Декоративное искусство прошло огромный путь развития - от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.
Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.
Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.
Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.
Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.
Размещено вс, 21/03/2010 - 14:04 пользователем Алена Алексеевна Сидорова.
Уважаемая Марина Николаевна! Хотелось бы познакомиться с вашим личным опытом по данной теме. Если вы используете готовый материал - необходимо указывать источник.Спасибо
Размещено вс, 14/02/2010 - 20:50 пользователем Ольга Валентиновна Кондратьева.
Считаю также необходимым приобщение детей к народно-прикладному искусству . Стараюсь в своей работе использовать народную игрушку, фольклор, народные традиции и др. формы работы.Это действительно актуально на сегодняшний день.
Размещено вс, 14/02/2010 - 01:11 пользователем ирина геннадьевна насонова.
Красивые вещи воспитывают творческое воображение детей и уважение к их труду.Действительно,это искусство таит в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребёнком радости ручного труда как творчества.
Размещено сб, 06/02/2010 - 15:16 пользователем Елена Юрьевна Миронова.
Я считаю,что в наше время очень актуальна тема приобщения детей к народному исскуству. И Марина Николаевна доступно и творчески помогает детям понять красоту и формировать эстетический вкус.
Согласна с Родиной М.Н. в том, что декоративно-прикладное исскуство позволяет раскрыть трудовые умения и навыки, подготовить детей к труду, показать истинную красоту и духовную ценность изделий. В дальнейшем в своей педагогической деятельности постараюсь направить творческий процесс дошкольников на изучение образцов декоративно-прикладного искусства.
Декаративно-прикладное искусство необходимо использовать в детском саду с детьми старшего возраста и мы это используем. Все методы и приемы, которые рекомендует М. Родина, тоже будем использовать.
Размещено пт, 29/10/2010 - 15:02 пользователем Ольга Ковалева.
Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
На: Декоративно-прикладное искусство в ДОУ
На: Декоративно-прикладное искусство в ДОУ
Считаю также необходимым приобщение детей к народно-прикладному искусству . Стараюсь в своей работе использовать народную игрушку, фольклор, народные традиции и др. формы работы.Это действительно актуально на сегодняшний день.
На: Декоративно-прикладное искусство в ДОУ
Красивые вещи воспитывают творческое воображение детей и уважение к их труду.Действительно,это искусство таит в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребёнком радости ручного труда как творчества.
На: Декоративно-прикладное искусство в ДОУ
Я считаю,что в наше время очень актуальна тема приобщения детей к народному исскуству. И Марина Николаевна доступно и творчески помогает детям понять красоту и формировать эстетический вкус.
На: Декоративно-прикладное искусство в ДОУ
Согласна с Родиной М.Н. в том, что декоративно-прикладное исскуство позволяет раскрыть трудовые умения и навыки, подготовить детей к труду, показать истинную красоту и духовную ценность изделий. В дальнейшем в своей педагогической деятельности постараюсь направить творческий процесс дошкольников на изучение образцов декоративно-прикладного искусства.
На: Декоративно-прикладное искусство в ДОУ
Да, совершенно с вами согласна, в нашем детском саду - это также практикуется
На: Декоративно-прикладное искусство в ДОУ
Декаративно-прикладное искусство необходимо использовать в детском саду с детьми старшего возраста и мы это используем. Все методы и приемы, которые рекомендует М. Родина, тоже будем использовать.
На: Декоративно-прикладное искусство в ДОУ
Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.