Урок по теме «Типы химических реакций. Соединение и разложение» (8 класс).
Цели урока: Основываясь на знаниях учащихся о классификации объектов, полученные в курсе различных наук, а также на известных учащимся из жизни данных о типах процессов и признаках реакций, рассмотреть принципы классификации химических реакций, типы реакций по составу и сложности веществ. Закрепить умение составлять химические уравнения, описывать признаки реакции.
Развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение); умения рефлексии своей деятельности, диалога в общении, отстаивания своей позиции, работать с разными источниками информации.
Воспитывать толерантность, уважение к научному познанию, умение работать в группе.
Оборудование: Мультимедийный проектор, сопроводительная слайд-лекция и презентация учителя инструкционная карта для учащихся, входная карта урока, таблички с символами (А, В, С и Д) на столах.
Технолгия: РКМЧП, ИКТ.
Ход урока:
1. Стадия вызова. «Ассоциация»
Вхождение в тему.
Выполнение задания о блеске для губ.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “реакция?”
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
НАПРИМЕР:
Р - работа
Е - единение
А - адсорбция
К - красота
Ц - цвет
И - искры
Я - явление
«Входная карта»
Таблица самооценки
учени____ 8 "___" класса ________________________________________
Вопросы для самооценки (Самооценка по 10-балльной шкале)
в конце предыдущего урока в начале этого урока в конце этого урока
Я умею записывать схемы химической реакции
Я умею расставлять коэффициенты в схемах реакций
Я умею определять типы химических реакций
Я умею называть вещества
У меня вызывают затруднения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обращение учащихся к карте самооценки по предмету.
Где набрали больше баллов, где меньше всего?
Итак, сегодня мы приступаем к изучению важнейшего вопроса в химии- классификации химических реакций (Слайд 1 – тема). «Мозговой штурм»
Посмотрите на экран (Слайд 2), предложите ответы на вопрос «Что необходимо знать о типах химических реакций?» (ответы учащихся учитель фиксирует на доске в виде схемы-кластера, а потом выводит свои варианты на экране)
Подводим итог: все ваши вопросы мы обсудим, изучая эту тему сегодня и потом, а самый важный сейчас вопрос – каковы же признаки для классификации реакций? (Слайд 3 и задание на инструктивной карте).
2. Стадия осмысления «Знаю – Хочу знать»
Идёт работа с инструктивной картой по заданию.
Обсуждаем предложенные учащимися признаки, убеждаемся в многогранности классификации, выбираем важнейшие признаки на взгляд учащихся. «Лекция со стопом»
Сегодня мы изучим один из типов классификации реакций – по составу и количеству веществ (Слайд 4). Реакции делятся по этому признаку на 4 группы (показываем на экране)
Работая с текстом учебника, просматривая клипы с примерами реакций каждого типа и работая с картой-инструкцией, вам необходимо заполнить «Концептуальную таблицу» (Слайд 9).
А) Посмотрите видеоклип реакции взаимодействия меди и хлора, внимательно прослушайте звуковое сопровождение (Слайд 5).
Выполните задание в карте-инструкции.
Составьте уравнение данной реакции, попробуйте выложить верную схему реакции из карточек с символами на ваших столах.
Проверяем ваши результаты (работа с экраном – Слайд 6, на котором последовательно проходим несколько этапов: 1) описание реакции в виде названий веществ; 2) уравнение реакции; 3) определение состава и количества веществ слева и справа; 4) составление схемы реакции; 5) определение типа реакции).
Формулируем понятие реакции соединения сами, а потом сверяем с учебником.
Возвращаемся к списку реакций на карточке-инструкции и находим там реакции соединения.
Б) Посмотрите видеоклип реакции разложения дихромата аммония (Слайд 7).
Составьте уравнение данной реакции, попробуйте выложить верную схему реакции из карточек с символами на ваших столах.
Проверяем ваши результаты (работа с экраном – Слайд 8), формулируем понятие реакции разложения сами, а потом сверяем с учебником.
Возвращаемся к списку реакций на карточке-инструкции и находим там реакции разложения.
3. Стадия рефлексии.
Проверка заполнения таблицы по типам реакций в парах и на весь класс (обсуждаем, сверяем с образцом на экране – Слайд 10).
Возврат к Слайду 2, что мы узнали о реакциях, что ещё предстоит узнать, может мы о чём-то вообще не подумали (знаки вопроса можно заменить целями на следующие уроки).
Составить «Толстые и тонкие вопросы» по теме.
Предложить вопросы к интервью по типам реакций в химии и жизни.