый участник команды набрасываетпо одному кольцу. Выигрывает игрок или команда, набросившаябольшее количество колец.
Вариант 1. Если каждый колышек на панели соответствует определенному количеству очков, то выигрывает игрок иликоманда, набравшая большее количество очков.
Вариант 2.Для усложнения задания, перед бросками игроки выполняют дополнительные задания:
-бег с изменением направления, «змейкой»;
-прыжки через барьеры;
-пролезания под барьером и в «тоннель»;
-прыжки через скамейку и т.п.
31. Большие мешки
Мешки из-под сахара или специально сшитые из плотной ткани, например, из списанных штор.
I. Эстафета «Бег в мешках»
Передвижение прыжками на двух в мешке, держа его руками на уровне пояса, до поворотной стойки и обратно.
Вариант 1.То же, но передвижение в мешке вдвоём.
Вариант 2.То же, но передвижение в мешке «змейкой», огибая по пути стоящие флажки, кегли, фишки…
II. Эстафета «Переправа вдвоём»
2 ученика прыжками в мешке передвигаются до линии финиша, расположенной на другой стороне площадки. Там первый игрок остаётся, а второй возвращается бегом назад с мешком в руках. На стартовой линии он вместе с третьим игроком залезает в мешок, и они вместе переправляются до линии финиша, где остаётся второй игрок, а третий возвращается бегом к своей команде и т.д. Эстафета заканчивается, когда игроки всей команды окажутся за линией финиша.
III. Эстафета с предметами
Для усложнения эстафеты, её можно проводить с переноской каких-либо предметов, например, мячей, коробок и т.д.
IV. Конкурс «В мешках»
В конкурсе участвует столько учеников, сколько имеется в наличии мешков.
V.Мешки можно использовать для переноски различных предметов: скакалок, мячей, коробок, колец, мешочков с песком и др.
32. «Колючая проволока»
На верёвку или шнур надеваются:
а) игрушечные контейнеры из «Киндер-сюрпризов»;
б) бельевые прищепки;
в) зажимы для штор;
г) канцелярские скрепки и др.
Используется для преодоления препятствий:
1. для перепрыгивания через неё;
2. для проползания под ней на четвереньках или по-пластунски;
3. для перебрасывания над ней различных предметов…
Если концы «колючей проволоки» прикрепить к заострённым колышкам, то её можно использовать для преодоления препятствий на улице в любое время года. Колышки можно вбивать как в землю, так и в снег.
33. Кольцеброс
Старая игрушка в форме любого предмета (например, гуся) прикрепляется вверху к стойке.
Используется для набрасывания на неё различных колец и обручей.
34. Кубик
С нарисованными на его шести гранях цифр от 1 до 6.
Используется для вбрасывания при начислении дополнительных очков, при определении количества очков за данный конкурс, при определении очерёдности выполнения задания, при жеребьёвке, при определении № задаваемого вопроса при проведении викторины и др.
35. Сборные фигурки животных на липучках
На ватмане рисуется крупно какое-нибудь животное и разрезается на несколько частей (например, голова, уши, тело, лапы, хвост...). На обратной стороне каждой части прикрепляется 2-сторонний скотч или липучка.
Задание:кто быстрее соберёт на стене животное. Можно проводить в форме конкурса, когда всё животное собирает один ученик, например, капитан, или в форме эстафеты, когда каждый учащийся прикрепляет на стену по одной части.
36. «Следки»
Изготавливаются из линолеума, к ним привязываются верёвки.
Используются для передвижения на них, скользя по полу и держась руками за концы верёвок.
Вариант.Передвижение в парах: один передвигается, стоя на следках, второй, стоя к нему лицом, тянет за концы верёвок.
37. Верёвки-моталки
К центрам двух эстафетных палочек привязывается длинная верёвка. В центре верёвки завязывается бант.
2 играющих берутся за эстафетные палочки двумя руками и по сигналу начинают наматывать верёвку на палку. Кто быстрее намотает верёвку до банта, тот и побеждает.
38. Стойки для обручей
Изготавливаются из древесины.
Используются как подставки для обручей разных размеров.
39. Карточки
Карточки с комплексами общеразвивающих упражнений (40 штук)
Используются для раздачи учащимся с целью их последующей подготовки к проведению комплексов ОРУ на уроках физкультуры, в группах продлённого дня, гимнастики до занятий, а также для самостоятельных занятий дома.
40. Афиши-заготовки
На все виды проводимых в школе мероприятий заранее заготавливаются специальные красочные афиши с тематическими картинками (около 20 штук), которые применятся постоянно и легкозаменяемы. Заменяются в них только дата проведения и контингент учащихся, для которых проводится мероприятие.