Официальный сайт flashgamer 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интеграция базового (основного) и дополнительного образования как фактор развития личности ребенка

Фото пользователя Галина Николаевна Дождикова
Размещено: Галина Николаевна Дождикова - чт, 21/05/2009 - 11:59

Интеграция базового (основного) и дополнительного образования как

фактор развития личности ребёнка.

 

Г.Н. Дождикова

 

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложнейших социально - экономических  условиях, в условиях кризиса в политике, экономике, социальной сфере и общественном сознании. В этих условиях  школа как никогда призвана оставаться для  детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создают условия  для воспитания,  развития и реализации личности. Решение проблемы непрерывного образования как одного из главных факторов развития личности на протяжении всей её жизни достигается двумя тесно связанными процессами:  воспитанием у детей потребности в приобретении знаний, умения ими распоряжаться во благо человека; обеспечением возможностей для получения полноценного образования через создание новых образовательных структур и совершенствования традиционных  образовательных  услуг.  В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей  детей, в систему образования в качестве одного из её звеньев введено дополнительное образование. В системе дополнительного образования предусматривается два направления: внеурочное и внешкольное.

 Внеурочное дополнительное образование детей осуществляется в школе через предметные кружки, факультативы, различные образовательные мероприятия, проводимые в определённой системе (циклы лекций, олимпиад, конкурсов, экскурсий, предметных недель и т.д.), т.е. через все формы, способствующие развитию познавательной активности школьников, расширению их кругозора.   Внешкольное дополнительное образование имеет два варианта:  регулярные занятия в объединениях по интересам (клубы, студия, театр, секция и пр.); они могут проводиться как в школе, так и вне  её; массовые мероприятия, способствующие пробуждению интереса к деятельности и последующим знаниям в объединении основных образовательных программ.  Другим важным признаком дополнительного образования  является то, что оно личностно-ориентированное, т.е. ориентировано на потребности личности, выраженные в её запросах на образовательные услуги. Личностно  ориентированное образование предполагает признание педагогом приоритета развивающейся личности перед другими задачами, а также реализации педагогического принципа природосообразности, содержание которого - врождённое качества каждого отдельного ребёнка, его способности, что является основой индивидуализирующей педагогики способной обеспечить высокое качество образования.

Вместе с базовым образованием дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. В условиях общеобразовательного учреждения получение ребёнком такой возможности означает не только и не столько включение в занятие, по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. По сути дела дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Основное и дополнительное образование имеют несколько общих сфер. Но в дополнение к их общему пространству праздников, научных обществ, курсов по выбору можно назвать и пространство урока, как ни парадоксально это звучит. Это не означает  «размывание» границ основного образования, а показывает точки роста, опираясь на которые можно выстроить индивидуальный образовательный путь в той или иной области знаний. Лучшие педагоги всегда стремились не к экстенсивному решению проблемы только за счёт расширения гуманитарных дисциплин, а к переходу к универсализации образования, к получению «знания о знание». В этом случае на смену изучению отдельных элементов науки приходит знакомство с широким миром культуры – культуры деятельности, культуры познания, культуры мышления и т.п. И если основное образование  обеспечивает последовательность системность, преемственность знаний, то дополнительное образование способствует их интегрированному восприятию, обобщению и переживанию.

Новые формы учебных занятий открывают простор для дополнительного образования, поскольку высвобождают время за счёт объединения нескольких тем, позволяют гуманитаризировать знания, реализовать индивидуальные интересы, как школьников, так и учителей. Среди других организационных задач следует обязательно назвать сотрудничество школы с различными учреждениями дополнительного образования, что можно рассматривать как одну из сторон сближения основного и дополнительного образования. Благодаря творческим и деловым контактам разных учреждений можно улучшить содержание  и уровень подготовки различных мероприятий. Это также прекрасная возможность получения оперативной информации о возможности включения школьников  в различную деятельность.  Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и дополнительного образования, для достижения наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей. Интеграция основного и дополнительного образования создаёт необходимые условия для развития и воспитания ребёнка, помогая ему тем самым раскрыть свой индивидуально - творческий потенциал.  

 

Литература

  1. В.А. Березина, Л.И.Виноградова.  «Воспитать человека» Сборник нормативно – правовых, научно – методических, организационно – практических материалов по проблемам воспитания. - М., 2003г
  2. И.В.Калиш.  «От внешкольной работы к дополнительному образованию детей». - М., 2000г.
  3. Концептуальные основы исследования интеграции дополнительного и других сфер образования.  Сост. А.В.Золотарёва, С.Л.Паладьев. – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ Пионер, -2003г.
  4. Материалы научно- методического журнала   «Классный руководитель». -   М.,  2003. - №6

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Воспитание - это МЫ!


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн