Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-литературы по теме : "Сонет Серебряного века".

Фото пользователя Марина Юрьевна Малькова
Submitted by Марина Юрьевна Малькова on вс, 24/01/2010 - 15:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Малькова Марина Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ НСОШ №1.
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Данный урок поможет воссоздать полную картину возникновения жанра сонет.

 

 
Цель работы:
1.Расширить представление о жанре сонета.
2Показать роль сонета в творчестве поэтов Серебряного века.
3Совершенствовать навыки анализа стихотворения.
Задачи урока
Задачи:
1.Познакомиться с основоположниками этого поэтического жанра.
2.Рассмотреть строение сонета, его традиционную форму (Два катрена и два терцета).
3Рассмотреть основные темы сонета.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
В начале урока происходит проверка домашнего задания (учащиеся рассказывают о том, что они нашли об истории сонета, что это за жанр и как он возник)? Далее учитель объявляет тему и цели урока. В тетрадях учащиеся совместно с учителем создают кластер (в который записывают все свои знания о сонете, который в течение урока будет дополняться новыми сведениями).
1. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.
В ходе урока учащиеся выполнят задания, связанные с историей сонета, умением анализировать, выделять устойчивые признаки этого жанра. Учащиеся получат много новых знаний, умений и навыков, научаться анализировать стихотворения поэтов-символистов. Попробуют свои силы в создании собственного сонета, по данному началу, тем самым закрепят свои теоретические знания, приобретённые в начале урока.
Необходимое оборудование и материалы Компьютер.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации Постановка проблемного вопроса: Что это за жанр и как он возник? В чём его особенности? В связи с этим происходит активизация их деятельности, появляется мотивация в дальнейшей работе.
Ход и содержание урока
В начале урока происходит проверка домашнего задания (учащиеся рассказывают о том, что они нашли об истории сонета, что это за жанр и как он возник)? Далее учитель объявляет тему и цели урока. В тетрадях учащиеся совместно с учителем создают кластер (в который записывают все свои знания о сонете, который в течение урока будет дополняться новыми сведениями).
После выступления учащегося, повествующего об истории сонета, учитель знакомит с презентацией, посвящённой этой теме, обращая внимание на: основные темы, используемые в сонете, выразительные средства, свойственные этому жанру, особенности динамики лейтмотива, воздействие сонета на читателя, затем учащимся совместно с учителем предстоит произвести анализ стихов поэтов- символистов:
В.Брюсов «Сонет о поэте», К.Бальмонт» Хвала сонету», О.Мандельштам «Казино», И.Северянин «Блок», И.Бунин «Вечер».
И, наконец, с целью закрепления полученных знаний, предлагается провести тестирование или викторину.
Викторина.
1.Где родился сонет? (Италия)
2.Назовите основоположников этого жанра? (Данте, Петрарка, Шекспир).
3.Из чего состоит сонет, его традиционная форма? (Два катрена и два терцета).
4.Что такое катрен? (Четверостишие).
5.Что такое терцет? (Трехстишие).
6.Основные темы сонета? (Любовь, творчество).
7.Назовите, кто обращался к жанру сонета в России? (Пушкин, Фет, Тютчев, Бунин, поэты – модернисты).
8.Назовите сонеты А.С.Пушкина. («Поэту», «Мадонна», «Сонет»).
9.Какие темы и традиции классического сонета использовали и развивали поэты – модернисты? (Темы любви, творчества, философичность).
10В чём заслуга модернистов в развитии жанра сонета? (Расширение тем, изменение развития лейтмотива, ирония, использование новых выразительных средств).
Проверка и оценивание ЗУНКов
Проверка и оценивание знаний, умений, навыков происходит в течение урока, когда учащиеся выполняют различные задания: выступления учащихся, выполнение теста, учитывается также активность учащихся при анализе стихотворений.
Рефлексия деятельности на уроке
Учитель возвращает учеников к первоначальным записям (кластер), предлагает внести изменения, дополнения на основе изученной информации. Учащиеся заполняют кластеры, возвращаются к ключевым словам, к верным и неверным утверждениям, происходит организация устной и письменной речи, осуществляется написание творческой работы. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
Домашнее задание
Написать свой сонет.
Дополнительная необходимая информация На протяжении урока сохраняется интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией. Происходит постепенное продвижение от знаний старых к новым.
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются) 1.А.С.Пушкин «Мадонна», «Поэту»
2.В. Брюсов «Сонет о поэте»
3.Данте Алигьери «Новая жизнь»
4.И.Бунин «Вечер»
4.И.Северянин «Блок»
5.К. Бальмонт «Хвала сонету»
6.Н.В.Банникова «Серебряный век русской поэзии»
7.О.Мандельштам «Казино»
8.Франческо Петрарку «Книга песен»
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Данную тему, разумеется, оптимально изучать с использованием мультимедиа, так как происходит эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков, учащихся посредством представления учебного материала в интересной, визуалированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
От данного урока логично можно перейти к последующему, предложив учащимся подобрать свой материал по поэзии Серебряного века.
1.Сонет как поэтический жанр Серебряного века. История сонета.
Одной из заслуг символизма было то, что он сформировал высокую культуру стиха и научил поэтов пользоваться не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с уверенностью использовать старые, классические, формы поэзии. Среди часто встречающегося в поэзии Серебряного века классического поэтического жанра можно назвать сонет.
Что это за жанр и как он возник? Родиной сонета считается Италия. Именно там в 1292 году вышла первая книга сонетов «Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери- великий западноевропейский поэт эпохи Средневековья. Эта книга представляла собой лирическую исповедь поэта, состоящую из двадцати шести сонетов, которые он посвятил своей любимой – Беатриче.
Первым человеком новой эпохи – Возрождения, принято считать Франческо Петрарку. Именно он довёл жанр сонета до совершенства. Его поэтической исповедью стала знаменитая «Книга песен», работу над которой Петрарка завершил в 1372 году. Этот сборник включал в себя 336 стихотворений, из которых 317 – сонеты. Все сонеты в сборнике были посвящены прекрасной Лауре и служили для выражения чувства влюблённого, содержали размышления по поводу его переживаний.
Что же представляет сонет как жанр и в чём его особенности? Сонет является первой со времён античности формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая сонет, человек оставался наедине с поэтическим словом. Сонет и возник как жанр самопознания.
Сонет- это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейских литератур.
Сонет окончательно сложился в Европе только в 16 веке. Именно в это время интерес к этому жанру был велик в Испании, во Франции и в Англии. Позднее стали выделять три основных типа европейского сонета – итальянский, французский и английский.
Много нового в содержание сонета внёс Уильям Шекспир - великий английский поэт и драматург. Он расширил круг основных тем жанра и размышлял в своих сонетах о времени и об изменчивости мира. Особое внимание уделял поэт традиционной теме сонета – теме любви. Именно в этом чувстве Шекспир видел единственную добрую силу, с которой связано благородство души и всё светлое, что происходит в этом мире.
1.1.Существование сонета со времён Средневековья и до наших дней.
История русского сонета насчитывает уже два с половиной столетия. Основное внимание уделили поэты Золотого и Серебряного веков русской поэзии.
В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются А.С.Пушкин и поэты его окружения. Пушкинская традиция написания его знаменитых сонетов «Мадонна», «Поэту», «Сонет» нашли своё продолжение и в 20 столетии, в произведениях поэтов Серебряного века.
Сонет существует со времён Средневековья и до наших дней,
безусловно, накопил определённые признаки, отличающие его от других жанров. Ведь любой жанр представляет собой устойчивую форму, в которой заключены чувства и мысли автора. Эта форма помогает придать эмоциям пишущего определённую направленность, последующее развитие и завершение.
На примере истории сонета видно, какое длительное развитие претерпевают жанры, как долго отбираются основные темы и принципы их раскрытия. Многие поколения трудятся над тем или иным жанром, будь то поэзия или проза, и каждое поколение вносит что-то своё, что-то новое и близкое для его времени. Так происходило со многими жанрами литературы и искусства, когда на протяжении длительного периода их развития в результате коллективного творчества многих поколений образовались своеобразные формы, по которым можно узнать тот или иной жанр. Но нередко границы, содержание и характер литературного жанра становятся нечёткими: он соединяется с другими жанрами, имеет другое содержание. В результате, возможности использования жанра становятся шире. Такой жанр называют пластичным. Пластичные жанры на протяжении своего развития постоянно меняются, то, теряя свои классические признаки, то опять возвращаясь к своим истокам. К таким жанрам и относится сонет.
Почему жанр сонета на протяжении столетий не утратил, а только приумножил своеобразие и красоту? Какие формы сонета использовали поэты разных поколений? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в своей научно- исследовательской работе.
Сонет всегда считался самой строгой поэтической формой, что является одним из главных признаков этого жанра. Не случайно его называют твёрдой формой и определяют как стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, образующих два четверостишия- катрена и два трёхстишия- терцета. Но устойчивые признаки сонета, определяющие основу этого жанра, и по которым можно безошибочно узнать сонет, нельзя связывать только с определённой комбинацией катренов и терцетов (тем более на протяжении времени эта комбинация нередко менялась).
1.2.Основные темы, используемые в сонете.
Итак, жанр включает в себя немало устойчивых признаков, которые нередко называют памятью жанра (М.Бахтин). К одному из устойчивых признаков сонета относится определённый круг тем - тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие от других жанров, где также встречаются эти темы, в сонете они показываются возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом. Примером такого сонета можно считать сонет А.С.Пушкина «Мадонна».
Мадонна.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
В этом произведении поэтический труд одухотворён искусством и святыми образами Мадонны и Спасителя, взоры которых обращены на поэта, и этот труд закономерно переходит в высокое и чистое чувство любви.
В связи с тем, что сонет считается жанром пластичным, круг его тем не строго ограничен, кроме тем любви и поэзии, этот жанр нередко включает в себя и другие эмоциональные переживания. Поэтому сонет легко приспосабливается к разным литературным направлениям и к стилям разных поэтов.
Следующим признаком, характерным для любого жанра, является использование в процессе работы над ним типичных выразительных средств. Говоря непосредственно о сонете, необходимо отметить разнообразие используемых в нём выразительных средств. К ним можно отнести: сложный и гибкий ритмический строй фразы; разные интонации- от повествовательных и восклицательных; частые риторические вопросы и обращения; всевозможные сравнения и уподобления; черты посланий; ритмичные черты слов.
Характерную сущность сонета определяет ещё один его жанровый признак – динамика лейтмотива. Лейтмотив любого лирического жанра представляет собой особое русло, которое вмещает все эмоциональные и смысловые переживания автора. Поговорим более подробно о динамике лейтмотива на примере ещё одного сонета А.С.Пушкина «Поэту».
Поэту.
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград, за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюёт на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Основным лейтмотивом этого поэтического произведения является лейтмотив поэта и толпы. В его развитии можно выделить три основных этапа: развёрнутая экспозиция, энергичное развитие главной эмоции и быстрое замедление, неожиданная развязка.
Пушкин в сонете «Поэту» придерживается канонов жанра и передаёт характерную динамику лейтмотива, но в то же время вносит нечто новое в это жанр. Это новое заключается в развязке сонета, содержащей особый подтекст, иронию. Это несвойственное сонету эмоциональное явление перестраивает и снижает возвышенный строй стиха.
Неожиданное снижение возвышенного настроя присутствует в уже упомянутом сонете «Мадонна». Говоря о божественной Мадонне на картине, Пушкин намекает на возлюбленную лирического героя, на конкретную женщину.
Особая тема – тема исторического обзора жанра сонета у своих предшественников и современников, стала главной темой Пушкина в ещё одном поэтическом произведении этого жанра, которое так и называется - «Сонет».
Сонет.
Суровый Данте не презирал сонета;
В нём жанр любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворд его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдалённой
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас ещё его не знали девы.
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
Перед читателем проносится вся история сонета, его основатели и продолжатели. Пушкин вспоминает и сурового Данта, и Петрарку, пишет о тех поэтах, которые пользовались и пользуются этим жанром в своём творчестве. Говоря о каждом из них, Пушкин упоминает о тех темах и эмоциях, которые были главными в их сонетах. Это и любовь – у Петрарки, и скорбная мысль - у Камоэнса, и идеал природы – у Вордсворда, и мечты – у певца Литвы Мицкевича. В сонете Пушкин наглядно показал, как широк круг тем у этого поэтического жанра.
Заслуга Пушкина- создателя сонетов, состоит в том, что та новизна, которую он привил классическому сонету, заключается в своеобразных иронии и сарказме, снижающих возвышенный эмоциональный строй этого поэтического жанра. Но, внося в жанр новое, поэт сохранил и активизировал основные признаки сонета и создал примеры русского сонета - любовного («Мадонна»), философски- исторического («Поэту»), и оригинального «сонета в сонете», который явился своеобразной формой осмысления жанра («Сонет»). Возможность вносить новшества в жанр сонета были возможны благодаря его пластичности и способности взаимодействовать с другими поэтическими жанрами, раздвигая привычные границы.
Преемниками Пушкина в процессе преобразования сонета явились поэты- модернисты, которые нашли в этом жанре полезный и нужный материал для своего творчества и своеобразных экспериментов.
В заключение нужно сказать ещё об одном устойчивом признаке сонета - принципе воздействия на читателя. Его смысл – в обмане ожиданий, в особой игре, которая лежит в основе этого воздействия. Эта своеобразная игра, свойственная сонету, привлекала поэтов-модернистов.
1.3.Выразительные средства, свойственные сонету. Анализ стихов поэтов- символистов.
Традиционная тема русской литературы о назначении поэта и поэзии поднимается Валерием Брюсовым в его «Сонете о поэте». В нём поэт как бы продолжает размышления Пушкина, для которого поэт – это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим творчеством благородный подвиг, брюсовский поэт – поэт особой судьбы, он одинок, он старается постигнуть истину, его ждёт особая судьба.
Для того, чтобы понять и почувствовать думы Брюсова о назначении поэта, необходимо познакомиться с содержанием этого сонета.
Сонет о поэте.
Как силы светлого и грозного огня,
Как пламя, бьющее в холодный небосвод,
И жизнь, и гибель я, мой дух всегда живёт,
Зачатие и смерть в себе самом храня.
Хотя б никто не знал, не слышал про меня,
Я знаю, я поэт! Но что во мне поёт,
Что голосом мечты меня зовёт вперёд,
То властно над душой, весь мир мне заслоняя.
О бездна! Я тобой отгорожен ото всех!
Живу среди людей, но непонятно им,
Как мало я делю их горести и смех,
Как горько чувствую себя средь них чужим
И как могу, за мглой моих безмолвных дней,
Видений целый мир хранить в душе своей.
Если сравнить сонеты двух русских поэтов, то становится очевидным, что Брюсов в своём произведении мысль о величии поэта и его творчества передаёт иными художественными средствами и символами, нежели Пушкин. Поэт – символист прибегает к сравнению, антитезе, различным символам. Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьёт в холодный небосвод. Он прибегает к антитезе: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, Я знаю, я поэт! Эта антитеза доминирует в сонете, как бы продолжая утверждение Пушкина, что поэт сам свой высший суд.
Сонет Брюсова полон противоречивых образов: «и жизнь, и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех»…Эти образы наводят на размышление, показывают настроение лирического героя.
В отличие от Пушкина, который написал сонет- утверждение («Поэт!...Ты царь: живи один»), сонет Брюсова представляет собой размышление автора. Если Пушкин горд за высокое звание поэта, то Брюсов достаточно эмоционально, с нескрываемой грустью размышляет о назначении поэта, говорит о его одиночестве. «Живу среди людей, но непонятно им. Как мало я делю их горести и смех. Как горько чувствую себя средь них чужим».
Сонет- размышление всегда подразумевает присутствие в нем риторических вопросов, есть они и у Брюсова: «Что голосом мечты меня зовёт вперед», «И как могу, за мглой моих безмолвных дней». Встречаются в сонете и восклицания: «Я знаю, я поэт!»
Если начало сонета Брюсова несёт в себе жизнеутверждающие эмоции, то далее появляется сомнение: «Но что во мне поёт». И выясняется, что это бездна. Именно ею поэт отгорожен ото всех. Не случайно Брюсов использовал в сонете образ бездны. Этот образ не только подчёркивает важность размышлений и говорит о связи поэтических традиций времён Пушкина и Брюсова, но еще этот образ очень символичен. Ведь бездна представляет собой символ пропасти и пучины, поиск истины, труд творца и особую судьбу лирического героя.
Творческий путь Константина Бальмонта начался в конце 19 века, когда вышли в свет два его сборника – «Под северным небом» и «В безбрежности». В эти сборники вошли сонеты поэта. В 1917 году вышел сборник Бальмонта «Сонеты солнца, меда и луны», в который вошли виртуозные по форме стихи. Этот сборник включил в себя более двухсот сонетов.
К.Д.Бальмонт достаточно разнообразил тематику этого жанра. Наряду с сонетами, главными темами которых являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у поэта можно встретить тему искусства и культуры Запада и Востока, тему историко-географических событий, описание картин экзотической природы, земных просторов и бескрайней Вселенной.
В творчестве Бальмонта немало сонетов, главной темой которых является тема творца и творчества. Примером поэтического произведения, посвященного этой особой для поэтов проблеме, является его сонет «Хвала сонету».
Хвала сонету.
Люблю тебя, законченность сонета,
С надменною твоею красотой,
Как правильную чёткость силуэта
Красавицы изысканно – простой,
Чей стан воздушный с грудью молодой
Хранит сиянье матового света
В волне волос недвижно – золотой,
Чьей пышностью она полуодета.
Да, истинный сонет таков, как ты,
Пластическая радость красоты,-
Но иногда он мстит своим напевом.
И не однажды в сердце поражал
Сонет, несущий смерть, горящий гневом,
Холодный, острый, меткий, как кинжал.
В этом сонете Бальмонт проводит неожиданное сравнение между жанром поэзии и молодой красавицей. Поэт рисует определённую связь между красотой и законченностью сонета и безупречностью силуэта девушки.
Но признание в любви этому жанру и восторженное настроение поэта неожиданно сменяются словами о возможной мстительности сонета. Мы видим, как вдруг прерывается поток светлых и радостных чувств и перед читателем возникают противоположные признания и сравнения. В последних строках сонета этот жанр сравнивается не с прекрасным и чётким силуэтом красавицы, а с метким кинжалом, который несёт смерть: «Холодный, острый, меткий, как кинжал». На примере этого сонета очень ясно видна свойственная этому жанру игра автора с читательскими ожиданиями.
Представитель акмеистоа, Осип Мандельштам в своих стихах с помощью художественного слова показывал реальную действительность того времени. Примером тому служит сонет «Казино», где поэт сумел поэтизировать простую, серую жизнь.
Казино.
Я не поклонник радости предвзятой,
Подчас природа - серое пятно.
Мне, в опьянении лёгком, суждено
Изведать краски жизни небогатой.
Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно,
И бездыханная, как полотно,
Душа висит над бездною проклятой.
Но я люблю на дюнах казино,
Широкий вид в туманное окно
И тонкий луч на скатерти измятой;
И, окружён водой зеленоватой,
Когда, как роза, в хрустале вино,-
Люблю следить за чайкою крылатой!
Мандельштам в начале сонета делится с читателем своим умением получать удовольствие от жизни небогатой. Но всё-таки чувствуется вся тяжесть жизни, усиливается ее безысходностью. В ней ничего не остается, его душа «как полотно…висит над бездною». Опять перед нами символичная бездна. Здесь она – мгла, тупик жизни. Вдруг настроение лирического героя меняется, и появляется новый образ – образ казино.
Вместо бездны появляется новый символ, которым являются дюны. Это почва, несмотря на на то, что сыпучая и не очень твердая, но все же почва. А на этой почве – казино, несущее лирическому герою надежду, радость, возможность забыть серые будни и неудачи.
В сонете Мандельштам говорит о простых, знакомых всем предметах, но говорит о них так, что с первых строк возникает неотступное чувство трагичности жизни, ее скорого конца, бездны. Но появившийся луч надежды и света – казино, даёт право лирическому герою, а с ним и читателю, верить в будущее и в то, что жить всё-таки стоит.
Представители русского футуризма не утруждали себя стремлением к сохранению классических канонов и правил написания сонетов. В связи с этим, в пору футуризма сократилось число правильно написанных поэтических произведений этого жанра. Среди поэтов – футуристов, бережно пользовавшихся в своём творчестве сонетом, можно назвать Игоря Северянина.
Футуризм в переводе с латыни значит будущее. Представители этого течения главной задачей считали преобразование существующего мира, и сделать это они хотели с помощью созданного ими сверхискусства.
Старание футуристов передать своему читателю так называемое чувство первозданного творения хорошо показано в книге Игоря Северянина «Медальоны». В ней помещено более ста сонетов, посвященных деятелям литературы и искусства. Мне хочется рассмотреть сонет о Блоке. В нем даны проницательные и объективные характеристики знаменитого поэта.
Блок.
Красив, как Демон Врубеля для женщин,
Он лебедем казался, чье перо
Белей, чем облако и серебро,
Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем…
Благожелательный к меньшим и меньшим,
Дерзал - поэтно видеть в зле добро.
Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брёл,
Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.
Он тщетно на земле любви искал:
Ее здесь нет. Когда же свой оскал
Явила смерть, он понял:- Незнакомка-
У рая слышен легкий хруст шагов:
Подходит Блок. С ним – от его стихов
Лучащаяся – странничья котомка…
Сонет дышит торжественностью и иронией одновременно. Уже в первом катрене И.Северянин создает, с одной стороны, величественный образ поэта, а с другой – иронизирует над ним: «Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем». Далее ирония отсутствует, и поэт восхищается деяниями Блока, его стремлением постичь тайны жизни: «Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан».
Затем снова появляется ирония, но по сравнению с иронией в начале сонета, эта ирония достаточно печальная: «Он тщетно на земле любви искал»
В конце сонета появляется странник, которым и является сам Блок. Северянин не случайно возвышает поэта до образа странника, ведь странник символизирует мудрость и святость, а лучащаяся – странничья котомка – это та самая главная награда, которая предназначена поэту за его труд.
В этом сонете Игорь Северянин создал достаточно сложный образ поэта и добился он этого за счет совмещения торжественности и иронии. Портрет Блока, в связи с этим, вызывает и противоречивые эмоции: преклонение и иронию. Такие приёмы в поэзии были свойственны футуризму.
Для этого направления также свойственно и языковое противоречие- перемешивание слов высокого стиля с простыми словами, а также использование в тексте новых, выдуманных самим автором слов. Эту характерную для футуристов особенность использовал в своём сонете и Игорь Северянин. Употребляя для описания портрета поэта слова высокого стиля – «Демон», «стан», «увенчан», «тщетно», «явила»,- автор вводит в текст и слово собственного творчества - «поэтно».
Иван Бунин не относился ни к одному из модернистских течений 20 века. Написанные им сонеты продолжают традиции А.С.Пушкина и отличаются лиричностью, плавностью и строгим выбором выразительных средств. Известный сонет «Вечер» является хорошим примером работы Бунина в этом жанре.
Вечер.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним,…Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышан на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Эти строки наполнены особой жизнеутверждающей энергией, от них веет счастьем, радостью жизни и покоем. Сонет написан простым языком, плавно, в нем нет перепадов настроения и перемен темы.
Сонет Бунина имеет классическую форму, но только в форме поэт следует традициям жанра. Содержание сонета, сам предмет изображения – это новое слово Бунина в написании этого жанра, и в этом заслуга поэта.
Ключевыми образами сонета являются образ природы и образ вечера, которые наводят на раздумья, дают повод для философствования и призывают читателя к сотворчеству, образ вечера является ключевым в сонете, и этот образ очень символичен. Ведь вечер здесь не просто время суток, а время для раздумий о прошедшем дне, своеобразное подведение итогов, зрелость в жизни и сознании человека.
В начале сонета – размышление о счастье, которое, по словам поэта, чувствуется всюду.и как итог размышлений Бунина – последние строки сонета, где звучит признание поэта: «Я вижу, слышу, счастлив».
Заслуга Бунина в написании сонетов состоит в том, что, не изменяя традициям предшествующих поколений поэтов, он показал, как можно расширять границы русского стиха, расширять и совершенствовать его содержание.
.
 
Прикрепленный файл Size
Презентация СОНЕТ.ppt 3.32 MB
самоанализ.doc 92 KB


Фото пользователя Самига Талеповна Джумакулова

На: Урок-литературы по теме : "Сонет Серебряного века".


Урок очень интересный!Рольсонета в поэзии Серебряного века велика.Спасибо !Обязательно воспользуюсь им на следующий год.




Фото пользователя Марина Юрьевна Малькова

На: Урок-литературы по теме : "Сонет Серебряного века".


Самига Талеповна, Вам тоже огромное спасибо за добрые слова! Удачи Вам и здоровья!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн