Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Хозяйство Европейского Юга России»

Фото пользователя Зауреш  Салыковна Сахипова
Размещено: Зауреш Салыковна Сахипова - пт, 26/02/2010 - 01:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сахипова Зауреш Салыковна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области" учитель географии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
Цель урока: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об экономических районах России; • Сформировать знания о хозяйстве Европейского Юга; Задачи: Образовательные: изучить главные отрасли специализации Европейского Юга- их особенности, характерные черты, уровень развития, размещение по территории района; показать ведущую роль агропромышленного комплекса; сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с текстом, картами , статистическими материалами.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.
География России. Хозяйство и географические регионы. 9 класс - М.:Дрофа,2008.
 
Учебно-методический комплект: 
 Географический атлас. 9 класс- М.: Дрофа, 2008.
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт. География России. Население и зозяйство. 9 класс-М.: Дрофа, 2008
Используемая методическая литература: 

Методические пособия для учителя:

·        Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа,2004.
·        Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство. 9 класс. М.: «ВАКО», 2005.
·        Дронов В.П., Ром В.Я. Дополнительные главы к учебнику.-
    М.: Дрофа,2000.
Используемое оборудование: 
интерактивные учебные пособия «Социально-экономическая карта России», "Физическая карта России",  презентация «Хозяйство Европейского Юга».
Используемые ЦОР: 

интерактивные учебные пособия «Социально-экономическая карта России», "Физическая карта России",  презентация «Хозяйство Европейского Юга».

Краткое описание: 
Изучение и закрепление новых знаний, тестовый контроль, устный опрос, работа с интерактивными картами, практическая работа.

 

                                      Ход занятия:
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока
II. Актуализация ранее изученного материала.
  1. Работа с интерактивной картой. Подготовительная работа. С административной карты снимаются обозначения субъектов РФ; с физической карты снимаются полезных ископаемых и названий водных объектов и объектов суши.
-         Определим состав Европейского Юга. ( при помощи режима перемещения надписей расставить края, область, республики на карте, затем  осуществляется проверка).
-         По каким природным объектам проходит граница на западе, востоке, что отделяет район от Восточно-Европейской равнины?Подпишите на карте Прикаспийскую, Прикубанскую низменности, Ставропольскую возвышенность, Таманский п-ов, моря (учащиеся на карту наносят названия рельефа суши и водных объектов) Предполагаемый ответ: на западе – район омывается Черным и Азовским морями, на востоке – Каспийским морем. От Восточно-Европейской равнины он отделяется Кумо-Маныческой впадиной
-          По особенностям  рельефа Кавказ разделяется на  Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. К России относится? (Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа) -Найдите и подпишите пятитысячники Кавказа (Включив режим нанесения надписей на карту с клавиатуры, учащиеся подписывают название полуострова, географические координаты Эльбруса, Казбека).
-          Учитель. С какими государствами проходит граница России по Кавказу, по Черному, Азовскому и Каспийскому морям?  (Включив режим нанесения надписей на карту с клавиатуры, учеником подписываются  государства, граничащие с Европейским Югом )
2. Индивидуальные тестовые задания
Тест №1
1. В состав Северного Кавказа входят (вычеркните лишнее)...
а) Краснодарский край;      б) Ставропольский край;
в) Ростовская область;      г) Дагестан;
д) Калмыкия;                     е) Алания;
ж) Чечня;                           з) Ингушетия;
и) Адыгея;                         к) Карачаево-Черкесия.
2. Северный Кавказ граничит с ...
а) Украиной;                      б) Грузией;
в) Азербайджаном;            г) Арменией.
3. На Северном Кавказе проживает ...
а)       18 млн человек;
б)       7 млн человек;
в) 27 млн человек.
4. Наибольший естественный прирост на Северном Кавказе наблюдается в
республиках ...
а) Дагестан;                       б) Чечня;
в) Ингушетия;                    г) Кабардино-Балкария.
5. Район расположен в природных зонах (найдите ошибку)...
а) тайги;                             б) пустынь;
в) степей;                           г) полупустынь;
д) субтропиков;                  е) высотной поясности.
 
6. Большая часть горских народов исповедует ...
а) православие; б)ислам; в) буддизм.
 
Тест №2
 
 
1. Северный Кавказ омывается морями (найдите ошибку) ...
а) Азовским;                      б) Аральским;
в) Каспийским;                  г) Черным.
2 Рельеф Северного Кавказа ...
а) равнинный;
б)       горный;
в) равнинный и горный.
3. К народам Северного Кавказа относятся ...
а)       чеченцы, ингуши, адыгейцы;
б) карачаевцы, лакцы, карелы;
в) табасараны, кумыки, саамы.
4. Основными минеральными ресурсами Северного Кавказа являются:
а) уголь;                             б) нефть;
в) газ;                                г) руды цветных металлов;
д) железная руда;             
             5. На Северном Кавказе протекает река:
а) Волга
б) Кубань
в) Кама
6. Городом-миллионником на Северном Кавказе является ...
а) Краснодар;                     б) Сочи;
в) Грозный;                        г) Ростов-на-Дону
 
III.             Изучение нового материала:
 
-Сегодня мы познакомимся с хозяйством Северного Кавказа. Давайте вспом­ним, какие предпосылки для развития хозяйства имеются на Северном Кавказе. Назовите какими ресурсами распологает район.(предпологаемые ответы)
 
1.   На Северном Кавказе имеется топливо: уголь, нефть, газ, значит, может раз­виваться топливно-энергетический комплекс, а еще руды цветных металлов.
2.   Благоприятные условия для развития сельского хозяйства: плодородные почвы, теплый климат, на севере - равнинный рельеф.
3.   Здесь имеются рекреационные ресурсы - условие для развития курортного (рекреационного) хозяйства.
4.   Здесь высокая плотность населения - это условие для развития трудоемких отраслей.
5.   Район омывается незамерзающими морями ( Черное) - это усло­вие для развития морского транспорта.
 
- обратимся к экономической карте Северного Кавказа (атлас)
1. Топливная промышленностьпредставлена добычей угля (восточная часть
Донбасса, добычей нефти и газа - в районах Грозного, Махачкалы, в Ставрополь­
ском крае). На реках построены ГЭС, имеются ТЭС. Однако энергии на Северном
Кавказе не хватает. Проблема эта может быть решена с помощью АЭС: Ростовской АЭС.(показать по карте)
2. Главное предприятие цветной металлургии – Тырнаузский вольфрамо-молибденовый комбинат в Кабардино-Балкарии.
 
3. Основным комплексом Северного Кавказа является агропромышленный.
Учащиеся самостоятельно определяют 3 части АПК и делают краткую запись в
тетрадь.
1) Сельское хозяйство представлено основными культурами:
а) озимая пшеница - Предкавказье;.
б) кукуруза- предгорные и горные районы;
в) рис - в низовьях Кубани, Дона (плавни);
техническими культурами:
а)  подсолнечник - 60% сбора в России;
б) сахарная свекла - 25% сбора в России;
а также виноградарство, садоводство; на Северном Кавказе выращиваются и субтропические культуры: чай (Северный Кавказ - это самый северный в мире рай­он чаеводства), цитрусовые (особенно, мандарины), гранаты.
2)Животноводство. Животноводство - это основное занятие в горах. Оно пред­ставлено овцеводством и разведением коз. На равнинах Ростовской области, Став­ропольского края, Дагестана разводят тонкорунных овец и крупный рогатый скот.
3)Сельское хозяйство обслуживают:
а)  сельскохозяйственное машиностроение: производство зерновых комбай­
нов - г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог;
 б) производство минеральных удобрений - г. Невинномысск.
Переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются: сахарные, масло-
жировые, консервные заводы. Производство муки, круп, мяса, вина. Пищевая про­
мышленность является главной отраслью промышленности Северного Кавказа.
4. Лицом Северного Кавказа является рекреационное хозяйство, которое пред­ставлено в 3 районах (учащиеся находят на карте):
а) Черноморское побережье - г. Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе (теплое мо­
ре, благоприятный климат, красивые ландшафты с субтропической расти­
тельность).
б) Кавказские минеральные воды (район Кавказских Минеральных вод) - территория знаменитая
своими минеральными водами и лечебными грязями. Здесь расположены
города- курорты: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.
в) Приэльбрусье - район горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта.
 
Практическая работа
- Определите круг проблем, которые необходимо решать на Северном Кавказе. (Водная проблема; Экологическая проблема (эрозия пашни; накопление ядохи­микатов и минеральных удобрений в реках и в Азовском море; проблема Азов­ского моря); Нестабильность обстановки на Кавказе; Развитие портового хозяйства и морского транспорта.)
После определения основных проблем в группах проводится обсуждение путей решения этих проблем и выступление делегатов от группы (2-3 минуты) о проблеме и путях ее решения.
Водная проблема - заключается в дефиците воды на равнинах, необходимости орошения полей, особенно в вододефицитной восточной части Предкавказья. Ороси­тельные каналы не являются оптимальным способом использования воды в сельском хозяйстве, так как много воды теряется на испарение. Лучшим способом орошения -является капельное орошение, при котором вода подается по трубам разного диаметра.
Экологическая проблема.
1)   С эрозией почв необходимо бороться, применяя противоэрозионные меро­приятия: посадка ветроломных полезащитных лесных полос, борьба с ов­рагами.
2)   Для уменьшения загрязнения почвы, воды, растений людей ядохимиката­ми необходимо уменьшить использование минеральных удобрений и ис­ключить применение ядохимикатов, заменив их более безопасными меха­ническим и биологическим способами защиты растений.
3)   Проблема спасения Азовского моря решается при экономном расходова­нии вод Дона и Кубани, созданием очистных сооружений на предприятиях
Краснодарского края и Украины. Создание законов, направленных на ох­рану вод Азовского моря.
Политические проблемы в многонациональном регионе должны решаться при повышении материального благосостояния всех народов (республик) Северного Кавказа. Создание равных условий развития экономики всех субъектов Северного Кавказа. Борьба с терроризмом.
После распада СССР порты Черного моря явились главными на юге России. Порт Новороссийск (в основном нефтеналивной) не справляется с увеличившимся объемом грузов. Необходимо реконструкция и расширение портового хозяйства, а также строительство новых портов.
IV.Закрепление
- На контурной карте отметить крупные промышленные центры:
1)   добычи угля , нефти, газа;
2)производства зерновых комбайнов (Ростов-на-Дону, Таганрог);
3)   производства минеральных удобрений (Невинномысск);
4)курортные районы (Анапа, Сочи, Пятигорск, Кисловодск и др.);
5)   отметить условными знаками районы выращивания озимой пшеницы', ку­курузы, сахарной свеклы, риса, чая, цитрусовых;
6)   отметить морские порты Новороссийск, Туапсе.
 
- Определите специализацию Северного Кавказа
Почему отраслью специализации Северного Кавказа является рекреационное хозяйство? (климат)
Определите особенности развития АПК в районе.
Определите специализацию этих промышленных центров:
 
1)   Ростов-на-Дону (сельскохозяйственное машиностроение);
2)   Невинномысск (производство удобрений);
3)   Шахты – (угольная промышленность);
4)Сочи (город-курорт);
5)   Анапа  (детский курорт);
6)   Новочеркасск (производство электровозов)
7)   Волгодонск (центр атомного машиностроения)
 
 
V. Домашнее задание.
1. Устно: страница 160-165, параграф 37.
2. Письменное творческое  задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который бы предложили туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, познавательного туризма для знакомства с памятниками природы.
VI. Подведение итогов.
 
 
 
 
 

»  Размещено в сообществах:   

На: «Хозяйство Европейского Юга России»


Уважаемая Зауреш Салыковна, большое спасибо за разработку урока, но хотелось бы увидеть и саму презентацию и материал для  интерактивной  доски. Спасибо.



Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория