ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Введение…………………………………………………………..1-2
2. Актуальность проблемы………………………………………….2
3.Общие умения коммуникации как один из главных
компонентов содержания образования…………………………..3
4.Заключение………………………………………………………..10
5.Литература…………………………………………………………11
6. Приложения……………………………………………………….12
1.
В процессе обучения учащихся 9-х классов возникает ряд проблем, которые затрудняют осуществлять деятельность учителя по решению основных задач
обучения. Это и низкая мотивация учащихся на получение знаний, слабые знания и почти отсутствующее качество знаний. Всё это позволяет выделить
глобальную для нашей школы проблему: несоответствие социального заказа общества и уровня выпускника вечерней школы.
Отсюда вытекает цель нашей деятельности :
создание условий для формирования общих умений коммуникации на уроках русского языка в условиях вечерней школы.
Задачи:
- использовать на уроках русского языка технологию коллективного способа обучения для формирования и развития коммуникативных умений обучающихся;
- разработать и апробировать дидактический материал по формированию общих умений коммуникации ;
- создать условия для успешной сдачи итоговой аттестации.
Работа по формированию общих умений коммуникации должна :
-специально планироваться педагогом и учеником при составлении
индивидуальной образовательной программы ученика;
-быть содержанием взаимодействия учителя и ученика, учеников друг с
другом в учебном процессе;
-проверяться и учитываться;
-контролироваться в ходе промежуточной итоговой аттестации;
-обеспечиваться соответствующими учебными средствами.
2.
Проблема общения и коммуникации достаточно хорошо исследована и описана наукой. Почему сегодняшней школе необходимо специально формировать общие умения коммуникации? Фраза о том, что «школа готовит к жизни», всем известна (и, конечно спорна, потому что и до школы и в школе, после - обучающийся тоже живёт). Но можно понять её основания. Понятно, что общие умения коммуникации должны формироваться в школе. Во-первых, уровень сформированности общих умений коммуникации влияет на эффективность профессиональной деятельности.
Во-вторых, общение – важная сторона наших отношений с другими людьми. Умение понять другого и выразить свои мысли и чувства существенно влияет на взаимоотношения людей. Поэтому уровень умений коммуникации во многом определяет качество нашей повседневной личной жизни. Однако актуальность проблемы обусловлена ещё тем, что общие умения коммуникации являются средством освоения других компонентов содержания образования. Вечерняя школа заинтересована, чтобы у её учеников были хорошие умения коммуникации, поскольку от уровня их развития напрямую зависит качество освоения знаний, умений и навыков.
Таким образом, качество обучения напрямую зависит от качества общения между участниками учебного процесса, и общие умения коммуникации являются важнейшим инструментом для освоения других компонентов содержания образования.
Анализируя стандарты основного и среднего образования , предметные программы и те трудности, которые возникают при изучении и усвоении программного материала обучающимися нашей школы, мы пришли к необходимости поиска пути, который помог бы осуществить попытку создания иного образовательного процесса с позиций формирования общих умений коммуникации.
Нельзя сказать, что сегодняшняя школа совсем не занимается формированием общих умений коммуникации, но процесс этот скорее стихийный. Именно учителя русского языка считают формирование умений коммуникации своей задачей и ответственностью.
Для организации учебного процесса занятия планируются с использованием методик технологии коллективного способа обучен. Это позволяет более качественно заниматься обучением в условиях вечерней школы.
3.
Что собой представляют обучающиеся вечерней школы?
-Во-первых - это дети, которые пришли из разных образовательных учреждений, многие поступают через инспекцию по делам несовершеннолетних, так называемые дети группы риска.
-Дети из неблагополучных семей, где полностью отсутствует контроль со стороны родителей
-Беременные девушки и молодые мамы, которые не могут обучаться в общеобразовательной школе.
-Это и юноши, которые решили продолжить учёбу после службы в армии.
-Это и взрослые семейные люди, которым далеко за 30 лет и которые совмещают учебу с работой (имеют большой перерыв в учебном процессе).
-Эти обучающиеся, как правило, имеют слабые знания по предметам.
Многие не умеют и не хотят учиться.
Главная цель наших занятий – научить обучающихся учиться, научить общаться друг с другом. В одном классе могут обучаться и16-летние и 30-летние. Поэтому мы создаём условия для свободного продвижения каждого
соответствующим для него темпом. Осуществить это помогают методики
технологии коллективного способа обучения (приложение № 1 ) .
Последние годы в обществе и соответственно в педагогике много говорится
о проблемах содержания образования. При большом многообразии предлагаемых моделей будущей школы, вариантов учебных программ и планов большинство участников дискуссий сходятся в том, что в основу нового содержания образования должны лечь способы мышления и деятельности , а также те качества, которые дадут человеку возможность достойно жить и трудиться в обществе и «возможность непрерывного продолжения самообразования, саморазвития, самоопределения».
Поэтому всё чаще главным составляющим содержания образования называют нормы общежития и навыки труда в коллективе, умение коммуникации, универсальные способы мыследеятельности.
Общие умения коммуникации занимают особое место. В процессе обучения весьма важно качественное взаимодействие ученика с учителем, умение его работать с разными типами текстов. Общие умения коммуникации являются для ученика главным средством освоения содержания образования. Особенно важен уровень владения общими умениями коммуникации каждым учеником в учебном процессе, поскольку каждый здесь является средством учения других.
Ученик нуждается в умении коммуникации не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действия во
многом связана с нашим умением общаться и понимать других.
4.
Этим умением обуславливается как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития умений коммуникации существенно определяет качества нашей повседневной личной жизни.
Таким образом, выступая в процессе учения как средство освоения содержания образования, общие умения коммуникации являются в то же время и целью образования , одним из главных компонентов содержания образования.
Для организации учебного процесса учителю необходимы специальные средства. Наряду с классным журналом и планами уроков присутствуют табло планирования и учёта общих умений коммуникации, оргпроекты некоторых видов занятий, алгоритмы работы учащихся, вопросники, особым образом оформленные учебные тексты. Примером таких текстов могут быть доводящие карточки - сложные фрагменты предметного материала, сопровождаемые серией особых вопросов и заданий, позволяющих понять содержание текста.
Для успешной организации учебного процесса учителю нужно обладать не только знаниями по предмету, а техниками организации понимания в коммуникации, выведения в рефлексивную позицию.
Таким образом, можно говорить о том, что общие умения коммуникации как главный компонент содержания образования диктуют иную программу, содержание и способы деятельности учителя, особые учебно-методические
средства. Для осуществлении такого учебного процесса учитель должен уметь запускать и направлять процессы в учебной группе , владеть высоким уровнем общих умений коммуникации, умениями организации понимания в коммуникации, техниками выведения в рефлексию.
Контингент учащихся вечерней школы очень сложный:
-девиантное поведение;
-огромные пробелы в знаниях;
-ученики, которые совмещают работу и учёбу;
-беременные и молодые мамы.
5.
Каждый из них находится на определённом уровне знаний, почти у каждого своя траектория получения этих знаний.
Для организации успешной работы по формированию коммуникативных
умений учащихся была проработана государственная программа русского языка для учащихся 9-го класса.
Выделены микроумения , которые надо развивать у обучающихся согласно таким макроумениям как говорение, слушание, письмо, чтение (таблица №1)..
Разработано табло контроля учёта знаний, которое позволяет определить пробелы в знаниях учащихся и организовать работу по ликвидации этих пробелов (таблица №2).
Составление дидактического материала (карточка-инструктор ,карточка-задание, доводящая карточка, приложение № 3).
Доводящая карточка- это система особым образом подобранных вопросов и указаний, доводящих ученика до усвоения определения, правила.
Карточка-задание - отработка умений на определённое правило, контроль.
Наиболее успешно формировать общие умения коммуникации на уроках
русского языка возможно при использовании методик коллективного способа обучения -взаимообмен заданиями, взаимодиктант, использование доводящих карточек, обратная методика Ривина для написания изложений
(алгоритмы прилагаются).
Работа учащихся в парах позволяет формировать у учащихся следующие умения:
- умение видеть и исправлять ошибку в формулировке правила;
- умение правильно подбирать примеры к правилу;
- умение объяснять ошибку в ответе партнёра.
Развитие данных умений способствует более прочному усвоению знаний
учащимися и ликвидации пробелов.
Формирование этих умений возможно осуществлять с использованием методики тренажа в парах постоянного и
сменного состава, для проведения которого необходимы специальные
карточки (приложение №3).
6.
Необходимые ситуации коммуникации создаются при работе по общим методикам коллективных учебных занятий, в частности по методике Ривина и методике взаимопередачи тем. Работая по методике взаимопередачи тем, ученик попадает в три типа ситуаций:
vОн должен самостоятельно изучить текст, прочитать его с пониманием.
vОн должен сдать изученное, а затем и учить этому других, т.е. излагать устно.
vОн должен учиться у другого, т. е. слушать другого с пониманием.
Работая по методике Ривина, ученик должен научиться договариваться, понимать точку зрения другого человека, уметь находить компромисс, излагать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения .Таким образом, в каком-то смысле можно говорить о том, что методика Ривина и методика взаимопередачи тем органично дополняют друг друга, каждый из них «отвечает» за свой кусочек формирования умений коммуникации. Формирование общих умений коммуникации предполагает перспективы повышения коммуникативной культуры:
7.
8.
9.
Таким образом, использование методик коллективного способа обучения, специальных заданий и упражнений способствует формированию и развитию у обучающихся коммуникативных умений.
Это позволяет реализовать ключевые компетенции образования.
10.
2008-2009 учебный год.
Входной мониторинг-ноябрь месяц :
9-е классы % выполнения – 39%
% качества – 0
И это почти каждый учебный год. Ребята, проучившись 7-8 лет в дневной школе не умеют и не хотят учиться, плохо читают и имеют огромные пробелы в знаниях. Мы не можем говорить о качестве в том понимании, в котором это принято.
Поэтому, качеством работы для нас больше подходит ликвидация пробелов, улучшить знания, успешно сдать выпускной экзамен. А в этом году мы первый раз сдаём ЕМЭ. Конечно, по большому счёту мы этого добиваемся. И если ученики подтверждают на экзамене свою годовую отметку – это тоже качество. И пусть процент хорошистов возрастает от 0 до 10% или от10 до 15-20 % - это тоже качество!
Анализ
успеваемости (в % ) по русскому языку
у обучающихся 8-9 классов.
класс
|
2005--2006
|
2006-2007
|
2007-2008
|
|
1 п/г
|
2 п\г
|
1 п/г
|
2 п/г
|
1 п/г
|
2 п/г
|
Общ.
|
Кач.
|
Общ.
|
Кач.
|
Общ.
|
Кач.
|
Общ.
|
Кач.
|
Общ.
|
Кач.
|
Общ.
|
Кач.
|
8-а
|
84
|
6
|
100
|
10
|
94
|
8.5
|
100
|
9
|
92
|
12
|
100
|
15
|
9-а
|
92
|
12
|
100
|
12.5
|
98
|
16
|
100
|
12
|
96
|
7
|
100
|
18
|
11.
Литература.
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [текст]. – М. : КРИП и ПРО, 2002.
2. Дьяченко В.К. Новая дидактика [текст].- М:Народное образование,2001.496с.
3. Мкртчян М.А.Вопросы построения новой образовательной практики//
Коллективный способ обучения,2003 № 7- с.7-12
4. Запятая О.В. Деятельность учителя по формированию общих умений коммуникации // Коллективный способ обучения, 2005 №8 – с. 3-10
5. Запятая О.В. Общие умения коммуникации как необходимый компонент содержания современного образования //Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [текст]: Сборник статей. – Красноярск, 2004,с.25-36
6. Лагунова Л.И. Обучаем друг друга на уроке [текст]: Методическое пособие.-Тверь,1998.
12.
Выписки
из государственных программ
по русскому языку в 9 классе
Слушание +
Понимание устной речи, передача её в сжатом и развёрнутом виде.
Выявление основной информации, последовательность её изложения.
Понимание и оценка особенностей текстов разных типов, стилей.
Понимание языка средств массовой информации.
Говорение +
Создание устных диалогических и монологических высказываний
на актуальные, нравственно- этические бытовые ,учебные темы в
соответствии с целями и ситуациями общения.
Письмо +
Создание письменных текстов разных стилей и жанров.
Передача ( подробно, сжато, выборочно) содержания
прослушанного или прочитанного текста.
Чтение +
Овладение разными видами чтения (ознакомительным , изучающим,
просмотровым ), приёмами работы с учебной книгой и другими
источниками.
Доводящая карточка.
Разноспрягаемые глаголы – глаголы, отклоняющиеся от общего типа спряжения.
- Для каких понятий служит данное определение ?
2. Какой новый термин вводится?
3. К какому явлению в русском языке относится данное понятие?
4. Какой новый термин ты узнал из этого определения?
5. На какие вопросы отвечают глаголы?
6. Найдите глаголы в тексте:
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
С.Есенин.
7. Что такое спряжение?
8. Сколько типов спряжения ты знаешь?
9. Какие существуют окончания у глаголов первого спряжения?
Какие у глаголов второго спряжения?
10. Что значит « проспрягать глагол»? Проспрягайте глаголы пить, гореть.
11. Как определить спряжение у глагола с безударным личным окончанием?
12. Определить спряжение глаголов из стихотворения С.Есенина.
К-5
Найди ошибку в ответе. Докажи, почему нельзя так сказать.
|
В словах здесь, здание ,здоровье пишется приставка з , так как она изменяется на письме и стоит перед звонким согласным д.
|
К-5 Карточка-ключ
Подумай над содержанием проверочной карточки и подготовься к работе с партнёром.
|
Во-первых, в словах здесь ,здание ,здоровье буква з не приставка, а часть корня. Докажем это, подбирая однокоренные слова:
Здесь-здешние , здание-зданьице, здоровье-здоровый.
Во-вторых, приставка с пишется независимо от произношения.
Например: сбежать.
(Греков В.Ф., Крючков С.Е. ,Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - 22.с.68)
|
Карта
учёта контроля и оценивания
общих умений коммуникации
у обучающихся 9 класса по русскому языку
Слушание +
№ п/п
|
Ф.И.обучающихся
|
Микроумения
|
|
|
Понимать текст
|
Передать
содерж.
текста
|
Различать разг.речь разн. стилей
|
Речевое общение
|
1 п/г
|
2 п/г
|
1
|
Горшков Руслан
|
. . +
|
.+
|
.+
|
++
|
+
|
|
2
|
Горбунова Ксеня
|
.. +
|
..
|
..
|
.+
|
.
|
|
3
|
Галиндинова Настя
|
.. .
|
++
|
..
|
..
|
.
|
|
4
|
Жданова Людмила
|
+. +
|
.+
|
.+
|
++
|
+
|
|
5
|
Журавлёва Валя
|
.+ .
|
.+
|
..
|
..
|
.
|
|
6
|
Каменица Богдан
|
+++
|
+(+)
|
.+
|
+(+)
|
(+)
|
|
7
|
Ковынёв Алексей
|
.. .
|
.+
|
..
|
..
|
.
|
|
8
|
Кузьмин Юрий
|
.. +
|
.+
|
..
|
..
|
.
|
|
9
|
Ладутько Стас
|
.. .
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
10
|
Мещеряков Артём
|
.. .
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
11
|
Платунов Стас
|
.. .
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
12
|
Ревина Женя
|
++ +
|
+(+)
|
.+
|
+(+)
|
(+)
|
|
13
|
Рязанов Денис
|
+. +
|
++
|
.+
|
.+
|
+
|
|
14
|
Соболевский Алексей
|
.. +
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
15
|
Саблин Женя
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
16
|
Ужастов Артём
|
…
|
. +
|
..
|
..
|
.
|
|
17
|
Хлыновский Стас
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
18
|
Чичеров Иван
|
..+
|
. +
|
. +
|
.+
|
+
|
|
19
|
Шелчков Павел
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
20
|
Шонин Виталий
|
..+
|
. +
|
.+
|
++
|
+
|
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
. - работает над формированием умения;
+- владеет на достаточном уровне
(+) -владеет на хорошем уровне;
(+))-владеет на отличном уровне;
Слушание + - слушание с пониманием
Карта
учёта контроля и оценивания
общих умений коммуникации
у обучающихся 9 класса по русскому языку
№ п/п
|
Ф.И.обучающегося
|
Чтение +
|
микроумения
|
|
|
Бегло читать тексты
|
Делить текст на части и уст.связи.
|
Выделять главную и втор.инфор.м.
|
Свободно
польз.спра-
вочной лит. словар.
|
1 п/г
|
2 п/г
|
1
|
Горшков Руслан
|
…
|
..
|
…
|
. +
|
.
|
|
2
|
Горбунова Ксеня
|
…
|
..
|
. ++
|
+ +
|
.
|
|
3
|
Галиндинова Настя
|
…
|
..
|
. +
|
. +
|
.
|
|
4
|
Жданова Людмила
|
..+
|
.+
|
.++
|
+ +
|
+
|
|
5
|
Журавлёва Валя
|
…
|
..
|
..
|
.+
|
.
|
|
6
|
Каменица Богдан
|
.++
|
..
|
++
|
++
|
+
|
|
7
|
Ковынёв Алексей
|
…
|
..
|
.+
|
..+
|
.
|
|
8
|
Кузьмин Юрий
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
9
|
Ладутько Стас
|
…
|
..
|
.+
|
..
|
.
|
|
10
|
Мещеряков Артём
|
…
|
..
|
..
|
.+
|
.
|
|
11
|
Платунов Стас
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
12
|
Ревина Женя
|
.+ +
|
.+
|
++
|
++
|
+
|
|
13
|
Рязанов Денис
|
..+
|
.+
|
++
|
++
|
+
|
|
14
|
Соболевский Алексей
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
15
|
Саблин Женя
|
…
|
..
|
.+
|
.+
|
.
|
|
16
|
Ужастов Артём
|
…
|
..
|
.+
|
..
|
.
|
|
17
|
Хлыновский Стас
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
18
|
Чичеров Иван
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
19
|
Шелчков Павел
|
…
|
..
|
.+
|
..
|
.
|
|
20
|
Шонин Виталий
|
…
|
.+
|
++
|
++
|
+
|
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
.-работает над формированием умения
+-владеет на достаточном уровне
(+) -владеет на хорошем уровне;
((+))-владеет на отличном уровне
- чтение с пониманием
Карта
учёта контроля и оценивания
общих умений коммуникации
у обучающихся 9 класса по русскому языку
№ п/п
|
Ф.И.обучающегося
|
Говорение +
|
микроумения
|
|
|
Владеть разл.вид.монолога
|
Владеть диалог.реч.
|
Собл.нормы
произносит,грам.,лексч.
|
Пересказ.
текст.
|
1 п/г
|
2 п/г
|
1
|
Горшков Руслан
|
..
|
..
|
…
|
..
|
.
|
|
2
|
Горбунова Ксеня
|
..
|
.+
|
.++
|
.++
|
+
|
|
3
|
Галиндинова Настя
|
..
|
..
|
..+
|
.+
|
.
|
|
4
|
Жданова Людмила
|
..
|
..
|
..+
|
++
|
.
|
|
5
|
Журавлёва Валя
|
..
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
6
|
Каменица Богдан
|
.+
|
++
|
.++
|
+(+)
|
+
|
|
7
|
Ковынёв Алексей
|
..
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
8
|
Кузьмин Юрий
|
..
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
9
|
Ладутько Стас
|
..
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
10
|
Мещеряков Артём
|
..
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
11
|
Платунов Стас
|
..
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
12
|
Ревина Женя
|
++
|
++
|
+(+)
|
+(+)
|
+
|
|
13
|
Рязанов Денис
|
.+
|
.+
|
.+
|
++
|
+
|
|
14
|
Соболевский Алексей
|
..
|
..
|
.+
|
.+
|
.
|
|
15
|
Саблин Женя
|
..
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
16
|
Ужастов Артём
|
..
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
17
|
Хлыновский Стас
|
..
|
..
|
..
|
.+.
|
.
|
|
18
|
Чичеров Иван
|
.+
|
..
|
.+
|
.+
|
.
|
|
19
|
Шелчков Павел
|
.+
|
.+
|
.+
|
++
|
+
|
|
20
|
Шонин Виталий
|
++
|
.+
|
.+
|
++
|
+
|
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения
.-работает над формированием умения
+-владеет на достаточном уровне
(+) -владеет на хорошем уровне;
((+))-владеет на отличном уровне;
-говорение с пониманием.
Карта
учёта контроля и оценивания
общих умений коммуникации
у обучающихся 9 класса по русскому языку
№ п/п
|
Ф.И.обучающегося
|
Письмо +
|
микроумения
|
|
|
Сост.план
|
Излагать мысли в пис.форме
|
Писать дикт.
сочинения
|
Сост. деловые документы
|
1 п/г
|
2 п/г
|
1
|
Горшков Руслан
|
…
|
..
|
.+
|
..
|
.
|
|
2
|
Горбунова Ксеня
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
3
|
Галиндинова Настя
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
4
|
Жданова Людмила
|
..+
|
++
|
++
|
.+
|
+
|
|
5
|
Журавлёва Валя
|
…
|
..
|
..
|
.+
|
.
|
|
6
|
Каменица Богдан
|
.++
|
++
|
++
|
.+
|
+
|
|
7
|
Ковынёв Алексей
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
8
|
Кузьмин Юрий
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
9
|
Ладутько Стас
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
10
|
Мещеряков Артём
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
11
|
Платунов Стас
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
12
|
Ревина Женя
|
.++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
|
13
|
Рязанов Денис
|
…
|
..
|
..
|
.+
|
.
|
|
14
|
Соболевский Алексей
|
..+
|
.+
|
..
|
.+
|
.
|
|
15
|
Саблин Женя
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
16
|
Ужастов Артём
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
17
|
Хлыновский Стас
|
…
|
..
|
..
|
..
|
.
|
|
18
|
Чичеров Иван
|
.++
|
..
|
.+
|
.+
|
.
|
|
19
|
Шелчков Павел
|
…
|
..
|
.+
|
.+
|
.
|
|
20
|
Шонин Виталий
|
.++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения
.-работает над формированием умения
+-владеет на достаточном уровне
(+) -владеет на хорошем уровне
((+))-владеет на отличном уровне;
- письмо с пониманием.
Алгоритм
методики СИ в ППС
(совместное изучение)
1.Записать число. Изложение. Название изложения по тексту.
2. Прочитать текст, ответить на вопросы к тексту.
3 Разбить тексты на абзацы.
4 Подготовить к работе таблицу:
1
|
О чем абзац
|
Заголовок абзаца
|
Новые слова, понятия и их смысла, трудные слова и т.д.
|
|
|
|
|
5.Один из партнеров читает абзац, второй слушает.
6. а) Вместе выделить новые слова, понятия, объяснить друг другу их смысл, записать а
таблицу;
б) Записать слово, употребленное в переносном значении;
в) Запомнить трудные слова.
7.Обсудить, как озаглавить абзац, записать в таблицу предложение, выражающее смысл абзаца и заголовок к этому абзацу.
8. Второй партнер пересказывает первый абзац.
9. Второй абзац прорабатывается в такой же последовательности (с п.2 по п.5)
10.Примечание: озаглавив каждую часть (абзац) словами текста, вы получите план изложения.
Алгоритм работы по методике развивающей кооперации (РК)
1. Объединиться в малые группы (4 человека);
2. Обсудить пункты планов от 2-х пар постоянного состава, составьте оптимальный, на
ваш взгляд, план изложения (на черновике);
3. Подготовьте ответ малой группы;
4. Объединиться в большую группу (8 человек), обсудить пункты планов от 2-х малых групп;
5. Приступить к написанию изложения.
Алгоритм работы по Методике взаимотренаж.
1. Получи карточку.
2. Ознакомься с заданием.
3. Поверни свою карточку к партнёру, чтобы он видел твоё задание.
4. Партнёр решает твоё задание, ты сверяешь его ответы с ответами на обратной стороне карточки.
5. Ставишь оценку партнёру.
6. Затем партнёр поворачивает свою карточку, ты её решаешь, а он сверяет ответы с ответами на обратной стороне.
7. Партнёр ставит тебе оценку.
8. Поменяйтесь карточками.
9. Поблагодарите друг друга.
10. Ищите другого партнёра.
Алгоритм работы по Методике взаимотренаж.
1. Получи карточку.
2. Ознакомься с заданием.
3. Поверни свою карточку к партнёру, чтобы он видел твоё задание.
4. Партнёр решает твоё задание, ты сверяешь его ответы с ответами на обратной стороне карточки.
5. Ставишь оценку партнёру.
6. Затем партнёр поворачивает свою карточку, ты её решаешь, а он сверяет ответы с ответами на обратной стороне.
7. Партнёр ставит тебе оценку.
8. Поменяйтесь карточками.
9. Поблагодарите друг друга.
10. Ищите другого партнёра.
Алгоритм отработки практических умений и навыков по методике
Ривина- Баженова.
1.Получите карточку с четным или нечетным номером. Цветовой сигнал обозначает вид задания.
2. Запишите в своей тетради номер карточки и номер задания.
3. Выполните оба задания, используя при необходимости любые источники информации ( записи в рабочих тетрадях, задачники, карточки- подсказки).
4. Проверьте правильность решения обоих заданий у учителя или консультанта.
5. Выставьте в Экран учета самооценку или оценку учителя, или ассистента.
6. Найдите партнера для работы в паре. Если у вас четный номер карточки (2 или 4), вам необходимо работать с партнером, имеющим четный номер карточки, но отличный от вашего (4 или 2) и наоборот, если у вас нечетный номер карточки (1 или 3), вам необходимо работать с партнёром, имеющим нечетный номер карточки, но отличный от вашего (3 или 1). ( В этом случае вы отрабатываете в паре варианты заданий одного вида)
7. Запишите фамилию партнера на полях своей тетради, рядом с номером задания, которое вы ему будите рассказывать. Подпишите чистый лист бумаги.
8. Положите свою карточку перед партнером. Прочтите вслух условие первого задания, расскажите решение и одновременно пишите ход решения на чистом листе бумаги. Ваша тетрадь с решением закрыта.
9. Ответьте на вопросы партнера. Партнер оценивает вашу работу и выставляет отметку на листе бумаги под вашим решением.
10.Работайте с партнером по его первому заданию, начиная с пункта 7.
11.Поблагодарите друг друга за совместную работу, возьмите на память листки с решением заданий, сделайте отметку в экране учета (поставьте знак +, который означает: « Я ознакомился с заданием партнера »)
12.Отыщите нового партнера с четным ( нечетным ) номером карточки, отличным от вашего.
13.Изложите новому партнеру второе задание, работая по алгоритму, начиная с пункта 7.
14.Отразите выполненную работу в экране учета. Сдайте карточку учителю.
15.Получите у учителя новую карточку уже с нечетным ( четным) номером и работай те по данному алгоритму, начиная с пункта 2.
Алгоритм работы по Мурманской методике.
1. Получите карточку с определенным цветовым сигналом.
2. Запишите в таблицу свою фамилию, цветовой сигнал своей карточки и название понятий, которые вы будите отрабатывать с партнером.
3. Выучите с партнером определения понятий, данных в первой части карточки
4. Выполните устно задания второй части карточки.
5. Проверьте правильность ответов у учителя, консультанта или сравните свой ответ с образцом.
6. Отыщите по цветовом)' сигналу (отличного от вашего) нового партнера. Запишите в таблицу его фамилию, цветовой сигнал и названия понятий его карточки.
7. Выясните сначала, что знает партнер по теме вашей карточки. Добейтесь того, чтобы он четко и осознанно определял понятия вашей карточки.
8. После этого ваш партнер тренирует вас по первой части своей карточки.
9. Обменяйтесь карточками.
10. Выполните устно задания второй части новой для себя карточки.
11. Обсудите результаты своей работы с партнером и оцените работу друг друга. Отметку внесите в таблицу тетради партнера.
12. Поблагодарите друг друга за совместную работу и ищите нового партнера по цветовому сигнал}'. Работайте с ним по данному алгоритму, начиная с пункта 6.
13. К концу занятия перенесите свои отметки в «Экран учета».
Алгоритм работы по методике «Взаимодиктант»
1. Один ученик читает текст по предложениям или словам, другой пишет.
2. Второй ученик читает свой текст диктанта, а первый, прежде диктовавший - пишет.
3. Каждый берёт тетрадь своего партнёра и без заглядывания в карточку, проверяет написанный партнёром текст. Предполагаемые места ошибок подчёркивает карандашом.
4. Открывают карточки и по карточкам проверяют: сначала один диктант, потом второй, Тот, кто диктовал исправляет ошибки у партнёра.
5. Допустившие ошибки под контролем диктовавшего, делает устный разбор своих ошибок.
6. Каждый в своей тетради делает разбор своих ошибок.
7. Снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают, ставят свою подпись.
8. Партнёры меняются текстами диктантов и в новую пару идут с текстами партнёра и работают так, как в первой паре.
Алгоритм работы по методике <<Взаимодиктант>>
1. Один ученик читает текст по предложениям или словам, другой пишет.
2. Второй ученик читает свой текст диктанта, а первый, прежде диктовавший - пишет.
3. Каждый берёт тетрадь своего партнёра и без заглядывания в карточку, проверяет написанный партнёром текст. Предполагаемые места ошибок подчёркивает карандашом.
4. Открывают карточки и по карточкам проверяют: сначала один диктант, потом второй. Тот, кто диктовал исправляет ошибки у партнёра.
5. Допустившие ошибки под контролем диктовавшего, делает устный разбор своих ошибок.
6. Каждый в своей тетради делает разбор своих ошибок.
7. Снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают, ставят свою подпись.
8. Партнёры меняются текстами диктантов и в новую пару идут с текстами партнёра и работают так, как в первой паре.