Разработка урока по развитию речи в 6 классе т (программа М.Т. Баранова и др.)
ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ - ОПИСАНИЮ ПРИРОДЫ
Цель:
- показать зависимость выбора каждого содержательного элемента, каждой микротемы и языковых средств от темы и основной мысли текста;
- формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства художественной выразительностидля раскрытия темы;
- развивать умение видеть прекрасное в обыденных картинах и описывать свои ощущения словами;
- создать эмоционально-психологический, коммуникативно-языковой настрой на работу.
ХОД УРОКА.
Эпиграф написан на доске: Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
М.Ю. Лермонтов
1.Объявление задачи урока: после сегодняшнего урока у вас должно родиться такое созвучье “слов живых”, чтобы каждая строка вашего сочинения “дышала святой прелестью”.
Оформление записи в тетради: число, тема урока.
2. С помощью слов можно доказать свое утверждение, передать цепочку последовательных событий, сформулировать представление о каком-то предмете, явлении.
– Какие три типа речи (письма) я назвала? (рассуждение, повествование, описание)
– Тип речи, с которым сегодня работаем?где ответ на вопрос? (описание – в теме урока)
Запись в тетрадь: тип речи - описание
стиль речи - (Какие стили речи вы знаете? Каким стилем речи преиму-
щественно пользуемся при описании?)
художественный
жанр - зарисовка.
Наше сочинение состоит из обязательных частей. Каких? (вступление, основная часть, заключение).
В описании эти части называются: ЗАЧИН
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
КОНЦОВКА.
В зачине заявляется тема текста, в основной части с помощью микротем раскрывается заявленная тема.
3. Работа по учебнику Никитиной “Развитие речи” стр.105
Что такое описание? В текстах упражнений 253, 255, 256, 257 определить ЗАЧИН и
МИКРОТЕМЫ.
4. ЗИМА. Самое знакомое нам время года.
Как описывают зиму мастера слова? Определите общее настроение автора.
( Ученики работают с домашними заготовками.)
С помощью каких языковых средств выразительности создается художественный образ?
( эпитет, метафора, инверсия, гротеск, оксюморон, сравнительный оборот, контекстуальные синонимы, определенные синтаксические конструкции и т.д.)
- все это признаки литературно- художественного стиля.
5. У каждого на парте лежит иллюстрация “зима” (Дети приготовили заранее. Вместо иллюстраций на бумаге можно использовать презентацию. Смотри приложение)
Используя любые средства языковой выразительности, опишите одну из характеристик зимы одним - двумя предложениями (устно или письменно на черновике).
6. Восторг, радость, ощущение полноты жизни, сказка - такой словесный образ зимы получился у большинства.
К словесному образу мы добавим звуковой.
Прослушиваем два отрывка из “Времен года” Чайковского (“Июнь” и “Февраль”). Определяем, какому времени года соответствует какая музыка. Почему?
Какие новые чувства добавились к описанию, восприятию зимы? (тревога, тяжесть, холод, озноб, тоска...)
7. И все-таки это еще не наша зима. Посмотрите отрывок видеофильма “Зимний сон города” (“Норильск зимой”). Чем отличается образ зимы, эмоционально-чувственный фон, созданный оператором и художниками? ( На доске - или на экране- вывешены иллюстрации о зиме в ярких, солнечных тонах)
-Почему в фильме нет ярких, солнечных, оптимистичных красок? (тона определяет название фильма – сон города)
-Микротемы фильма (туман, темнота, безлюдье, дорога, табло -450С и маленькая, вся в инее, сказочно необычная веточка)
-Остается ли на душе тяжесть от такой зимы? (Нет. Ощущение покоя , холод и мрак не кажутся страшными)
-Какими приемами автор создает подобное восприятие образа? (музыка, веточка волшебная)
- Значит, наша зима похожа и на эту (иллюстрации), и на эту (Чайковский).
Прекрасно о ней сказал наш земляк, писатель Анатолий ЛЬВОВ:
“Зима в Норильске многолика. То угрюмая и колючая - полярной ночью, то белоснежная и солнечная, то натаскивает в город из тундровых низин туманы... Или, скажем, пожалует пурга. Это обличье зимы - самое злое. Рядом с пургой и суровый мороз покажется нестрашным. Но нет хуже, когда они действуют сообща.
Пурга наведывается часто - февральская, мартовская, апрельская. Прилетает и в мае - это обязательно. Может и в июне, летом. Она путается под ногами, хлещет по лицам, перехлестывает провода.”
8. Вывод: чтобы раскрыть тему, донести до читателя главную мысль, надо целенаправленно отбирать языковой материал, правильно расставлять смысловые акценты и обязательно передать свое эмоциональное состояние.
Прочитайте слова Ю. Нагибина о том, что значит “писать” (запись в тетради за прошлый урок, или на слайде, или можно написать заранее на отвороте доски)
“Так вот что такое - писать... Это значит узнавать окружающее... Ведь все, что происходит с людьми, интересно. Надо еще уметь передать свое удивление, свою очаро- ванность открывшейся тайной. “
Писать - это узнавать окружающее, передавать свои чувства.
9. Самостоятельная работа. Задание: записать в тетрадь слова, словосочетания, предложения о зимней природе в Талнахе, которые отражают ваше внутреннее состояние, ваше восприятие, ваши ощущения этого времени года.(3-4 минуты).
Чтение нескольких работ по желанию детей.
10. Задание на дом: написать сочинение – описание по общей теме “Зима в Талнахе”
Это широкая тема. Сформулируйте возможные узкие темы для зарисовки.
( “Зимняя сказка”, “Первый снег”, “Узоры на окне”, “Следы на снегу” и т.п.)
Вспоминаем: что такое зарисовка (это картина, нарисованная словами).
Сильным ученикам (или всем желающим, тем, кто понял, как справиться с работой) предлагаю написать сочинение-зарисовку, остальным – сочинение-описание, сочинение-повествование с включением описания.
На следующем уроке при анализе сочинений у нас будет прекрасный материал для определения типа речи и жанра письменной работы.