Размещено: Елена Юрьевна Хребтищева - пн, 18/01/2010 - 13:50
Тема урока русского языка: "Пушкин учит нас писать письма"
Хребтищева Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №6 г. Петровска Саратовской области
Напиши мне письмо,
Хоть одно напиши…
Цели:
Возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка
развивать речь, память, воображение;
воспитывать любовь к Пушкину, его произведениям
I. Организационный момент. Цели и задачи урока.
XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны слалиsms-сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным.
Давайте сегодня перенесёмся в XIX век, познакомимся подробнее с этим жанром на примере писем А.С.Пушкина, а также писем героев Пушкина.
II. Работа экспертных групп
Слово нашим экспертам, которые подготовили сообщение об истории возникновения письма, т.е. об истории эпистолярного жанра (см. Приложение №1)
Следующее сообщение – правила написания письма (см. Приложение №2)
III. Практическая работа по группам
Учитель:Сегодня мне хотелось бы поговорить о произведениях А.А.Пушкина, в которых используется этот жанр: «Дубровский», «Капитанская дочка». Для анализа отрывков из этих произведений разделимся на три группы. Задание для групп:
·Выбрать отрывки, в которых используется жанр письма (домашняя заготовка)
·Определить, это деловое или частное письмо, доказать
·Дать анализ алгоритму написания письма
·Определить функцию письма в художественном произведении (см. Приложение №3)
IV. Подготовка к творческой работе, разбор писем Пушкина
Мы определили функции письма в художественных произведениях, а теперь рассмотрим несколько писем А.С. Пушкина, обратим особое внимание на структурное содержание письма: форму обращения, типичные разговорные клише, типичные концовки, а также определим стиль этих писем
1) Первое письмо А. С Пушкина адресовано А.X. Бенкендорфу:
Милостивый государь Александр Христофорович,
По приказанию Вашего превосходительства, являлся я сегодня к Вам, дабы узнать решительно свое назначение, но меня не хотели пустить и позволить мне дожидаться.
Извините, Ваше превосходительство, если вновь осмеливаюсь Вам докучать, но судьба моя в Ваших руках, и Ваша неизменная снисходительность ободряет мою нескромность.
С истинным, глубочайшим почтением и сердечной преданностию, честь имею быть (...)
Пушкин—А.X. Бенкендорфу. 18 апреля 1828. Петербург
(Чтение письма Пушкина).
1). Каков стиль данного письма, докажите
2). Соответствует ли структура письма этому стилю?
3). О чём это письмо?
2) Второе адресовано брату Льву (в сокращении):
Милый брат, я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами…Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку… Два месяца жил я на Кавказе; воды мне были очень нужны и черезвычайно помогли, особенно серные горячие. Впрочем, купался в теплых кисло-серных, в железных и в кислых холодных. Все эти целебные ключи находятся не в дальном расстоянье друг от друга, в последних отраслях Кавказских гор. Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на 'острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии,— любопытен во всех отношениях. Ермолов наполнил его своим именем и благотворным гением. Дикие черкесы напуганы; древняя дерзость их исчезает. Дороги становятся час от часу безопаснее, многочисленные конвои — излишними…Видел я берега Кубани и сторожевые станицы—любовался нашими казаками… За несколько верст остановились мы на Золотом холме. Ряды камней, ров, почти сравнившийся с землею,— вот всё, что осталось от города Пантикапеи. Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землею, насыпанной веками; какой-то француз прислан из Петербурга для разысканий—но ему недостает ни денег, ни сведений, как у нас обыкновенно водится… Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского… Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался,— счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение,— горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда—увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского. Будешь ли ты со мной? скоро ли соединимся? Теперь я один в пустынной для меня Молдавии. По крайней мере пиши ко мне — благодарю тебя за стихи; более благодарил бы тебя за прозу. Уведомь меня об наших. Всё ли еще они в деревне... Обними же за меня Кюхельбекера и Дельвига. Видишь ли ты иногда молодого Молчанова? Пиши мне обо всей братье.
Пушкин—Л. С. Пушкину. 24 сентября 1820 г. Из Кишинева в Петербург
(Чтение письма Пушкина).
1). Каков стиль данного письма, докажите
2). Соответствует ли структура письма этому стилю?
3). О чём это письмо?
3) И последнее письмо для жены Н.Гончаровой:
Милая женка, вот тебе подробная моя Одиссея. Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую бурю. Приключения мои начались у Троицкого мосту. Нева так была высока, что мост стоял дыбом; веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей. Чуть было не воротился я на Черную речку. Однако переправился через Неву выше и выехал из Петербурга. Погода была ужасная. Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись, я насчитал их с пятьдесят. И в лужицах была буря. Болота волновались белыми волнами. По счастию, ветер и дождь гнали меня в спину, и я преспокойно высидел всё это время. Что-то было с вами, петербургскими жителями? Не было ли у вас нового наводнения? что, если и это я прогулял? досадно было бы. На другой день погода прояснилась. Мы с Соболевским шли пешком 15 верст, убивая ни дороге змей, которые обрадовались сдуру солнцу и выползали на песок. Вчера прибыли мы благополучно в Торжок, где Соболевский свирепствовал за нечистоту белья. Сегодня проснулись в 8 часов, завтракали славно, а теперь отправляюсь в сторону, в Ярополец—а Соболевского оставляю наедине с швейцарским сыром. Вот, мой ангел, подробный отчет о моем путешествии. Ямщики закладывают коляску шестерней, стращая меня грязными, проселочными дорогами. Коли не утону в луже, подобно Анрепу, буду писать тебе из Яропольца. От тебя буду надеяться письма в Симбирске. Пиши мне о своей груднице и о прочем. Машу не балуй, а сама береги свое здоровье, не кокетничай 26-го. Да бишь! не с кем. Однако всё-таки не кокетничай. Кланяюсь и целую ручку с ермоловской нежностию Катерине Ивановне. Тебя целую крепко и всех вас благословляю: тебя, Машку и Сашку.
Кланяйся Вяземскому, когда увидишь, скажи ему, что мне буря помешала с ним проститься и поговорить об альманахе, о котором буду хлопотать дорогою.
Пушкин—Н. Н. Пушкиной. 20 августа 1833. Из Торжка в Петербург
(Чтение письма Пушкина).
1) Каков стиль данного письма, докажите
2) Соответствует ли структура письма этому стилю?
3) О чём это письмо?
V. Выводы по уроку, задание на дом
•Каковы функции писем в произведениях Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»?
•Интересно ли было читать Письма Пушкина, адресованные разным людям, могут ли они быть образцами написания писем?
Письма бывают разные: деловые и личные, в них можно сообщать обо всём, что с нами происходит, что нового мы узнали…
Умеете ли вы писать письма? Какие правила надо соблюдать?
(учащиеся обобщают услышанное на уроке, дополняя известными им сведениями написания письма:
• Если ты случайно забыл написать о чём-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквыP.S., что означает: «после, написанного».
• Никогда не употребляй шаблонные, безвкусные выражения: «Лети с приветом — вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдёте ошибку – примите за улыбку».
Письма известных, великих людей – это отдельные произведения. Произведения Пушкина, его письма частного характера… От чтения этих писем получаешь огромную радость. Конечно, Пушкин – это талантливый, гениальный человек, и так, как он, не напишешь. Но, может быть, нам стоит тоже попробовать, а вдруг и ваши письма когда-нибудь напечатают
•Домашнее задание:Проба пера... Написать сочинение-письмо художественном стиле в город, в названии которого упоминается имя Петра, узнать , что интересного они могут рассказать о своём городе, а самое главное, рассказать о своём родном Петровске:
«Хочу рассказать тебе о своём родном крае».
Приложение №1
История эпистолярного жанра
Начало эпистолярному жанру было положено еще в античные времена. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, любопытных сведений о себе, и заканчивая обсуждением общественных проблем. Однако в Византии и Древней Руси письма носили дидактический характер, т.е. использовались для изложения нравственных предписаний.
Эпистолярная литература (от греческогоepistole) – это «переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная проза, предполагающая широкий круг читателей»
Этот жанр развился из бытовой переписки, «превратив обмен корреспонденцией в повествовательный прием, «корреспондентов» – в персонажей, и подчинив «письмо» основным законам художественной условности».
К образцам ранней эпистолярной литературы относятся письма Эпикура, которого по праву принято считать классиком этого жанра, а также письма Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.
В эпоху Средневековья эпистолярный жанр становится ведущим жанром публицистики, «межмонастырская переписка является средством публичной богословской полемики»..
В 17-18 столетиях, в эпоху Вольтера и Дидро, вошедшую в литературу, как эпоха Просвещения, жанр «письма» становится едва ли не господствующим и используется как «способ придания непосредственности интеллектуальному общению» .
Эпистолярная литература развивается по тем же двум направлениям: «частная переписка» и «открытые письма».
В 19 начале 20 веков по-прежнему сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы («Любовные письма англичанки» Л. Хаусмана, «Неизвестный друг» И.А. Бунина). События Второй Мировой войны сыграли важную роль в публицистической прозе 20 столетия. Следует отметить тот факт, что вообще, в военное время появляется острая потребность в написании писем, стремление зафиксировать происходящие вокруг события, которые несомненно войдут в историю. В годы войны и послевоенный период были опубликованы письма с фронта. Такие письма интересны не только с исторической, но и психологической точки зрения.
В настоящее время интерес к данному жанру снизился, что связано, вероятно, с расширением возможностей и средств связи, а также обусловлено некоторыми общественно-политическими условиями.
Приложение №2.
Алгоритм написания письма:
1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
5.Подпись. Дата.
Письма бывают деловые и частные.
В деловых письмах используется «шапочка», в которой указывается , кто и кому обращается. Ситуация излагается как можно более точно и чётко, с указанием дат, названий учреждений, участников событий.
Для частного письма характерна непринуждённость общения, стремление передать эмоции. Чувства, используются элементы разговорного стиля речи.