Интеграция базового (основного) и дополнительного образования как
фактор развития личности ребёнка.
Г.Н. Дождикова
Современная школа осуществляет свою деятельность в сложнейших социально - экономических условиях, в условиях кризиса в политике, экономике, социальной сфере и общественном сознании. В этих условиях школа как никогда призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Решение проблемы непрерывного образования как одного из главных факторов развития личности на протяжении всей её жизни достигается двумя тесно связанными процессами: воспитанием у детей потребности в приобретении знаний, умения ими распоряжаться во благо человека; обеспечением возможностей для получения полноценного образования через создание новых образовательных структур и совершенствования традиционных образовательных услуг. В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей, в систему образования в качестве одного из её звеньев введено дополнительное образование. В системе дополнительного образования предусматривается два направления: внеурочное и внешкольное.
Внеурочное дополнительное образование детей осуществляется в школе через предметные кружки, факультативы, различные образовательные мероприятия, проводимые в определённой системе (циклы лекций, олимпиад, конкурсов, экскурсий, предметных недель и т.д.), т.е. через все формы, способствующие развитию познавательной активности школьников, расширению их кругозора. Внешкольное дополнительное образование имеет два варианта: регулярные занятия в объединениях по интересам (клубы, студия, театр, секция и пр.); они могут проводиться как в школе, так и вне её; массовые мероприятия, способствующие пробуждению интереса к деятельности и последующим знаниям в объединении основных образовательных программ. Другим важным признаком дополнительного образования является то, что оно личностно-ориентированное, т.е. ориентировано на потребности личности, выраженные в её запросах на образовательные услуги. Личностно ориентированное образование предполагает признание педагогом приоритета развивающейся личности перед другими задачами, а также реализации педагогического принципа природосообразности, содержание которого - врождённое качества каждого отдельного ребёнка, его способности, что является основой индивидуализирующей педагогики способной обеспечить высокое качество образования.
Вместе с базовым образованием дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. В условиях общеобразовательного учреждения получение ребёнком такой возможности означает не только и не столько включение в занятие, по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. По сути дела дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Основное и дополнительное образование имеют несколько общих сфер. Но в дополнение к их общему пространству праздников, научных обществ, курсов по выбору можно назвать и пространство урока, как ни парадоксально это звучит. Это не означает «размывание» границ основного образования, а показывает точки роста, опираясь на которые можно выстроить индивидуальный образовательный путь в той или иной области знаний. Лучшие педагоги всегда стремились не к экстенсивному решению проблемы только за счёт расширения гуманитарных дисциплин, а к переходу к универсализации образования, к получению «знания о знание». В этом случае на смену изучению отдельных элементов науки приходит знакомство с широким миром культуры – культуры деятельности, культуры познания, культуры мышления и т.п. И если основное образование обеспечивает последовательность системность, преемственность знаний, то дополнительное образование способствует их интегрированному восприятию, обобщению и переживанию.
Новые формы учебных занятий открывают простор для дополнительного образования, поскольку высвобождают время за счёт объединения нескольких тем, позволяют гуманитаризировать знания, реализовать индивидуальные интересы, как школьников, так и учителей. Среди других организационных задач следует обязательно назвать сотрудничество школы с различными учреждениями дополнительного образования, что можно рассматривать как одну из сторон сближения основного и дополнительного образования. Благодаря творческим и деловым контактам разных учреждений можно улучшить содержание и уровень подготовки различных мероприятий. Это также прекрасная возможность получения оперативной информации о возможности включения школьников в различную деятельность. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и дополнительного образования, для достижения наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей. Интеграция основного и дополнительного образования создаёт необходимые условия для развития и воспитания ребёнка, помогая ему тем самым раскрыть свой индивидуально - творческий потенциал.
Литература
- В.А. Березина, Л.И.Виноградова. «Воспитать человека» Сборник нормативно – правовых, научно – методических, организационно – практических материалов по проблемам воспитания. - М., 2003г
- И.В.Калиш. «От внешкольной работы к дополнительному образованию детей». - М., 2000г.
- Концептуальные основы исследования интеграции дополнительного и других сфер образования. Сост. А.В.Золотарёва, С.Л.Паладьев. – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ Пионер, -2003г.
- Материалы научно- методического журнала «Классный руководитель». - М., 2003. - №6
|