Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении: опыт, проблемы, поиск новых идей

Ответов - 7
Ирина Ирековна Камалова
На сайте с: 25/10/2009
Баллы: 24
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 7 лет 25 недель назад.

 

Во все времена в человеческом сознании формировались представления об одаренности. Об этом размышляли выдающиеся умы: Платон, Аристотель, Г. Галилей, Р.Декарт, Дж. Локк, Ф.Гальтон, А. Бине и другие.  В те времена в основном обсуждали проблемы сочетания божественного духа и смертного человека; гениальности и таланта человека. Более широко об одаренности в научных кругах заговорили с середины ХIХ века, когда утверждаются в качестве самостоятельных такие науки, как педагогика и психология. Проблема одаренности с того времени достаточно хорошо изучена, однако, в отечественной педагогике проблема обучения одаренных детей в условиях обычной школы мало разработана.
        
Прикрепленный файлSize
Камалова И.И. обсуждение проблемы.doc91 KB
Людмила Владимировна Сафонова
Фото пользователя Людмила Владимировна Сафонова
На сайте с: 27/10/2009
Баллы: 43
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 7 лет 29 недель назад.
На: Работа с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении:

Добрый день, коллеги!

Согласна, что эта тема мало разработана.Как координатор по работе с одаренными детьми столкнулась с этой проблемой непосредственно. Трудность прежде всего в том, как распределить детей по принципу:одаренный - неодаренный, "на глаз" так сказать или с помощью диагностик. Может быть подскажете?

Предлагаю вашему вниманию программу "Одаренные дети", разработчиком которой являюсь и которую внедряем в нашей школе. Приму все конструктивные  советы и предложения.

Ольга Николаевна Чепкова
На сайте с: 28/04/2010
Баллы: 319
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 неделя 4 days назад.
На: Работа с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении:

 

Уважаемамя Людмила Владимировна! Хочу дать советы, надеюсь, конструктивные. Ознакомилась с Вашей программой поддержки одаренных детей. Есть ряд предложенй по ее усовершенствованию. 

1. Цели не отражают все-таки специфику одаренности (см. "Рабочая концепция одаренности" под ред. Д.Б.Богоявленской). Обратите внимание на  инструментальные признаки поведения одаренных.  Посмотрите на позиции В.И Панова по проблематике одаренных (потребность переживать творческий процесс, проживание любой деятельности и самоутверждение в ней; избирательный интерес и эмоциональная включенность в предмет деятельности). Вероятно, в цели важнее не создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования и   формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей. Это абсолютно непререкаемо. Важно другое. Понять специфику структуры одаренности (см.выше) и встроиться в нее! Пробуйте, а я готова помогать. Жду новых формулировок цели программы.

2. Диагностика - чрезвычайно деликатная тема в контексте одаренных детей. Читайте Кулемзину А.В. в ж. Педагогическая диагностика №5.  2007.  Для одаренных нужна батарея  методик длительного использования, которой Вы лично доверяете. В противном случае,  Вы рискуете либо просмотреть одаренную личность, либо перепутать ее , например, с невротизмом или обученностью. Лучше всего, если у Вас в арсенале будут тренинги общения, личностного роста, данные наблюдений, отражающих мотиваицонные и инструментальные аспекты поведения одаренных,  личностные опросники, наконец,, всеми любимые в нашем отечестве тесты интеллекта. Последние, впрочем, наиболее уязвимы с точки зрения крректности по отношению к одаренному ребенку.

3. Не следует распределять одаренных по группам. Создавайте им максимально комфортную и максимально обогащенную среду развития, а у них самих хватит и ума и активности найти себе подобающую деятельность для саморазвития. По этому поводу читайте национальную инициативу "Наша новая школа" в разделе "Поддержка талантливых детей", где речь идет о создании сред для одаренных.

Комментарий был изменен с момента создания (Olganik91, Sat, 13/11/2010 - 12:53).
Светлана Николаевна Минина
Фото пользователя Светлана Николаевна Минина
На сайте с: 09/06/2011
Баллы: 212
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 36 недель 3 days назад.
На: Работа с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении:

Одаренность- понятие широкое и многогранное.В школе  предметники больше внимания уделяют умственной одаренности.Обучение в школе совпадает с детством и юностью.В эти периоды можем наблюдать детскую  возрастную  одаренность, которая не всегда приводит к ожидаемым высоким результатам.Отзывчивость и способность остро реагировать на окружающее, своеобразие воображения и чувств, восприимчивость  к умственному продвижению, -предвестники одаренности, которая сможет привести к результативности при верном самоопределении.Создание разнообразных сред и их интеграция позволит потенциальной одаренности стать реальной.      Обязательно прочту статью о диагностике.Это особенно важно для учителей.               

Светлана Николаевна Минина
Фото пользователя Светлана Николаевна Минина
На сайте с: 09/06/2011
Баллы: 212
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 36 недель 3 days назад.
На: Работа с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении:

Одаренность- понятие широкое и многогранное.В школе  предметники больше внимания уделяют умственной одаренности.Обучение в школе совпадает с детством и юностью.В эти периоды можем наблюдать детскую  возрастную  одаренность, которая не всегда приводит к ожидаемым высоким результатам.Отзывчивость и способность остро реагировать на окружающее, своеобразие воображения и чувств, восприимчивость  к умственному продвижению, -предвестники одаренности, которая сможет привести к результативности при верном самоопределении.Создание разнообразных сред и их интеграция позволит потенциальной одаренности стать реальной.      Обязательно прочту статью о диагностике.Это особенно важно для учителей.               

Елена Николаевна Волченко
Фото пользователя Елена Николаевна Волченко
На сайте с: 26/04/2010
Баллы: 244
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 4 weeks назад.
На: Работа с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении:
Здравствуйте,Ирина Ирековна! Программа работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе разработана в МОУ СОШ № 40 г.Ростова-на-Дону в 2005 г. Накоплен большой опыт работы в данном направлении. Есть оценка этого педагогического труда на уровне города, региона, есть и публикации (с 2004 г) В 2009 г. программа была обновлена, принята также новая программа "Пришкольный профильный каникулярный лагерь для одаренных детей и детей с высокой познавательной активностью", по которой мы работаем уже второй год. Также есть материалы - присоединяйтесь к одноименному сообществу, которому только 1 неделя. Но материалы в ОК уже размещены! С уважением, Волченко Е.Н.

С уважением, Елена Николаевна Волченко

Ольга Николаевна Чепкова
На сайте с: 28/04/2010
Баллы: 319
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 неделя 4 days назад.
На: Работа с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении:

Уважаемая Елена Николаевна!  Хотелось бы подробнее  ознакомиться с программой для одаренных В Вашей МОУ СОШ №40. Что такое ОК?

С уважением Чепкова Ольга Николаевна

Ольга Николаевна Чепкова
На сайте с: 28/04/2010
Баллы: 319
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 неделя 4 days назад.
На: Работа с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении:

Уважаемая Ирина Ирековна! Рада познакомиться с Вами и поделиться своими соображениями по поводу Вашего текста.

Вы относитесь к большой группе педагогов, разделяющих точку зрения на одаренность как  на способности, которые основываются на задатках и требуют развития с учетом индивидуальности ребенка и его результатов.

Я  разделяю другой подход, изложенный в "Рабочей концепции одаренности" под редакцией Д.Б.Богоявленской. В ней одаренность понимается как становящееся  в течение жизни свойство целостной личности. Одаренный - это иной, другой, не похожий на всех. Даже, если признать способности как интегральную характеристику личности, они не исчерпывают всю личность. Одаренность больше способностей.

Представленная Вами классификации также не вполне корректна, поскольку не отражает понимание одаренности  как целостности человека.  Рекомендую Вам обратиться и по этому вопросу к "Рабочей концепции одаренности".

Образовательная практика Вашей школы принимается полностью. Вы создаете развивающую среду, в которой одаренный ребенок может выбирать свой собственный уникальный путь, самореализовываться и  саморазвиваться. Именно стремление одаренной личности переживать любую ситуацию как творческую, в которой происходит его самоутверждение при  максимальной эмоциональной включенности отличают его от не одаренных людей.

Буда рада Вашим новым соообщениям!