Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Помощь ребенку, потрадавшему от насилия в семье

Размещено: Виктория Викторовна Паскал - чт, 19/11/2009 - 04:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Паскал Виктория Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ "Усть-Нерская основная общеобразовательная школа с коррекционными классами", педагог-психолог
Регион: 
Республика Саха - Якутия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье, заключается в уменьшении и преодолении последствий травматических переживаний. Известно, что сама травма никогда не является единственной составляющей постстрессового рас­стройства. Ее доля составляет примерно 50 %, остальные 50 % оп­ределяются жизнью ребенка после травмы и, прежде всего, эф­фективностью оказываемой ему помощи. Специалисты по работе с детьми, подвергшимися физиче­скому или сексуальному насилию, полагают, что интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологи- ческое консультирование эффективны в случае единичного, мо­жет быть, не очень тяжелого инцидента.

 

Помощь ребенку, пострадавшему от насилия в семье. Технологи проведения беседы педагога с ребенком.
 Для преодоления по­следствий системного и тяжелого насильственного опыта ре­бенку требуется достаточно длительный процесс реабилитации, охватывающий, по возможности, не только ребенка, но и других членов семьи.
При организации первой встречи педагога с пострадав­шим ребенком необходимо следовать некоторым ключевым рекомендациям:
1. Установите контакт с ребенком. - установить контакт с ребен­ком, причем акцент необходимо сделать на искренне заботли­вом и поддерживающем отношении к нему. При взаимодейст­вии с ребенком нужно помнить, что уровень его доверия к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние -угнетенным, поведенческие реакции - носить защитный харак­тер.
Важно, чтобы при контакте с ребенком в комнату не входили посторонние, не звонил телефон. Перед беседой стоит поинтересоваться, не хочет ли ребенок в туалет, не голоден ли он. Желательность или нежелательность присутствия родителей зависит от того, является ли этот родитель поддерживающим для ребенка и насколько ребенок ему доверяет. В целом присут­ствие родителей не желательно, так как они могут влиять на ре­акции ребенка. Однако дети-дошкольники могут испытывать
страх, оставаясь наедине с незнакомым человеком, поэтому можно разместить родителей в той же комнате, но не рядом с ребенком или посадить их в соседнем помещении, сказав ребен­ку, что он может выйти к ним в любой момент.
При установ­лении контакта рекомендуется задавать вопросы, большей частью открытые, на нейтральные темы, не связанные с травма­тической ситуацией:
Что тебе там нравится или не нравится?
Есть ли у тебя друзья?
Чем ты любишь заниматься?
Расскажи о своей семье?
Что делает тебя счастливым? От чего ты грустишь?
Детям дошкольного и младшего школьного возраста для снижения напряжения можно предложить «нарисовать, что захочешь».
 
2. Сфокусируйтесь на теме насилия.
Если достигнута безопасная атмосфера и ребенок знает, по какому поводу его привели, необходимо постепенно переходить к вопросам, связанным с перенесенным насилием: «Расскажи, пожалуйста, что с тобой произошло?». При планировании бесе­ды важно учитывать степень готовности ребенка к такому раз­говору. Бывает, что во время первой беседы ребенок не чувст­вует себя готовым говорить о насилии, особенно это касается случаев сексуального злоупотребления, когда пострадавшему очень трудно раскрыть свой «секрет». Если педагогу из­вестно о факте насилия, то можно сказать ребенку, что бывают хорошие секреты (например, заранее при­готовленный подарок) и секреты плохие (обида, о которой нужно рассказать тому взрослому, которому доверяешь, чтобы он смог тебе помочь).
К основным мотивам отказа детей от разговора о слу­чаях насилия относят следующие: недоверие к взрослым, ожи­дание новых неприятностей с их стороны, чувство стыда, опасе­ние, что окружающие станут хуже к ним относиться, боязнь или привязанность к обидчику, опасение огорчить родителей и т. д.
Когда ребенок или подросток сообщает о факте насилия, важно контролировать собственные эмоции. Рассказ ребенка о трагическом событии может вызвать гамму наших собствен­ных чувств (от шока и отрицания до гнева и отвращения), это тяжелое испытание. Профессиональное владение ситуацией требует от педагога внешнего спокойствия и готовности к продолжению диалога. Оставайтесь спокойными и открытыми разговору, не переносите свои эмоции на ребенка. Помните, что ребенок может быть привязан к обидчику и испытывает проти­воположные чувства. Ему важно ощущать, что все чувства, которые у него есть по отношению к обидчику.
Когда ребенок сообщает о факте насилия, особенно сексу­ального, неэффективно и даже вредно:
спрашивать, не спровоцировал ли он чем-либо действия обидчика;
задавать вопросы, усиливающие чувство вины;
спрашивать, почему ребенок не оказал достаточного со­противления или не звал на помощь;
говорить о том, что бы вы сделали в подобной ситуации;
давать советы и навязывать собственные решения;
говорить «успокойся, не переживай...», то есть отрицать чувства ребенка;
быть холодным и отстраненным, не проявлять эмпатии; говорить «я тебя понимаю...»;
слишком глубоко эмоционально включаться в ситуацию, что затрудняет или делает невозможным оказание помощи.
3. Учитывайте уровень личностного развития ребенка.
Говорите понятным для ребенка языком, отвечайте на его вопросы честно и просто. При построении беседы с детьми младшего возраста:
используйте короткие вопросы и предложения, не превы­шающие 5 слов;
избегайте специальных терминов, вопросов с двойным от­рицанием, абстрактных понятий;
используйте те же слова для названия интимных частей те­ла, какие использовал и ребенок;
-        старайтесь реже использовать местоимения (он, они),
употребляйте имена собственные;
-        перефразируйте вопрос, если ребенок его не понимает;
- после полученного ответа постарайтесь обобщить, что ска­зал ребенок, таким образом вы побуждаете его к лучшему пони­манию себя и ситуации.
4.       Используйте приемы активного слушания.
Важно активно слушать, используя все приемы активного, слушания, а не добиваться подробностей и не проводить рассле­дование, так как это в компетенции правоохранительных орга­нов. Неприемлемо оказывать на ребенка давление, заставлять демонстрировать травмы, ушибы.
5.       Осторожно применяйте физический контакт.
Физический контакт с ребенком - дотрагивание до коленки,
плеча, объятия, могут напоминать ему о перенесенной травме. Известно, что дружеское прикосновение может быть формой поддержки и заботы, но ребенок, в особенности перенесший сексуальную травму, неадекватно реагирует на физический кон­такт, цепенея и как бы прислушиваясь к собственным ощущени­ям. Может потребоваться значительный период времени, преж­де чем ребенок вновь научится доверять своим телесным ощу­щениям.
6.       Окажите ребенку поддержку.
Поддержите ребенка, сообщите ему, что требуется мужество и смелость, чтобы говорить о своих переживаниях, и вы цените то, что он вам доверился. Важно поддерживать представление ребенка о его личностной ценности, а также помочь преодолеть чувство изоляции и обособленности. У детей, переживших опыт насилия, в особенности сексуального, возникает чувство непо­хожести на своих сверстников, с которыми таких вещей «нико­гда не происходило». Скажите ребенку, что он не один оказался в такой ситуации, что такое случается, к сожалению, и с други­ми детьми.
7.      Оцените степень безопасности ребенка:
убедитесь, что ребенок понимает, как опасно вмешиваться в насильственные отношения и драки взрослых;
выясните, есть ли рядом с ребенком взрослые, которым он доверяет и которые не допустят повторения насильственных действий;
есть ли безопасное место, куда может отправиться ребенок
8.       Объясните ребенку дальнейшее развитие событий.
Мы также не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несо­гласие определяющим при планировании дальнейших действий. Ребенка нельзя заставлять брать на себя ответственность за воз­можность выхода из ситуации насилия.
Завершая беседу с ребенком, информируйте его о том, как могут развиваться дальнейшие события, например: «Я собира­юсь поговорить с твоей мамой о том, что произошло, чтобы найти пути, как можно тебя защитить».
Важно придерживаться тактики «мягкого ведения», мак­симально заботясь о безопасности ребенка.
 

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн