Вы не зарегистрированы

Авторизация



Напиши письмо Деду Морозу. Урок развития речи

Фото пользователя Людмила Петровна Курышева
Размещено: Людмила Петровна Курышева - сб, 23/01/2010 - 17:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Курышева Людмила Петровна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №8"
Регион: 
Вологодская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Урок развития речи, где рассмотрена тема добра и доброты и ее воплощение в проекте "Почта Деда Мороза", "Великий Устюг - родина Деда Мороза", ее воплощение в письме Деду Морозу.

 

 Урок развития речи «Напиши письмо Деду Морозу»
(лингвокультуроведческий аспект)
Цель: формирование представления о концепте «Дед Мороз»
Задачи:1.совершенствовать навыки лингвистического анализа;2.развивать языковое чутье и ассоциативно-образное мышление; 3)воспитывать языковую культуру и культуру чувств учащихся.
Ход урока
1.Выявление ассоциаций по теме
Какие чувства связаны у вас с Дедом Морозом? Напишите пять , пришедших сразу на ум.
Запись на доску наиболее часто называемых.
Почему, как вы думаете, получился такой список?
Запишите одно из слов как заглавие, напишите об этом чувстве.
 - Что объединяет эти все тексты? Почему они все о добре, о радости? Наверное, это связано с нашими представлениями о Деде Морозе?
Игра «Кто помощники Деда Мороза?» Слайды 2 – 6.
2.Творческая мотивация
А.Чтение письма ребенку от Деда Мороза.
Дорогой друг!
Так приятно получать письма от друзей, да еще в канун такого праздника, как Новый год.
В этом году меня порадовали твои успехи, и твое письмо прекрасное тому подтверждение.
Желаю, чтобы в наступившем году все твои заветные желания исполнились.
Постарайся совершать побольше добрых дел и помогать тем, кто в этом нуждается, и тогда все вокруг тебя будет становиться лучше и добрее.
Твой Дед Мороз.
 - Какое чувство является главным в этом письме?
- Выделим ключевые слова, помогающие его выразить.
Вывод. Допишите следующие предложения: Дед Мороз – это воплощение мечты человека о …
Письмо от Деда Мороза – это напутствие на совершение …
Итак, сегодня на уроке мы должны понять, кто же такой Дед Мороз? Почему миллионы людей ждут от него чуда? Но главное – мы должны научиться писать ему сами. Ведь в письме не  должна быть только настойчивая просьба о подарке, но что – то такое, что было бы важно и интересно для Деда Мороза. Кто же он? О чем ему писать? Как это сделать? Это и будет целью нашего сегодняшнего исследования. А результат – ваши письма, которые вы должны написать к понедельнику. Форма – свободная, главное – от души, интересно, без ошибок. Использование материалов урока поощряется.
Сначала давайте еще раз обратимся к письму Деда Мороза. О чем пишет он? Ведь он пишет с надеждой на взаимопонимание.
. 3. Лингвистический анализ текста
 -Опираясь на материалы слайда 7, составьте план письма.
1.Обращение к адресату.
2. Выражение радости в связи с получением письма.
3. Радость за успехи ребенка.
4. Пожелания к празднику с выражением надежды на доброе отношение к людям.
5. Подпись.
 Как называет адресата Дед Мороз? Почему?
 Какие знаки препинания поставлены при обращении? Почему?
 Как подписал письмо? Почему появляется слово «твой»?
Наверное, это связано с нашими представлениями о Деде Морозе.
4. Работа со словом – по словарям и художественным текстам.
Обратимся к вашему домашнему заданию. Что вы нашли в словарях?
А. «Словарь…» Даля В. И.: «Дед – отец отца или матери. Дед – иногда старик, юж. нищий. Дед придет – в мешке унесет. Деды наши – предки»
Какой компонент значения остался в сочетании Дед Мороз? (родство)
Б. Словарь «Мифы народов мира».Слайд 13.
Какие еще значения вы нашли у слова «дед» в истории языка? Какова история Деда Мороза?
1.«Дед –домовой, то есть дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов»
2.Защитник и символический глава рода, главная задача которого – охрана потомков от беды и их воспитание.
3.«Дед Мороз – святой Николай, который покровительствовал загубленным и похищенным детям»
4.Санта Клаус, появившийся в США в 1822 году в поэме Кларка Мура «Приход Святого Николая»
5. Русский сказочный Дед Трескун, хозяин на земле с ноября по март, женатый на Зиме.
6. Морозко, спрашивающий замерзшую девушку: «Тепло ли тебе, девица?»
7. Былинный богатырь, спасший Великий Устюг от ледника.
В. Чтение стихотворения. Слайд 7, 8. Что говорится о Деде Морозе? Где он живет? Что это за город, чем славится? Где находится?
Каким теперь вы увидели Деда Мороза?
5. Вывод.
Дед Мороз –герой, воспринимаемый как родной, близкий, заботящийся о нас человек, но сказочный и всемогущий. Приходит под новый год и совершает чудеса.
 -Какие же чудеса происходят в это время? В каких прочитанных вами текстах совершается чудо под Новый год? Какие чувства пробуждают эти рассказы? Почему чуда ждут к Рождеству?
 6. Расскажите о своем добром поступке. Напишите о нем.  Слайд 14(обратная связь от Деда Мороза)
7.Итоги урока
Как же мы можем построить наше письмо Деду Морозу? Составьте план, опираясь на план его письма. Подумайте, какие пунктограммы мы должны помнить. Зачитывание миниатюр
1.Обращение. Как мы обратимся к нему? Орфограмма в слове «здравствуй». Почему мы можем позволить использование обращения на «ты»?
2. Почему пишем ему? (Как повелось с древних времен, как в сказке надеемся на чудо и пр.)
3.Рассказ о наших добрых делах.
4. Самое сокровенное желание.
5. Пожелания.
6.Прощание, подпись.
Чтение стиха Деда Мороза о детских письмах. Слайд 17.
8. Самоанализ работы на уроке.
- Что нового узнали на уроке? Захотелось ли написать письмо Деду Морозу?
Отметьте свои впечатления в таблице.

Я узнал новое о Деде Морозе
Я понял, что Новый год – праздник добра
Я задумался над словом «доброта»
Я поработал с интересной литературой
Я узнал, что и как писать Деду Морозу
Урок оставил меня равнодушным
Урок пробудил во мне много мыслей, переживаний
Захотелось творить(добрые дела, писать стихи, сочинять музыку, рисовать)

9. Домашнее задание(по выбору).
А) Написать письмо Деду Морозу, оформить конверт.
Б) Найти стихотворение о Великом Устюге, обозначить орфограммы и пунктограммы.
В) Нарисовать рисунок по теме урока, придумать краткое обращение Деда Мороза детям, написать на рисунке.

 

Прикрепленный файлРазмер
Напиши письмо Деду Морозу.ppt3.06 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

На: Напиши письмо Деду Морозу. Урок развития речи


Прививать культуру письма в век sms необходимо. Много об этом говорят, а Вы ещё и делаете. Спасибо.


Поиск

Loading

Оценка материала

...