Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тестирование в дистанционном обучении

Размещено: Евгения Слав - чт, 26/11/2009 - 13:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Слав Е.Э.
Место работы, должность: 
ЛОИРО
Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Тестирование как один из способов проверки знаний в системе дистанционного обучения

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тестирование как один из способов проверки знаний в системе дистанционного обучения

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»,
Санкт-Петербург

В настоящее время одной из эффективных форм проверки качества усвоения изучаемого материала являются тестовые задания, которые получили широкое распространение в дистанционном обучении. Это современная, международно-признанная форма контроля знаний. Такая форма позволяет быстро, объективно и, что немаловажно, не предвзято определить уровень усвоения учеником пройденного материала.

Слово «тест» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование  целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Процесс усвоения знаний и умений учащимся совершается постепенно во времени и является последовательным его восхождением по уровням мастерства в изучаемом предмете. Задачей теста, следовательно, является выявление того, на каком уровне достижения находится в данное время учащийся. Часто пытаются выявить качество усвоения мастерства в предмете одним единственным тестом, содержащим неупорядоченную смесь тестов разного уровня. Однако это является грубой ошибкой, т.к. не может существовать единого теста для выявления качества усвоения на разных уровнях деятельности: тесты должны соответствовать уровню диагностируемого мастерства.

Тесты очень важны для организации обучения в Интернете, но ими нельзя ограничиваться. Они должны быть дополнены другими формами контроля учебной деятельности. Это связано с тем, что тесты имеют свою специфику. С одной стороны, они предоставляют возможность для стандартизации процедуры контроля и обеспечения объективности оценки знаний студентов, а также позволяют организовать количественный учет знаний, сравнивать результаты и количественно описывать прогресс. С другой стороны, с помощью тестов трудно оценить глубину, системность и прочность знаний и умений. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Без специальных мер защиты тест легко фальсифицировать. Таким образом, тесты мало применимы для выявления системы знаний студентов, они не могут показать, может ли студент применить свои знания в новых условиях, логически обосновать свое решение. Высокий тестовый балл не указывает, как правило, на степень умения самостоятельно и творчески мыслить. Все это означает, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими традиционными формами и методами проверки.

Долгое время при оценке уровня усвоения деятельности (т.е. уровня мастерства, достигнутого в процессе обучения) использовалось только субъективное мнение учителя. Первую серьезную таксономию учебных задач предпринял американский психолог Бенджамин Блум.

«Таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которые построены на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии.

Б. Блум разработал классификацию мыслительных умений. Всего им было предложено 6 различных навыков, которые ученый Л. Андерсон доработал, проведя различие между содержанием мышления и процедурами, используемыми в решении проблем. Таким образом., таксономия целей представляет собой список когнитивных процессов, который организован иерархически, начиная с самого простого: припоминания знания, до наиболее комплексного (создание). В основу выделения каждого уровня положены критерии, которые разъясняют тот или иной навык.

Другая концепция предложена российским ученым В.П. Беспалько. На пути восхождения от незнания к творческому знанию Беспалько выделяет 4 ключевые точки, где происходит качественное изменение уровня владения учащимся исходной информацией. Эти точки Беспалько рассматривает как 4 уровня мастерства учащегося для оценки его опыта.

Для того чтобы определить, какие типы тестовых заданий подходят для проверки каждого из навыков, соотнесем интеллектуальные навыки по Л. Андерсону с уровнями усвоения, предложенными В.П. Беспалько. Полученная градация представлена в таблице 1.

Преподавателю предлагается составлять тестовые задания по учебным курсам, опираясь на предложенную классификацию. Далее будет необходимо разместить их на сервере дистанционной поддержки.

Рассмотрим вкратце инструмент «Тест» LMS Moodle, позволяющий проводить тестирование.

Тест — это наиболее популярный контрольно-измерительный инструмент системы Moodle. Тест состоит из упорядоченного списка вопросов, выбранных из базы вопросов, и имеет единую оценку, рассчитываемую как взвешенная сумма оценок вопросов. Наличие большого количества настроек, позволяет создавать тесты, соответствующие различным целевым потребностям учителя.

В рамках данного инструмента предусмотрены следующие типы вопросов:

1.      Вычисляемый. Вопрос, в котором ответ представляет собой число, вычисленное по заданной формуле, зависящей от исходных значений.

2.      Описание. Это скорее не вопрос, а текстовая вставка, которая потребуется для составления тестов. Например, инструкция для решения задач определенного типа.

3.      Эссе. Вопрос, в ответ на который учащийся должен написать небольшое эссе.

4.      На соответствие. Преподаватель создает ряд упорядоченных пар. Для каждого из элементов первой пары студенту предлагается найти верный второй элемент.

5.      Вложенные ответы. Это несколько комплексный тип вопроса, который состоит из нескольких, указанный в этом списке. Его использование затруднено, т.к. придется писать алгоритм, т.е. немного программировать.

6.      В закрытой форме (множественный выбор). На каждый вопрос даны варианты ответов, из которых студент должен выбрать один или несколько правильных.

7.      Короткий ответ. Ответом на такой вопрос является одно слово или короткая фраза.

8.      Числовой. Вопрос, ответом которого является число.

9.      Случайный вопрос на соответствие. Вопрос, который система может автоматически сгенерировать из нескольких вопросов на соответствие.

10.  True/false. Вопрос, на который имеется только 2 альтернативы: да или нет.

Таким образом, пользуясь предложенной классификацией, преподаватель сможет организовать процесс контроля знаний учащихся наиболее эффективным образом. Инструмент «Тест» LMS Moodle, в свою очередь, обладает набором функций, позволяющим удовлетворить педагогическим рекомендациям по созданию качественных тестов.

Таблица №1. Соотнесение навыков с уровнями усвоения деятельности

Уровень деятельности

(по В.П. Беспалько)

Навык

(по Л. Андерсону)

Тип задания

Ученический уровень

(узнавание ранее усвоенной информации при повторном ее восприятии)

Помнить (узнавать, припоминать)

Вопрос с выбором вариантов ответов, вопрос на сопоставление, вопрос с ответом типа «да‑нет».

Исполнительский уровень

(репродуцирование по памяти ранее усвоенной информации и алгоритмов деятельности при решении типовых задач)

Понимать (приводить примеры, классифицировать);

Применять (действовать по образцу, действовать на основе полученных знаний)

Задание, где необходимо указать ответ (заполнить пропуски), задание в свободной форме (предполагающие воспроизведение информации по памяти)

Экспертный уровень

(выполнение нестандартной, эвристической деятельности, когда не существует заранее заданного алгоритма решения задачи.)

Понимать (интерпретировать, обобщать, делать умозаключения, сравнивать, объяснять);

Анализировать (дифференцировать, организовывать, соотносить);

Оценивать (проверять, критиковать)

Задания в свободной форме (развернутый ответ)

Творческий уровень

(способность учащегося добывать объективно новую информацию)

Создавать (генерировать, планировать, производить)

Задания в свободной форме (развернутый ответ)

Литература

1.      Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.

2.      Концепции навыков мышления : Концепции мышления // Intel : Разработка эффективных проектов : Обучение через проекты учителя. — URL: http://www97.intel.com/ru/ProjectDesign/ThinkingSkills/ThinkingFrameworks/ (дата обращения: 10.09.2009).

3.      Руководство по LMS Moodle // Дистанционные курсы UzTest . — URL: http://uztest.com/lms.php?file=glava5_5.html (дата обращения: 11.09.2009).

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн