Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



По письмам Пушкина

Фото пользователя Елена Юрьевна Хребтищева
Размещено: Елена Юрьевна Хребтищева - пн, 18/01/2010 - 13:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хребтищева Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ №6 г.Петровска Саратовской области, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Урок развития речи с презентацией

Тема урока русского языка: "Пушкин учит нас писать письма"

Хребтищева Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №6 г. Петровска Саратовской области

                                                                                                              Напиши мне письмо,

                                                                                          Хоть одно напиши…

Цели:

  • Возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка 
  • развивать речь, память, воображение;
  • воспитывать любовь к Пушкину, его произведениям

I. Организационный момент. Цели и задачи урока.

XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны слали sms-сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным.

Давайте сегодня перенесёмся в XIX век, познакомимся подробнее с этим жанром на примере писем А.С.Пушкина, а также писем героев Пушкина.

II. Работа экспертных групп

Слово нашим экспертам, которые подготовили сообщение об истории возникновения письма, т.е. об истории эпистолярного жанра (см. Приложение №1)

Следующее сообщение – правила написания письма (см. Приложение №2)

III. Практическая работа по группам

Учитель:  Сегодня мне хотелось бы поговорить о произведениях А.А.Пушкина, в которых используется этот жанр: «Дубровский», «Капитанская дочка». Для анализа отрывков из этих произведений разделимся на три группы. Задание для групп:

·        Выбрать отрывки, в которых используется жанр письма (домашняя заготовка)

·        Определить, это деловое или частное письмо, доказать

·        Дать анализ алгоритму написания письма

·        Определить функцию письма в художественном произведении (см. Приложение №3)

IV. Подготовка к творческой работе, разбор писем Пушкина

Мы определили функции письма в художественных произведениях, а теперь рассмотрим  несколько писем  А.С. Пушкина, обратим особое внимание на структурное содержание письма: форму обращения, типичные разговорные клише, типичные концовки, а также определим стиль этих писем

1) Первое письмо А. С Пушкина адресовано А. X. Бенкендорфу:

                  Милостивый государь Александр Христофорович,

По приказанию Вашего превосходительства, яв­лялся я сегодня к Вам, дабы узнать решительно свое назначение, но меня не хотели пустить и позволить мне дожидаться.

Извините, Ваше превосходительство, если вновь осмеливаюсь Вам докучать, но судьба моя в Ваших руках, и Ваша неизменная снисходительность ободря­ет мою нескромность.

С истинным, глубочайшим почтением и сердечной преданностию, честь имею быть (...)

               Пушкин—А. X. Бенкендорфу. 18 апреля 1828. Петербург

(Чтение письма Пушкина).

1). Каков стиль данного письма, докажите

2). Соответствует ли структура письма этому стилю?

3). О чём это письмо?

2) Второе  адресовано брату Льву (в сокращении):

              Милый  брат,  я  виноват перед  твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами…При­ехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал катать­ся по Днепру, выкупался и схватил горячку… Два   месяца   жил  я  на Кавказе; воды мне были очень нужны и черезвычайно помогли, особенно серные горячие. Впрочем, купался в  теплых  кисло-серных,   в  железных  и в  кислых холодных. Все эти целебные ключи находятся не в дальном расстоянье друг от друга, в последних отрас­лях Кавказских гор. Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею,   что   не  всходил   со  мною  на 'острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Ка­менной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии,— любопытен во всех отношениях. Ермолов на­полнил  его  своим  именем и благотворным гением. Дикие черкесы напуганы; древняя дерзость их исчеза­ет. Дороги становятся час от часу безопаснее, много­численные конвои — излишними…Видел я берега Кубани и сторожевые станицы—любовался нашими казаками… За несколько верст остановились мы на Золо­том холме. Ряды камней, ров, почти сравнившийся с землею,— вот всё, что осталось от города Пантикапеи. Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землею, насыпанной веками; какой-то француз прис­лан из Петербурга для разысканий—но ему недостает ни денег, ни сведений, как у нас обыкновенно водится… Мой друг, счастли­вейшие минуты жизни моей провел я посереди семей­ства почтенного Раевского… Суди,  был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался,— счастливое, полуденное не­бо; прелестный край; природа, удовлетворяющая во­ображение,— горы,  сады,  море; друг мой, любимая моя  надежда—увидеть  опять  полуденный  берег и семейство Раевского. Будешь ли ты со мной? скоро ли соединимся? Теперь я один в пустынной для меня Молдавии. По крайней мере пиши ко мне — благодарю тебя за стихи; более благодарил бы тебя за прозу. Уведомь меня об наших. Всё ли еще они в деревне... Обними же за меня Кюхельбекера и Дельвига. Видишь ли ты иногда молодого Молчанова? Пиши мне обо всей братье.

Пушкин—Л. С. Пушкину. 24 сентября 1820 г. Из Кишинева в Петербург

(Чтение письма Пушкина).

1). Каков стиль данного письма, докажите

2). Соответствует ли структура письма этому стилю?

3). О чём это письмо?

 

 

3) И последнее письмо для жены Н.Гончаровой:

 

         Милая женка, вот тебе подробная моя Одиссея. Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую бурю. Приклю­чения мои начались у Троицкого мосту. Нева так была высока, что мост стоял дыбом; веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей. Чуть было не воротился я на Черную речку. Однако переправился через Неву выше и выехал из Петербурга. Погода была ужасная. Деревья по Царскосельскому проспек­ту так и валялись,  я насчитал их с пятьдесят.  И  в лужицах  была   буря.   Болота  волновались  белыми волнами. По счастию, ветер и дождь гнали меня в спину, и я преспокойно высидел всё это время. Что-то было с вами, петербургскими жителями? Не было ли у вас нового наводнения? что, если и это я прогулял? досадно было бы. На другой день погода прояснилась. Мы с Соболевским шли пешком 15 верст, убивая ни дороге змей, которые обрадовались сдуру солнцу и выползали на песок. Вчера прибыли мы благополучно в  Торжок,   где   Соболевский  свирепствовал  за   нечистоту белья. Сегодня проснулись в 8 часов, завтра­кали  славно,   а  теперь  отправляюсь   в  сторону,  в Ярополец—а Соболевского оставляю наедине с швей­царским сыром. Вот, мой ангел, подробный отчет о моем  путешествии.  Ямщики закладывают коляску шестерней, стращая меня грязными, проселочными дорогами. Коли не утону в луже, подобно Анрепу, буду писать тебе из Яропольца.  От тебя буду надеяться письма в Симбирске. Пиши мне о своей груднице и о прочем. Машу не балуй, а сама береги свое здоровье, не  кокетничай  26-го.  Да  бишь!  не с кем.  Однако всё-таки не кокетничай. Кланяюсь и целую ручку с ермоловской нежностию  Катерине  Ивановне.  Тебя целую крепко и всех вас благословляю: тебя, Машку и Сашку.

Кланяйся Вяземскому, когда увидишь, скажи ему, что мне буря помешала с ним проститься и поговорить об альманахе,  о котором  буду хлопотать дорогою.

Пушкин—Н. Н. Пушкиной. 20 августа 1833. Из Торжка в Петербург

(Чтение письма Пушкина).

1) Каков стиль данного письма, докажите

2) Соответствует ли структура письма этому стилю?

3) О чём это письмо?

 

V. Выводы по уроку, задание на дом 

        Каковы функции писем в произведениях Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»?

         Интересно ли было читать Письма Пушкина, адресованные разным людям, могут ли они быть образцами  написания писем?

Письма бывают разные: деловые и личные, в них можно сообщать обо всём, что с нами происходит, что нового мы узнали…

 Умеете ли вы писать письма? Какие правила надо соблюдать?

    (учащиеся обобщают услышанное на уроке, дополняя известными им сведениями написания письма:

• Если ты случайно забыл написать о чём-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает: «после, написанного».

• Никогда не употребляй шаблонные, безвкусные выражения: «Лети с приветом — вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдёте ошибку – примите за улыбку».

Письма известных, великих  людей – это отдельные произведения. Произведения Пушкина, его письма  частного характера… От чтения этих писем получаешь огромную радость. Конечно,  Пушкин – это  талантливый, гениальный человек, и так, как он, не напишешь. Но, может быть, нам стоит тоже попробовать, а вдруг и ваши письма когда-нибудь напечатают

        Домашнее задание: Проба пера...  Написать сочинение-письмо художественном стиле в город, в названии которого упоминается имя Петра, узнать , что интересного они могут рассказать о своём городе, а самое главное, рассказать о своём родном Петровске:

                            «Хочу рассказать тебе о своём родном крае».

 Приложение №1

История эпистолярного жанра

Начало эпистолярному жанру было положено еще в античные времена. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, любопытных сведений о себе, и заканчивая обсуждением общественных проблем. Однако в Византии и Древней Руси письма носили дидактический характер, т.е. использовались для изложения нравственных предписаний.

Эпистолярная литература (от греческого epistole) – это «переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная проза, предполагающая широкий круг читателей»

Этот жанр развился из бытовой переписки, «превратив обмен корреспонденцией в повествовательный прием, «корреспондентов» – в персонажей, и подчинив «письмо» основным законам художественной условности».

К образцам ранней эпистолярной литературы относятся письма Эпикура, которого по праву принято считать классиком этого жанра, а также письма Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.

В эпоху Средневековья эпистолярный жанр становится ведущим жанром публицистики, «межмонастырская переписка является средством публичной богословской полемики»..

В 17-18 столетиях, в эпоху Вольтера и Дидро, вошедшую в литературу, как эпоха Просвещения, жанр «письма» становится едва ли не господствующим и используется как «способ придания непосредственности интеллектуальному общению» .

Эпистолярная литература развивается по тем же двум направлениям: «частная переписка» и «открытые письма».

В 19 начале 20 веков по-прежнему сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы («Любовные письма англичанки» Л. Хаусмана, «Неизвестный друг» И.А. Бунина). События Второй Мировой войны сыграли важную роль в публицистической прозе 20 столетия. Следует отметить тот факт, что вообще, в военное время появляется острая потребность в написании писем, стремление зафиксировать происходящие вокруг события, которые несомненно войдут в историю. В годы войны и послевоенный период были опубликованы письма с фронта. Такие письма интересны не только с исторической, но и психологической точки зрения.

В настоящее время интерес к данному жанру снизился, что связано, вероятно, с расширением возможностей и средств связи, а также обусловлено некоторыми общественно-политическими условиями.

 

 

 

Приложение №2.

Алгоритм написания письма:

1.     Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

2.     Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3.     Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.     Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.     Подпись. Дата.

Письма бывают деловые и частные.

В деловых письмах используется «шапочка», в которой указывается , кто и кому обращается. Ситуация излагается как можно более точно и чётко, с указанием дат, названий учреждений, участников событий.

Для частного письма характерна непринуждённость общения, стремление передать эмоции. Чувства, используются элементы разговорного стиля речи.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн