Официальный сайт sosamba138 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.

Фото пользователя Марина Юрьевна Малькова
Размещено: Марина Юрьевна Малькова - сб, 16/01/2010 - 22:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Малькова Марина Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ НСОШ№1
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Тьютор
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Данный урок поможет подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

 

Тема урока: Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ.
 
Обучающие цели урока:1. Подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
                                             2. Раскрытьсодержание понятия «аргумент»: (что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте);
                                             3. Показать способы подбора аргументов;  нетрадиционные формы аргументации.
 
Развивающие цели:1.Стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся,
                                       2.Умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы;
                                       3.Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
 
Воспитывающие цели: 1.Способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью.
                                               2.Элемент интеграции с МХК на уроке дает возможность для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом эти знания могут быть применены. Это еще и возможность работать совместно, проявляя при этом определенные коммуникативные умения общения со сверстниками.
 
Задачи уроков:
1.Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем.
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.
3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства.
Содержание урока: проанализировать текст, предложенный преподавателем; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; сформировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.
Этапы урока раскрыты в плане-конспекте урока.
 
Типы уроков:  комбинированные с использованием ИКТ
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С, контрольные листы, м/м презентация «виды аргументов», репродукции картин.
 
 
 
 
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя
               Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Когда кого-либо хотят убедить в правильности своей точки зрения, то произносят: «Как говорили древние…» или   «Не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость …» так поступлю сегодня и я.
             Тема урока «Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ». Вот мой первый аргумент, касающийся актуальности темы урока. Древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент. А Сократу - первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, чтобы учитель, проверяющий вашу работу, увидел, вас, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.
          Ученик. Существуют определённые требования к сочинению – рассуждению:
1. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста.
2. Убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт).
3. Сформулировать позицию автора.
4. Высказать свою точку зрения.
5. Изложить мысли грамотно, последовательно и связно. Ваше сочинение может быть оценено высокими баллами, если вы правильно выявите и сформулируете проблему текста и позицию автора по данной проблеме. Поэтому небольшой экскурс в Часть С.
Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета о котором он говорит, и из лица к которому он обращается». Вы уже понимаете, что эти «три элемента» - автор, тема и читатель.
Что такое Часть С? Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений. Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:
   зрелость суждений при интерпретации текста;
   умение оформлять собственные высказывания;
   умение использовать средства выразительности;
   соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.
   Один из важнейших признаков текста это информативность. Без «вычитывания» этих информаций вряд ли можно правильно понять содержание текста.
   Ключ к восприятию понятий «тема» и «идея» в словах М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».        
                                Итак: что? как? для чего?
► Определить тип, стиль речи, назвать жанр, указать тему текста.
2. Что значит работать с исходным текстом? ( Составить слайд и прокомментировать его может один из учеников либо сам учитель).

 

 
 

 


 
 
 
 
 
 
 
3. Делаем вывод. Итак, сочинение должно рассматривать    исходный текст в 4-x аспектах:
 
1)      проблема, поставленная в исходном тексте;          (комментарий ученика)
2)      комментирование проблемы исходного текста;   (комментарий ученика)
3)      авторская позиция;                                                  (комментарий ученика)
 
 
► Комментарий учителя: задача учителя – сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, так как неверно сформулированная проблема (это потерянные баллы по критерию 1) приведет к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).
1.Учитель.  Что такое проблема?
Ученик. Проблема — это сложный теоретический или практи­ческий вопрос, требующий решения, исследования. Её можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, фило­софскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Она имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, вос­питания, образования.
Учитель. Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»); 
2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.
Проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам ЕГЭ по русскому языку.
n      Человек и общество.
n      Проблемы экологии.
n      Проблемы семьи.
n      Смысл человеческой жизни и предназначение человека.
n      Связь поколений, проблема отцов и детей.
n      Судьба Родины, её прошлое, настоящее и будущее.
n      Проблема сохранения родного языка.
n      Проблема сохранения исторических корней.
n      Роль искусства, литературы в жизни человека.
 
2.Учитель.  Что значит «прокомментировать» проблему?
         Ученик.   Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталки­ваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Необходимо изложить собственные мысли по
данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.Существуют определённые виды комментариев:
контекстуальный
-концептуальный
           Учитель. Комментируя основную проблему можно воспользоваться этими речевыми оборотами:
1. Проблема заставила меня
2. Заняться её глубоким изучением
3. С горечью понять, что…
4. Иронично относиться к…
5.Отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или её отсутствие)
6. Испытать потребность в чём-либо.
              Прежде чем ответить на вопрос как комментировать необходимо, подумать о том:
1.      К какой категории относится избранная автором проблема
2.      Насколько она злободневна
3.      Что делает её злободневной
4.      Традиционна ли эта проблема или нова
5.      Если традиционна, то, какие точки зрения есть по её поводу
6.      Если нова, то, что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы
7.      Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме
8.      Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, интернационалист, глубокий знаток человеческой души.
Учитель. Чего не должно быть в комментариях.
  1. Пересказа исходного текста или любой его части.
  2. Рассуждений по поводу всех проблем текста.
  3. Комментариев о действиях героев текста.
  4. Общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем.
Ученик. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
1) от частных фактов к формулировке проблемы.
2) от формулировки проблемы к комментарию.
3. Как выявить позицию автора?
Учитель. Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?».
Продолжаем работу. 4-й аспект – это…
4)      собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами. Это материал нашего сегодняшнего урока. Обратимся к критериям, кстати, дети должны быть с ними хорошо знакомы. 
4. Критерий 4 (аргументация учеником собственного мнения по проблеме).  
►Анализ выполнения задания Части. С (мнение экспертов):
Учитель. Этот критерий касается оценки изложения выпускником собственного мнения, и качество выполнения этого задания напрямую связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае ученик получает возможность для рассуждения, изложения собственного мнения, возможность вступления с автором в диалог. Однако собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.
Высший балл – 3– ставится в том случае, если экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с мнением автора), и аргументировал его, приведя не менее двух аргументов из своего жизненного и читательского опыта, Несомненно, аргумент, приведённый из художественной литературы, будет оценён экспертом в 2 балла. Данное требование, несомненно, апеллирует к умственной и гражданской зрелости ученика, к широте его кругозора, начитанности, общему уровню образованности, умению логически мыслить.
Ученик. Анализируя результаты выполнения задания, касающегося изложения собственного мнения, следует помнить о том, что более строгими стали требования к качеству его выполнения: так, формальная позиция экзаменуемого (я согласен,/не согласен с мнением автора) не учитывается как достойная положительной оценки хотя бы в один балл. Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения.
Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?
Это умения – способность понимать другого и возможность рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста. 
5. Обратимся к словарю (а это еще один веский аргумент).
   Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
   Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы.
   Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).
 
6. Учитель. Как аргументировать свою позицию?
Ученик. В этой части работы вы должны строго следовать пра­вилам построения текста-рассуждения.              Цель аргумен­тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. (Слайд, прокомментировать который тоже может ученик.)
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь. Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Существуют определённые виды аргументов:
-логические (выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев)
-иллюстративные (литературный пример)
- предположительные (ссылки на авторитет: мнение учёного, философа)
       Комментарий учителя
Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответ­ствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что ар­гументация автора ошибочна. Однако в случае несогласия с автором опровергающая аргументация потребует от вас определенного такта и подчеркнутой корректности. Рассмотрим возможные для этого случая обороты речи:
• Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что...
• Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему...
Учитель. Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
                            Правила, касающиеся абзацного строения текста:
1.Предложения, заключающие в себе основные мысли текста.
Они обычно начинаются вводными словами (итак, следовательно.)
2.Предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению
с предшествующим предложением.
3.Предложения, заключающие в себе одну информацию.
4.Предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно
Ученик. Абзацные предложения составляют канву текста.
Если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении написанного сочинения только по абзацным предложениям получится связный текст. Отсутствие абзацев или, наоборот чрезмерно мелкое абзацное членение является недостатком сочинения. Абзац позволяет показать его логическое членение, помогающее восприятию содержания.
 
7. Учитель.  Что можно считать читательским, а что жизненным опытом? Ваше мнение?
 
               
► Комментарий учителя
Данные аргументы можно ввести в сочинение в виде цитаты, факта, примера, основанного на «+» или «-» образце и т. д.
 
Домашняя работа.
1.Прочитайте предложения и выполните задания.
 
1.Он принадлежал к тем счастливым избранникам, которые глубокий ум сочетают с необыкновенной тонкостью, изяществом мысли и внутренней свободой. 2. Паустовскому всегда была присуща невыразимо прелестная скромность, которая при блистательном таланте составляет одно из свойств его обаяния. 3. И все это соединялось в нём с сердечностью, душевной щедростью и благожелательностью к людям.
                                                     (Р.Фраерман).
  1. Расположите предложения так, чтобы получился текст.
  2. О чём говорится в данном тексте?
    • О любви к родному краю
    • О богатстве и красоте русского языка.
    • О выдающемся русском писателе Паустовском
    • О трагической судьбе художника в современном обществе.
     3.Какова главная мысль этого текста?
  • В истинном художнике талант всегда сочетается с духовной красотой
  • Красота окружающего мира доступна лишь избранным
  • Бессмертные творения вдохновенного певца русской природы всегда будут волновать наши сердца
  • Произведения Паустовского отличаются естественной простотой и самобытностью.
4.Запишите текст по клише.
 
     В этом тексте автор рассказывает о      ………………………
Он показывает, что………………….
 
2.Подберите текст и составьте аналогичные вопросы к нему.
3.Напишите сочинение на тему: «Что значит быть интеллигентным человеком? Опираясь на высказывания Д.С.Лихачёва и А.Ф.Лосева. Можно ли, по-вашему, развить в себе это качество? Пытаетесь ли вы это сделать? Каким образом? Удаётся ли вам стать интеллигентнее? Свой ответ аргументируйте.
Сопоставьте позиции А.Ф.Лосева и Д.С.Лихачёва.
Об интеллигентности.
   Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? Может быть, тогда она не нужна?
        Нет. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, нужна и для окружающих, и для самого человека. И, прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, потому что интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно для того, чтобы жить долго.
      Прежде всего, определим, что такое интеллигентность.
     Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал , знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и не быть интеллигентным, а можно ничем этим не обладать в большой степени, а всё-таки быть внутренне интеллигентным человеком.
        Представьте, что человек не знает классиков литературы, не помнит величайшие произведения искусства, забыл важнейшие исторические события, значит ли это, что он перестал быть интеллигентным? Нет, если он сохранил восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, может отличить настоящее произведение искусства от грубой подделки, если он может восхищаться красотой природы, понимать других людей, помогать им, если он не проявляет грубости, равнодушия, злорадства, зависти. Интеллигентность не только в званиях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, незаметно помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно. Таким образом, интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и людям.
      Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют силы физические.
   Д.С.Лихачёв.
              
             Говорят, что интеллигентный человек-это умный, начитанный, добрый и внимательный к другим людям, вежливый, услужливый, мыслящий, симпатичный, живущий своей особой внутренней жизнью, помогающий людям в их добрых делах и в их бедах, надёжный, бескорыстный, духовно благородный, широкий в своих взглядах, не эгоист.
        Но какова же идеология интеллигентности? Делая предельно общий вывод и подводя итог всем частностям, необходимо сказать, что интеллигентен тот, кто блюдёт интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигент живёт и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия. Интеллигентность почти всегда бессознательна. Интеллигент не мыслит свою интеллигентность, но дышит ею, как воздухом.
        Интеллигентность - естественное чувство жизненных несовершенств и инстинктивное отвращение к жизненным несовершенствам. Можно ли допустить, что интеллигент равнодушен к несовершенствам жизни? Нет, здесь не может быть никакого равнодушия. У интеллигента рука сама собой тянется к тому, чтобы вырвать сорную траву в прекрасном саду человеческой жизни.
        Быть интеллигентом - значит постоянно и неустанно трудиться. Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общечеловеческому счастью.
         Подлинная интеллигентность есть подвиг, есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооружённость для него.
         Подлинный интеллигент всегда прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен, и не склонен, аналитически вдумываться в свою интеллигентность. Интеллигент тот, как сказан, кто всегда целесообразно трудиться; но он всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными.
         Интеллигентности нельзя научиться, она требует длительного воспитания и самовоспитания.
 
По А.В.Лосеву.
 

»  Тэги к этому документу:

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн