Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.

Фото пользователя Марина Юрьевна Малькова
Размещено: Марина Юрьевна Малькова - сб, 16/01/2010 - 23:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Малькова Марина Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ НСОШ №1
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
контрольная (проверочная) работа
Краткое описание ресурса: 
В помощь учителю русского языка.

 

Министерство Образования и Науки Республики Татарстан
Муниципальное Образовательное Учреждение
средней школы №1
Г. Нурлат
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема урока: Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ.
Виды проблем и аргументов, комментарий в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ (11 класс).
 
 
 
                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                            Разработала: учитель
                                                                               русского языка и литературы  
                                                                               Малькова  Марина Юрьевна .                              
 
Тема урока: Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ.
Виды проблем, аргументы и комментарий в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ (11 класс)
 
 
Обучающие  цели урока:1. Подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
                                             2. Раскрытьсодержание понятия «аргумент»: (что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте);
                                             3. Показать способы подбора аргументов;  нетрадиционные формы аргументации.
 
Развивающие цели:1.Стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся,
                                       2.Умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы;
                                       3.Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
 
Воспитывающие цели: 1.Способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью.
                                               2.Элемент интеграции с МХК на уроке дает возможность для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом эти знания могут быть применены. Это еще и возможность работать совместно, проявляя при этом определенные коммуникативные умения общения со сверстниками.
 
Задачи уроков:
1.Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем.
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.
3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства.
 
Этапы урока раскрыты в плане-конспекте урока.
 
Типы уроков:  комбинированные с использованием ИКТ
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью. С, контрольные листы, м/м презентация «виды аргументов», репродукции картин.
 
 
 
 
 
 
 
Ход урока.
                        Добрый день, ребята. Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ, но для этого вам необходимо знать о том как же строится сочинение – рассуждение, какие проблемы рассматривают авторы текстов, каким образом их можно прокомментировать и как правильно подобрать аргументы.
                  Хотелось бы начать свой урок с высказывания  древнегреческого  философа  Менандра, который  утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент. А Сократу - первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, чтобы учитель, проверяющий вашу работу, увидел, вас, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.
                        Существуют определённые требования к сочинению – рассуждению:
1. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста.
2. Убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт).
3. Сформулировать позицию автора.
4. Высказать свою точку зрения.
5. Изложить мысли грамотно, последовательно и связно.
         Ваше сочинение может быть оценено высокими баллами, если вы правильно выявите и сформулируете проблему текста и позицию автора по данной проблеме, поэтому небольшой экскурс в Часть С. Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета о котором он говорит, и из лица к которому он обращается». Вы уже понимаете, что эти «три элемента» - автор, тема и читатель.
Что такое Часть С?
   Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.
   Один из важнейших признаков текста это информативность.
   Ключ к восприятию понятий «тема» и «идея» в словах М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».        
                                Итак: что? как? для чего?
► Определить тип, стиль речи, назвать жанр, указать тему текста.

 

 
2. Что значит работать с исходным текстом?

 

3. Делаем вывод. Итак, сочинение должно рассматривать    исходный текст в 4-x аспектах:
 
1)      проблема, поставленная в исходном тексте;          (комментарий ученика)
2)      комментирование проблемы исходного текста;   (комментарий ученика)
3)      авторская позиция;                                                  (комментарий ученика)
  Комментарий учителя: задача учителя – сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, так как неверно сформулированная проблема (это потерянные баллы по критерию 1) приведет к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).
1. Что такое проблема?
                Проблема — это сложный теоретический или практи­ческий вопрос, требующий решения, исследования. Её  можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, фило­софскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Она  имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, вос­питания, образования. Проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам ЕГЭ по русскому языку.
n      Человек и общество.
n      Проблемы экологии.
n      Проблемы семьи.
n      Смысл человеческой жизни и предназначение человека.
n      Связь поколений, проблема отцов и детей.
n      Судьба Родины, её прошлое, настоящее и будущее.
n      Проблема сохранения родного языка.
n      Проблема сохранения исторических корней.
n      Роль искусства, литературы в жизни человека.
2. Что значит «прокомментировать» проблему?
Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталки­ваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.Существуют определённые виды комментариев:
контекстуальный
-концептуальный
Комментируя основную проблему можно воспользоваться этими речевыми оборотами:
1. Проблема заставила меня
2. Заняться её глубоким изучением
3. С горечью понять, что…
4. Иронично относиться к…
5.Отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений(или её отсутствие)
6. Испытать потребность в чём – либо.
Прежде чем ответить на вопрос как комментировать необходимо подумать о том:
  1. К какой категории относится избранная автором проблема
  2. Насколько она злободневна
  3. Что делает её злободневной
  4. Традиционна ли эта проблема или нова
  5. Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу
  6. Если нова, то что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы
  7. Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме
  8. Как характеризует автора выбор данной проблемы(настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, интернационалист, глубокий знаток человеческой души.
Чего не должно быть в комментариях.
  1. Пересказа исходного текста или любой его части.
  2. Рассуждений по поводу всех проблем текста.
  3. Комментариев о действиях героев текста.
  4. Общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем.
Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
1) от частных фактов к формулировке проблемы.
2) от формулировки проблемы к комментарию.
3. Как выявить позицию автора?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?».
Продолжаем работу. 4-й аспект – это…
4)      собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами. Это материал нашего сегодняшнего урока. Обратимся к критериям, кстати, дети должны быть с ними хорошо знакомы. 
4. Критерий 4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме).  
►Анализ выполнения задания Части С (мнение экспертов):
Этот критерий касается оценки изложения выпускником собственного мнения, и качество выполнения этого задания напрямую связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае ученик получает возможность для рассуждения, изложения собственного мнения, возможность вступления с автором в диалог. Однако собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.
          Высший балл ставится в том случае, если экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с мнением автора), и аргументировал его, приведя не менее двух аргументов из своего жизненного и читательского опыта, Несомненно, аргумент, приведённый из художественной литературы, будет оценён экспертом в 2 балла. Данное требование апеллирует к умственной и гражданской зрелости ученика, к широте его кругозора, начитанности, общему уровню образованности, умению логически мыслить.
    Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения.
Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?
Это умения – способность  понимать другого и возможность  рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста. 
5. Обратимся к словарю (а это еще один веский аргумент).
   Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
   Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы.
   Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).
6. Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать пра­вилам построения текста-рассуждения.              Цель аргумен­тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. (Слайд, прокомментировать который тоже может ученик.)
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь (с. 164). Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Существуют определённые виды аргументов:
-логические (выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев)
-иллюстративные (литературный пример)
- предположительные (ссылки на авторитет: мнение учёного, философа)
           Давайте рассмотрим несколько иллюстративных примеров. На экране вашему вниманию представлены картины художников, которые тоже могут стать аргументами в текстах и, глядя на которые должны появиться определённые ассоциации на литературный пример.
          Данная картина художника А Пластова «Летом» подойдет в качестве аргумента к текстам, посвящённым изображению русской деревни, жизни крестьян и природы. В качестве иллюстративного примера будут произведения В.М.Шукшина, например, «Выбираю деревню на жительство» и лирика С.Есенин.
Картина М.В.Нестерова «Пустынник» будет ярким примером к текстам, размышляющим о смысле человеческой жизни и предназначении человека. Безусловно, ярким иллюстративным примером будут произведения М.Горького «На дне» и «Песня о Соколе»
Картина художника П.Д.Корина «Отец и сын» будет, безусловно, ярким аргументом к текстам, повествующим о связи поколений, проблеме отцов и детей. Несомненно, в качестве литературного аргумента будут произведения: Л.Толстой «Война и мир», И.С.Тургенев «Отцы и дети» и другие.  
       Следующая картина, представленная вниманию учащихся повествует о всепрощающей любви отца, о вере в счастье. Это картина Х.Рембрандта, «Возвращение Блудного сына», а в качестве иллюстративного примера может служить Библия «Притча о блудном сыне.
Картина Г.М.Коржева «Проводы» будет ярким аргументом текстам, посвящённым теме стойкости человека, преодолевающего все невзгоды войны. Конечно, ярким иллюстративным примером будут произведения Ю.Бондарева «Горячий снег», М.Шолохова «Судьба человека»
        Красота жизни, её быстротечность, единение человека с природой - всё это можно увидеть на картине В.Д.Поленова «Бабушкин сад», да и литературных примеров найдется великое множество стоит вспомнить произведения Л.Толстого, И.Тургенева, Н.Островского
И.Э.Грабарь и его картина «Февральская лазурь» воспевают Россию, это своеобразный гимн Родине, гимн белоствольным берёзам, гимн синему февральскому небу. Глядя на неё вспоминаешь слова А.С.Пушкина:
Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Разумеется, пьеса А.Чехова «Вишнёвый сад» будет ярким аргументом к текстам, размышляющим о судьбе Родины, её прошлом, настоящем и будущем.
Комментарий учителя
Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответ­ствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что ар­гументация автора ошибочна. Однако в случае несогласия с автором опровергающая аргументация потребует от вас определенного такта и подчеркнутой корректности. Рассмотрим возможные для этого случая обороты речи:
• Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что...
• Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему...
Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
Правила, касающиеся абзацного строения текста:
текста:
1.Предложения, заключающие в себе основные мысли текста.
Они обычно начинаются вводными словами (итак, следовательно.)
2.Предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению
с предшествующим предложением.
3.Предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно и не относящимися к последнему существительному предыдущего предложения.
         Абзацные предложения составляют канву текста, если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении написанного только по абзацным предложениям получится связный текст. Отсутствие абзацев или, наоборот, чрезмерно мелкое абзацное членение является недостатком сочинения. Абзац позволяет показать его логическое членение, помогающее восприятию содержания.
Домашняя работа: Проанализировать текст «О милосердии» Д. Гранина и подобрать аргументы.
Прикрепленный файлРазмер
урок 1.zip8.26 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Наталия Георгиевна Макарова

На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.


Спасибо. Урок составлен с использованием интересного материала. Обязательно воспользуюсь вашими приемами объяснения. 




На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.


Спасибо, с интересом прочла конспект урока, сама делаю почти все то же самое, но даю материал последовательно частями в течение нескольких уроков. Знакомы ли вы с пособием Егораевой?



Фото пользователя Надежда Михайловна Минкина

На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.


Спасибо за интересный материал.



Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория