Официальный сайт rnns 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вожатый - профессия нужная!

Фото пользователя Марина Геннадьевна Ямбаева (Баринова)
Размещено: Марина Геннадьевна Ямбаева (Баринова) - чт, 21/05/2009 - 16:40

Профессиональные и личностные качества вожатого как руководителя и лидера детского коллектива.

 

Я иду за тобой - вожатый

Знаю, ты меня не предашь,

Если трудно мне станет, когда-то,

Своё сердце ты мне отдашь.

 

Мне с тобою легко, вожатый,

По тропинкам к мечте идти,

Взяв гитару, рюкзак и песню

И частичку твоей души.

                        (Г.Дождикова)

 

 

Наш меняющий мир трудно определить, одним словом. Сегодняшние проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «Я», о своём жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути.

Какие моральные ценности создают основу духовно-нравственного сознания  у школьников сегодня? Существенные изменения происходят в системе ценностных ориентаций личности.  Процесс формирования личности усложнился активизацией ряда негативных тенденций: ростом преступности, наркомании, утрате культурных ориентаций, снижению веса многих духовных ценностей, таких как нравственность, культура, сотрудничество, взаимопомощь, честь и достоинство личности.

В этой связи, исходя из современного понимания места и назначения личности в обществе, одной из главных, следует считать проблему активизации воспитательной работы среди учащихся. Современная воспитательная практика неоднократно обращается к проблемам деятельности детских объединений, призванных помогать полноценной социализации подростков, способствовать активному вовлечению их в решение широкого круга проблем, утверждению их в обществе.

Актуальность данного выбора  очевидна, т.к. именно детские объединения позволяют в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную психологическую атмосферу для развития личности ребёнка. Значительным фактором воспитания учащихся является личность и деятельность вожатого. Вожатый - вожак детей, ведущий их по тропам жизни, старший друг, тот самый «значимый взрослый», который стоит у истоков детской самостоятельности, открывающий им в простых делах необъятность мира, дающий плоть словам: Родина, Долг, Достоинство, Честь, Верность, Дружба. Непростое это дело - быть вожатым, организовывать ребят, стать для них непререкаемым авторитетом.   

Вожатый и его команда выступают душой детского объединения не только на этапе организации, но и в процессе роста участников детского объединения. Быть вожатым – значит, быть убеждённым человеком и исповедовать свою веру, воспитывать на личном примере. Кроме того, не нужно забывать, что детское объединение – это самодеятельная организация ребят, и  вожатый  призван, не командовать, а активизировать ребят, увлекать их интересными и полезными делами. Самой важной и, наверное, самой сложной проблемой в работе вожатого является создание дружного, работоспособного коллектива. Всякий коллектив, в том числе и ученический, создаётся, воспитывается и закаляется в общей деятельности.  Задача вожатого  заключается в создании психолого-педагогических условий, при которых подросток сможет раскрыться, найти путь к самопознанию, саморазвитию, самореализации. Именно организованный целенаправленный процесс даст возможность воспитать лидера.  При этом следует помнить, что вожатый – не командир, который даёт приказы и распоряжения, а  организатор коллективной жизни учащихся, их наставник и советчик, активизирующий ребят, способный увлечь их интересными и полезными делами. По мнению отечественного учёного  Л.И. Уманского, внесшего большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, существуют общие и специфические способности умелого организатора. [1]

Общие способности личности организатора:

·                          практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

·                          общительность (коммуникативность) - открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

·                          инициативность - творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

·                          настойчивость - умение доводить дело до конца;

·                          самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

·                          работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;

·                          наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

·                          организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность;

Специфические организаторские способности:

·                          организационное чутьё (психологическая избирательность - умение правильно оценивать состояние ребёнка, понимать его душевную и физическую боль, радоваться вместе с ним; практически - психологический ум - способность учитывать индивидуально - психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности; психологический такт- умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя.);

·                          эмоционально - волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность и критичность);

·                          склонность к организационной деятельности:

                  - самостоятельное включение в деятельность;

                  - быстрое вхождение в роль организатора;

                  - умение нести ответственность за собственные действия и действия      других людей;

 

Для того чтобы успешно взаимодействовать со своими воспитанниками, необходимо знать, какие тенденции превалируют в их ценностных ориентирах, что характеризует их сознание, потребности, интересы, в какие группы объединяются, почему их привлекают те или иные организации. Вожатый не только организатор деятельности, руководитель дела, но и лидер группы.   Здесь важно развести понятия «лидер» и «руководитель», «лидер» и «организатор».

 

 

 

 

 

 

Лидер

Руководитель

Осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе.

Осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

Лидерство возникает стихийно.

Руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Это - целенаправленный, контролируемый процесс.

Явление лидерства менее стабильно.

Руководство - стабильное явление.

Лидер не обладает системой санкций

Руководство подчинёнными обладает определённой системой различных санкций

Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности

Принятие решения руководителем опосредовано множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе

 

 

Лидер

Организатор

Сконцентрирован на людях, коллективе (межличностных и деловых отношениях)

Сосредоточен на структурах управления, средствах, методах достижения цели

Являясь «ведущим», внушает доверие «ведомым»

Использует официальные механизмы управления, а не личностные, неформальные отношения

Главные вопросы, на которые отвечает: ЧТО?                           ПОЧЕМУ?

( цель)                           (мотив)

Главные вопросы, на которые отвечает:

КАК?                            КОГДА?

( средство)                  (время)

Бросает вызов существующему положению дел, стремится изменить его

Принимает существующее положение дел и действует в установленных формальных рамках

 

 

С организаторскими способностями очень тесно связаны способности педагогические. Организатор (руководитель) сосредоточен на проблемах управления процессом осуществления какой-либо деятельности, а педагог - на её учебно-воспитательном аспекте, влиянии, воздействии на личность ребёнка. Поскольку  вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива, то для эффективного руководства,  по мнению современного психолога РЛ. Кричевского, целесообразно выделить следующие черты[2]

 

* доминантность;

* уверенность в себе;

* эмоциональная уравновешенность;

* стрессоустойчивость;

* креативность;

* стремление к достижению цели;

* предприимчивость;

* ответственность;

* надёжность в выполнении заданий;

* независимость и общительность;

Профессия вожатого - творческая, поэтому особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Для творческого подхода к деятельности, ориентированного на получение высоких результатов, важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется.

Своей деятельностью вожатый увлекает подростков, создаёт условия их желанной самореализации в реально общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоёвывает авторитет и становится лидером (А.Г.Кирпичник).

Лидерская позиция позволяет вожатому в детском объединении выполнять роль организатора совместной деятельности, а, учитывая, что дети, участвуя в объединении, реализуют субъектную позицию, точнее было бы назвать роль вожатого, ролью организатора детской самодеятельности. Лидерская позиция и организаторская роль реализуются соответствующими способами действий. Эти способы и есть механизмы действия вожатого, образующего детское объединение, обеспечивающего его жизнестойкость и дееспособность. Включённость в детское объединение позволяет ребёнку наиболее полно удовлетворить многие социальные потребности, реализовать интересы и стремления, свободно выражать собственные взгляды и мнения, формировать навыки жизни в демократически устроенном государстве.

            Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его объединении, какие моральные нормы жизни, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или, напротив, к утверждению в объединении вседозволенности, подавлению сильными, слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д.  Поэтому вожатому важно, чтобы в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки. А для этого нужно знать своих воспитанников. Ведь растущий человек всё время изменяется. И не только внешне. И не только под нашим влиянием. Поэтому вожатый должен быть немножко исследователем.  Стремясь лучше узнать своих воспитанников, вожатый часто проводит письменные опросы, наиболее распространённая методика, применяемая в педагогической практике. Этот метод вполне доступен, как опытному вожатому, так и начинающему. Данный метод прост и экономичен. За короткий срок можно получить огромный объём информации для последующего анализа. Результаты письменного  опроса всегда целесообразно дополнить и проверить с помощью таких методов исследования, как беседа, наблюдение, изучение творческих работ,  методика исследования настроения, тест на межличностные отношения, социометрия и др. Цветовая гамма, соответствующая настроению:

Красный - восторженное (7 баллов)

Оранжевый - радостное (6 баллов)

Жёлтый - светлое, приятное (5 баллов)

Зелёный - спокойное, ровное(4 балла)

Синий - грустное, печальное (3 балла)

Фиолетовый - тревожное, тоскливое (2 балла)

Чёрный - полный упадок, уныние(1 балл)

Каждому цвету соответствует определённое количество баллов (от 1 до7). При подведении итогов суммируются баллы, полученная сумма делится на количестводетей в отряде (группе). Таким образом, выявляется общее настроение в отряде (группе).

Бланк социометрического опроса

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего отряда, с учётом отсутствующих.

1. С кем из вашего отряда ты пошёл бы в многодневный туристический поход?

а)

б)

в)

2.Кого бы ты из отряда пригласил бы на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

а)

б)

в)

4. С кем бы ты хотел работать в одной творческой группе по подготовке отрядного дела?

5.Обработка и интерпретация результатов.

 

Не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания вожатого, и процессов, происходящих в его коллективе. Чтобы вожатый работал профессионально, нужно знать данные методы исследования  и умело  применять их в своей работе. Применение разнообразных методик - это пополнение опыта вожатого в сфере изучения личности ребёнка, определения эффективности воспитательного процесса.

Сегодня государство снова заинтересовано в возрождении профессии вожатого. Хочется верить, что профессия воспитателя детей и подростков во внешкольной среде, в условиях добровольной самодеятельной организации станет одной из самых авторитетных, любимых и детьми, и взрослыми. Сегодня слово «вожатый» ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, личностью, физически и нравственно совершенной. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога, а по существу является детским политологом.

«Вожатый» - слово гордое, не скажешь как - нибудь

Он, как звезда Полярная укажет верный путь.

Он с детством не прощается, оно с ним навсегда.

Вожатый не профессия - призвание, судьба!

 

Литература

1. С. Горбачёв. Вожатый - актуальная профессия. Воспитательная работа в школе. Народное образование. 2005.  №2 .

2. Сысоева М.Е., Хапаева С.С Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.

3. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных./ Под редакцией Е.А.Левановой. - М.: Педагогическое общество России, 2003.   -  176 с.

4. Шамова Л. Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый - старт  в  профессию. Кипарис - 12.Учебно - методическое пособие. - М: Педагогическое общество России. 2005.- 192 с.

5. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. - М: ТЦ Сфера, 2006. - 96с. ( Воспитание в школе).

6. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно - методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2006. - 64 с.



[1]  Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. - Курск, 1967.

    Уманский Л.И. Психология организационной деятельности школьника. М., 1980.

[2] Кричевский Р.И.,Если вы раководитель.-М., 1993.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Воспитание - это МЫ!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн