Г.А. Аверьянова
МОУ СОШ №17 им. И.П. Склярова г. Арзамаса
Применение деятельностного подхода в рамках предпрофильного курса «Химия и практическое растениеводство»
Обновление школы должно происходить в направлении создания оптималь¬ных условий для всестороннего развития личности, формирования человека с новым уровнем сознания, уровнем образования, отвечающим, с одной стороны, интересам, склонностям и запросам каждого школьника, а с другой - общекуль¬турным нормам и идеалам [1].
Однако современная школьная практика не в полной мере обеспечивает ре¬шение данной задачи, не отвечает социальному заказу общества. На сегодняшний момент она не обеспе¬чивает достаточную подготовку экологически грамотных выпускников. Одной из причин такого малоудовлетворительного состояния школьного экологического образования является недооценка исследовательской практико-ориентированной экологической деятельности учащихся, которую мы рассматриваем как одну из форм реализации экологического образования школьников [2].
В последнее время наблюдается разрыв между теоретическими знаниями учащихся и возможностью применения этих знаний на практике – в повседневной жизни. Предлагаемый нами курс даёт возможность сгладить это противоречие, носит явную профориентационную направленность и приучает школьников к труду, связанному с сельским хозяйством.
Нами разработана программа курса по выбору «Химия и практическое растениеводство» для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Этот курс рассчитан на 12 часов учебного времени и направлен на углубление разделов основного курса химии 9 класса. Основная идея разработки программы – формирование и развитие компетенций учащихся связанных с практико-ориентированной исследовательской деятельностью.
Программой основного курса химии 9 класса предусмотрено изучение удобрений, их состава и влияния на растения, другие живые организмы, а также структуру почвы. Этот материал фрагментарно включен в темы раздела «Неметаллы». Знания, полученные учащимися на этих уроках, в большей степени носят теоретический характер. Предлагаемый курс по выбору позволяет применить полученные знания на практике. Это формирует у школьников ряд межпредметных компетентностей, в том числе и химико-экологических.
Все занятия построены на основании деятельностного подхода, основная идея которого связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка [2]. Это реализуется через выполнение школьниками практико-ориентированных и исследовательских химико-экологических проектов. Экспериментальными площадками для выполнения этих проектов могут служить пришкольный участок, кабинеты химии и биологии, личные приусадебные хозяйства, сельскохозяйственные земли.
Знания, приобретенные учащимися в процессе изучения данного курса, в дальнейшем могут быть использованы при поступлении в учебные заведения, связанные по профилю с сельским хозяйством; практические навыки с успехом могут быть применены для ведения личного подсобного хозяйства.
Цель и задачи курса
Целью элективного курса по выбору «Химия и практическое растениеводство» является формирование у учащихся опыта творческой деятельности через практико-ориентированную исследовательскую работу.
Основные задачи курса
- расширить и углубить знания учащихся о различных видах удобрений, правилах их применения, почве и растениеводстве;
- способствовать овладению умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, работать с коллекциями культурных растений;
- развивать познавательные и мыслительные способности учащихся, умения самостоятельно овладевать знаниями, а также понимание роли химической науки в развитии растениеводства;
- формировать научное мировоззрение школьников, связанное с уточнением естественнонаучной картины мира в их сознании, путём преодоления хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;
- развивать учебно-коммуникативные умения и интересы учащихся в области агрохимии, сельского хозяйства, растениеводства;
- совершенствовать умения работы с литературой и средствами мультимедиа.
Наряду с образовательными, курс предполагает решение воспитательных задач: развитие личности учащихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом.
Литература
1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч, 2005.
2. Горбенко Н.В. Элективные курсы химико-экологической направленности. Н. Новгород: НИРО, 2008.