Помощь ребенку, пострадавшему от насилия в семье. Технологи проведения беседы педагога с ребенком.
Для преодоления последствий системного и тяжелого насильственного опыта ребенку требуется достаточно длительный процесс реабилитации, охватывающий, по возможности, не только ребенка, но и других членов семьи.
При организации первой встречи педагога с пострадавшим ребенком необходимо следовать некоторым ключевым рекомендациям:
1. Установите контакт с ребенком. - установить контакт с ребенком, причем акцент необходимо сделать на искренне заботливом и поддерживающем отношении к нему. При взаимодействии с ребенком нужно помнить, что уровень его доверия к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние -угнетенным, поведенческие реакции - носить защитный характер.
Важно, чтобы при контакте с ребенком в комнату не входили посторонние, не звонил телефон. Перед беседой стоит поинтересоваться, не хочет ли ребенок в туалет, не голоден ли он. Желательность или нежелательность присутствия родителей зависит от того, является ли этот родитель поддерживающим для ребенка и насколько ребенок ему доверяет. В целом присутствие родителей не желательно, так как они могут влиять на реакции ребенка. Однако дети-дошкольники могут испытывать
страх, оставаясь наедине с незнакомым человеком, поэтому можно разместить родителей в той же комнате, но не рядом с ребенком или посадить их в соседнем помещении, сказав ребенку, что он может выйти к ним в любой момент.
При установлении контакта рекомендуется задавать вопросы, большей частью открытые, на нейтральные темы, не связанные с травматической ситуацией:
Что тебе там нравится или не нравится?
Есть ли у тебя друзья?
Чем ты любишь заниматься?
Расскажи о своей семье?
Что делает тебя счастливым? От чего ты грустишь?
Детям дошкольного и младшего школьного возраста для снижения напряжения можно предложить «нарисовать, что захочешь».
2. Сфокусируйтесь на теме насилия.
Если достигнута безопасная атмосфера и ребенок знает, по какому поводу его привели, необходимо постепенно переходить к вопросам, связанным с перенесенным насилием: «Расскажи, пожалуйста, что с тобой произошло?». При планировании беседы важно учитывать степень готовности ребенка к такому разговору. Бывает, что во время первой беседы ребенок не чувствует себя готовым говорить о насилии, особенно это касается случаев сексуального злоупотребления, когда пострадавшему очень трудно раскрыть свой «секрет». Если педагогу известно о факте насилия, то можно сказать ребенку, что бывают хорошие секреты (например, заранее приготовленный подарок) и секреты плохие (обида, о которой нужно рассказать тому взрослому, которому доверяешь, чтобы он смог тебе помочь).
К основным мотивам отказа детей от разговора о случаях насилия относят следующие: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны, чувство стыда, опасение, что окружающие станут хуже к ним относиться, боязнь или привязанность к обидчику, опасение огорчить родителей и т. д.
Когда ребенок или подросток сообщает о факте насилия, важно контролировать собственные эмоции. Рассказ ребенка о трагическом событии может вызвать гамму наших собственных чувств (от шока и отрицания до гнева и отвращения), это тяжелое испытание. Профессиональное владение ситуацией требует от педагога внешнего спокойствия и готовности к продолжению диалога. Оставайтесь спокойными и открытыми разговору, не переносите свои эмоции на ребенка. Помните, что ребенок может быть привязан к обидчику и испытывает противоположные чувства. Ему важно ощущать, что все чувства, которые у него есть по отношению к обидчику.
Когда ребенок сообщает о факте насилия, особенно сексуального, неэффективно и даже вредно:
спрашивать, не спровоцировал ли он чем-либо действия обидчика;
задавать вопросы, усиливающие чувство вины;
спрашивать, почему ребенок не оказал достаточного сопротивления или не звал на помощь;
говорить о том, что бы вы сделали в подобной ситуации;
давать советы и навязывать собственные решения;
говорить «успокойся, не переживай...», то есть отрицать чувства ребенка;
быть холодным и отстраненным, не проявлять эмпатии; говорить «я тебя понимаю...»;
слишком глубоко эмоционально включаться в ситуацию, что затрудняет или делает невозможным оказание помощи.
3. Учитывайте уровень личностного развития ребенка.
Говорите понятным для ребенка языком, отвечайте на его вопросы честно и просто. При построении беседы с детьми младшего возраста:
используйте короткие вопросы и предложения, не превышающие 5 слов;
избегайте специальных терминов, вопросов с двойным отрицанием, абстрактных понятий;
используйте те же слова для названия интимных частей тела, какие использовал и ребенок;
- старайтесь реже использовать местоимения (он, они),
употребляйте имена собственные;
- перефразируйте вопрос, если ребенок его не понимает;
- после полученного ответа постарайтесь обобщить, что сказал ребенок, таким образом вы побуждаете его к лучшему пониманию себя и ситуации.
4. Используйте приемы активного слушания.
Важно активно слушать, используя все приемы активного, слушания, а не добиваться подробностей и не проводить расследование, так как это в компетенции правоохранительных органов. Неприемлемо оказывать на ребенка давление, заставлять демонстрировать травмы, ушибы.
5. Осторожно применяйте физический контакт. Физический контакт с ребенком - дотрагивание до коленки,
плеча, объятия, могут напоминать ему о перенесенной травме. Известно, что дружеское прикосновение может быть формой поддержки и заботы, но ребенок, в особенности перенесший сексуальную травму, неадекватно реагирует на физический контакт, цепенея и как бы прислушиваясь к собственным ощущениям. Может потребоваться значительный период времени, прежде чем ребенок вновь научится доверять своим телесным ощущениям.
6. Окажите ребенку поддержку.
Поддержите ребенка, сообщите ему, что требуется мужество и смелость, чтобы говорить о своих переживаниях, и вы цените то, что он вам доверился. Важно поддерживать представление ребенка о его личностной ценности, а также помочь преодолеть чувство изоляции и обособленности. У детей, переживших опыт насилия, в особенности сексуального, возникает чувство непохожести на своих сверстников, с которыми таких вещей «никогда не происходило». Скажите ребенку, что он не один оказался в такой ситуации, что такое случается, к сожалению, и с другими детьми.
7.Оцените степень безопасности ребенка:
убедитесь, что ребенок понимает, как опасно вмешиваться в насильственные отношения и драки взрослых;
выясните, есть ли рядом с ребенком взрослые, которым он доверяет и которые не допустят повторения насильственных действий;
есть ли безопасное место, куда может отправиться ребенок
8. Объясните ребенку дальнейшее развитие событий.
Мы также не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несогласие определяющим при планировании дальнейших действий. Ребенка нельзя заставлять брать на себя ответственность за возможность выхода из ситуации насилия.
Завершая беседу с ребенком, информируйте его о том, как могут развиваться дальнейшие события, например: «Я собираюсь поговорить с твоей мамой о том, что произошло, чтобы найти пути, как можно тебя защитить».
Важно придерживаться тактики «мягкого ведения», максимально заботясь о безопасности ребенка.