Официальный сайт radikalno 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поиск путей решения проблемы кризиса подросткового и старшего возраста

Нет ответов
Татьяна Григорьевна Попова
На сайте с: 26/10/2009
Баллы: 8
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 29 недель 1 день назад.

Поиск путей решения проблемы кризиса подросткового и старшего возраста

Социальные, экономические кризисы; быстроменяющиеся ситуации рыночных отношений  приводят к не­уверенности, неопределенности в постро­ении взаимоотношений взрослых с деть­ми. Особенно данная проблема остра в критический период жизни 13-17 лет, что также подтверждается увеличением числа суицидов, пагубных влияний, негативного максимализма и т.д.

По словам Д.Б. Эльконина нарушается связь между детьми и взрослыми, затрудняется и становится проблематичным процесс взросления.

Если мы вспомним известные слова и соотнесем их с реалиями сегодняшнего современного мира, то можно сделать вывод, что верхи (школа, семья) не могут общаться с ребенком старыми методами (которые использовали в их детстве или еще хуже, ранее), а низы- подростки, не хотят, чтобы с ними общались при помощи дедовских методов. Таким образом, одним из основных противоречий современного образования практическое отсутствие специально-реализуемых программ, направленных на выработку умений и навыков выхода ученика из сложной ситуации.

Одной из важнейших задач образования остается задача развития мышления учащихся, в котором одной из главных составляющих является комбинаторно-логическое мышление.

Умение решать задачи, разрабатывать стратегию их решения, выдвигать и доказывать гипотезы, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения задачи путем оптимизации, различных вариантов перебора с использованием логических операций позволяют судить об уровне развития комбинаторно-логического мышления школьников.

Необходимость поиска новых эффективных средств развития комбинаторно-логического мышления школьников обусловлена его значимостью для дальнейшей самореализации личности в современном обществе. Умение логически рассуждать, вариативно мыслить является показателем общей культуры мышления человека.

Под комбинаторно-логическим мышлением будем понимать продуктивный процесс, в результате которого происходит выбор необходимых знаний, способов и методов, направленных на разрешение различным числом вариантов, как частных конкретных задач, так и поиск общих закономерностей посредством модельно-мыслительных рассуждений.

В зависимости от субъектного опыта ученика процесс преобразования числа выделенных выборов носит спиралевидный характер.

Чтобы развивать комбинаторно-логический стиль мышления у старшеклассников необходимо чтобы:

   учащиеся умели находить как можно больше вариантов подхода к одной и той же проблеме, а также могли выбрать наиболее оптимальный, исходя из поставленных целей и задач;

   учащиеся умели рассматривать собственные действия и действия других с различных точек зрения, развивая тем самым критическую и рефлексивную компоненты;

   учащиеся умели, применяя ряд мыслительных операций, переформулировать задачу, подходить к ее решению и оформлению решения с различных позиций;

   учащиеся смогли осуществить выбор способа саморазвития, выстраивания своей профессиональной карьеры.

В методике обучения проблема развития мышления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Тихомирова, В.Д. Шадриков и др.), основные операции мышления (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн и др.), проблема развития логического мышления в общей теории мышления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.), рассматриваются через учебную деятельность (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, А.А. Прядехо, И.С. Якиманская и др.). 

Необходимость дальнейшей разработки проблемы формирования комбинаторного или логического мышления учащихся подчеркнута в исследованиях многих ученых (Л.А. Евдокимова, Е.П. Коляда, В.В. Кучугов, И.Л. Никольская, А.А. Столяр, Л.Н. Удовенко и др.).

В исследованиях ученые-методисты установили, что школьники применяют в своей учебной деятельности в основном заученные приемы для решения тех или иных заданий, не вдумываются в смысл выполняемых операций.

В процессе решения проблемы интеграции логического и комбинаторного мышлений и их развития у старшеклассников остается еще много неизученного. Одним из существенных недостатков является слабая развитость логического и комбинаторного способов мышления (Л.А. Евдокимова, B.C. Егорина, М.А. Екимова, В.В. Кучугов, О.С.Медведева и др.).

Анализ научной литературы и педагогического опыта позволил нам выявить ряд противоречий в развитии математического мышления школьников между:

- возросшими требованиями к уровню развития мыслительной деятельности выпускников общеобразовательной школы и отсутствием в школьной практике специальной работы, ориентированной на развитие мышления учащихся;

- необходимостью организации специальной работы, ориентированной на развитие математического мышления учащихся и недостаточностью научно-методического обеспечения этой работы;

- необходимостью использования в процессе обучения основ логики, комбинаторики и их слабое использование учителями математики;

- широкими возможностями формирования комбинаторно-логического мышления учащихся на уроках математики и недостаточной разработанностью методических направлений, учебно-методических комплексов, обеспечивающих его развитие;

- увеличением количества профильных классов в старшей школе, с одной стороны, и практическим отсутствием в школах научно-обоснованных разработок для системы профильного обучения, с другой;

- инновационными процессами, происходящими сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляемыми новыми требованиями  к уровню образованности выпускника школы и уровнем профессиональной квалификации и компетентности современного учителя.

Предлагаем следующую систему педагогических условий, помогающих организовать деятельность по формированию и развитию комбинаторно-логического мышления старшеклассников.

Первое условие. Специально разработанное содержание (например,  элективных курсов по математике), направленных на развитие комбинаторно-логического мышления старшеклассников.

Выделим принципиальные условия к разработке нового содержания:

§   содержание должно носит циклический характер, так как к наиболее важным типологиям задач (логическим, комбинаторным) следует  периодически возвращаться на новом витке познания и понимания;

§   обучение на высоком уровне своих (ученика) возможностей (по Л.В. Занкову) позволяет каждому ученику развить «зону ближайшего развития», осуществить очередной этап собственного развития;

§   обучение по П.Я. Гальперину включающее в себя все четыре уровня действия: физическое, физиологическое, уровень действия субъекта, уровень действия личности;

§   новое содержание по В.В. Давыдову становится «основой развивающего обучения»;

§    использование стадий творческого развития процесса В.П. Зинченко становится одной из ступенек в качественной реализации системы предлагаемых элективных курсов.

Второе условие. Специально предложенная типология задач, направленных на развитие комбинаторно-логического мышления старшеклассников, реализацию ближней и дальней целей ученика.

В ходе исследования были определены основные требования к заданиям, направленным на развитие комбинаторно-логического мышления:

- задания должны способствовать развитию комбинаторно-логического мышления учащихся. Так как задания многие старшеклассники преломляют через призму дальнейшей профессиональной карьеры, через важность и необходимость реализации ближней (итоговая аттестация) и дальней (продолжение образования) цели, то компенсировать данную особенность можно за счет повышенной мотивации, интересных подходов к организации учебного процесса, а также за счет учета возрастных особенностей.

- задания должны быть предложены на каждом из основных этапов формирования приемов умственной деятельности учащихся:

- система заданий должна быть личностно-ориентированной, построенной исходя из субъектного опыта ученика и «зоны ближайшего развития»;

- задания должны быть симбиозом всех представленных нами требований к заданиям, направленным на развитие комбинаторно-логического мышления учащихся.

Третье условие. Развитие комбинаторно-логического мышления старшеклассников органично соединяется с развитием предметных умений, тем самым отражается на успеваемости по предмету.

Четвертое условие. Реализация прямого (изучение операций мышления, их классификации и способов применения, основных разделов «комбинаторики») и косвенного путей (умение применять мыслительные операции, комбинаторные, логические, общенаучные методы через предмет) развития комбинаторно-логического мышления старшеклассников.

В рамках реализации системы элективных курсов предусмотрено рассмотрение основных разделов комбинаторики: перемещение, сочетание, размещение, а также приема определения различий между понятиями «сочетание» - «размещение». Кроме изучения операций мышления, основных разделов комбинаторики, изучаются общенаучные, логические и комбинаторные методы.

Методика изучения основных методов представлена поэтапно:

§    пропедевтический этап. Весь процесс обучения, так или иначе, ведет к тому, что к старшей школе учащиеся отчасти в явном виде (метода замены переменной, графический метод и т.д.) или неявном виде имеют представление о методе;

§    формирующий этап. Через разработку моделей известных учащимся специальных методов и их применение осуществляем переход к проблемной ситуации - к выходу на общенаучные, логические, комбинаторные методы. На основе работы в проектном режиме и результатов работы в проекте вырабатывается новая модель (на основе известных) основных методов, разбираются основные характеристики метода, демонстрируются образцы применения каждого метода;

§    абстрагирующий вариант. Узнавание метода, применение его в задачах – первый этап абстрагирования. Второй этап абстрагирования будет считаться реализованным, если ученик осуществляет применение изученного метода в житейских ситуациях.

Пятое условие. Индивидуальная педагогическая поддержка (Е.В. Бондаревская).

Педагогическая поддержка всей группы учащихся осуществляется за счет: эмоционального настроя; субъект-субъектных отношений; использования инновационных технологий, при реализации которых создаются ситуации: взаимообучения, диалогичности общения, позитивной оценки достижений.

Индивидуально-личностная поддержка учащихся осуществляется за счет: выявления «зоны ближайшего развития», диагностики индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявления личных проблем ученика; отслеживания процесса развития (вводные, промежуточные и итоговые диагностические данные), так как диагностические данные дают возможность дозировать педагогическую помощь, основанную на индивидуальных особенностях ученика; создания ситуации успеха.

Шестое условие. Специально разработанные модели системы уроков реализуемых посредством технологизации (педагогическая мастерская, метод проектов, моделирование при информационно-компьютерной поддержки) образовательного процесса [12].

Седьмое условие. Обеспечение единства содержательного, мотивационного, критического, корректирующего, контролирующего, рефлексивного, творческого компонентов.

     Мотивационный компонент ориентирует на создание благоприятной среды выявления личностных качеств учащихся. В основе компонента лежит управление педагогическим влиянием на положительную мотивацию посредством создания условий, востребующих ее деятельность как личностной структуры, опосредованно влияющей на математическую культуру.

     Содержательный компонент определяет новые или практически новые знания, а также процесс познания как процесс отражения и воспроизведения в человеческом сознании действительности, начинающейся с ощущений и восприятий, с помощью которых познаются единичные предметы и их свойства, которые доступны чувственному восприятию [11,12].

§    Корректирующий компонент ориентирует на создание ситуаций, где возможно осуществление осмысления достигнутого уровня развития самим учеником и его учителем. Главная цель корректирующего компонента: корректировка содержания изучаемого материала в зависимости от «зоны ближайшего развития» каждого ученика и корректировку самой «зоны развития».

     Контролирующий компонент содержит оценочный материал и условия для возможности корректировки содержательной линии, для осуществления качественного перехода на новый виток развития.

     Рефлексивный компонент. Рефлексивный компонент даёт возможность каждому старшекласснику перейти на новый виток «собственного» развития. Рефлексивный компонент содержания элективных курсов направлен на формирование установки осознания сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения, соотнесение изучаемого материала с собственными размышлениями, сомнениями по данному вопросу.

      Критический компонент определяет содержание как основу для осмысления любого факта на предмет его соответствия или несоответствия поставленным целям и задачам, современным ценностям и т.д., ориентирует на развитие сильной позиции критичности.

     Творческий компонент составляет основу для конструирования собственных отношений к изучаемому событию, содержит материал, требующий экспертной оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов, а также осуществляется переход на исследовательский этап обучения.

Восьмое условие. Специальные материалы для оценки и коррекции умений (уровневые тесты).

Девятое условие. Педагогическая деятельность учителя, направленная на развитие комбинаторно-логического мышления старшеклассников.

Результаты исследования показали, что более половины учащихся экспериментальных групп могут самостоятельно составлять задачи, разрешать ряд «жизненных проблем», осуществляя достаточно свободно перенос различных интеллектуальных, практических  знаний. Тем самым подтвердилось, что и на основе комплекса педагогических условий через содержание   предметной области, изучаемой в школе, у учащихся появляется возможность быстрее адаптироваться  в сложных условиях, в которых большинство из них оказываются, отрываясь от привычной школьной парты.

Предлагаемый материал статьи, думаю, даст возможность учителю задуматься над вопросом «А только ли знания моего предмета нужны сегодня ученику?». 

 

Поиск

Loading
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн