Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Синтаксис и пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым

Размещено: Сергей Васильевич Кирсанов - вт, 02/03/2010 - 22:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кирсанов С. В
Место работы, должность: 
ГОУ СОШ №381
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Изучение темы "Тире между пподлежащим и сказуемым"
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

       План открытого урока русского языка по теме:”Синтаксис и
пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым.”

Учитель: Кирсанов С.В.

1  Проверка домашнего задания по теме:”Анализ поэтического
текста.( На примере стихотворения А.Блока”Незнакомка.)”   7 мин.
  
    Учащиеся отмечают противопоставление между грубой
реальностью и миром мечты. В первых шести строфах “Незна-
комки” возникает картина обывательских будней, разгулявшейся
пошлости, написанная поэтом с нескрываемым отвращением:”пыль
переулочная,””пьяницы с глазами кроликов,””женский визг.”Даже
Луна лишена романтического ореола:”бессмысленно кривится диск.”
    Ребята отмечают языковые средства:эпитеты, метафоры, сравнения,
Показывают, как они изменяются,когда появляется “незнакомка” из
другого, идеального мира, прекрасного и гармоничного:”дыша ду-
хами и туманами”,”в кольцах узкая рука,””очи синие бездонные,”
“берег очарованный.”
    Говоря о композиции, учащиеся отмечают, что главным ее прин-
ципом является контраст, который находит выражение на уровне
образной системы, лексики, звуковой организации стиха. Мир, рожда-
емый фантазией Блока, хрупок и зыбок. Но это его “сокровище”-
единственное спасение от пустоты и пошлости окружающего мира.
В тетради учащиеся должны сделать письменный анализ стихотворе-
ния, отметив языковые средства, используемые поэтом.

2   Теоретическая часть урока - 13 мин.  

   В тексте стихотворения “Незнакомка” учащиеся находят главные
члены предложения и указывают, чем они выражены.Повторяем Типы
сказуемых, о которых говорили на предыдущем уроке.
     Рассматривая составное именное сказуемое, отмечаем, что иногда
глагол-связка между подлежащим и именной частью сказуемого отсут-
ствует.
     При отсутствии глагола-связки между подлежащим и сказуемым
ставится тире в следующих случаях:
     1)если подлежащее и сказуемое выражены существительными
или числительными в им.падеже.Москва - столица России. Дважды два - четыре.

2) если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной
 формой глагола:

О решенном говорить - только путать. Говорить с вами - только
слова тратить.

3) если один главный член выражен неопределенной формой
глагола, а другой - именем существительным  в им. падеже:

Наша задача - хорошо учиться. Хорошо учиться - наша задача.

    Если в составе сказуемого есть указательные частицы э т о
или в о т, тире ставится перед ними:

    Хорошо учиться - вот наша задача. Язык - это история народа.
Чтение - вот лучшее учение.

    Учитель задает ребятам вопрос:”Всегда ли ставится тире?”
Учащиеся должны вспомнить случаи, когда тире не ставится, а
именно:
    1) если в составе сказуемого есть отрицательная частица НЕ:

Расстояние не помеха для друзей.Бедность не порок.
Однако ставится тире,если вместе с НЕ употребляется неопр.
форма глагола: Жизнь прожить - не поле перейти.

    2) если в составе сказуемого есть сранительные частицы
КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.:
Пруд как зеркало. Зимний лес словно сказка.

    3) если подлежащее выражено местоимением:

Я тракторист. Она врач. Это чудо!

Тире возможно, если на местоимение падает логическое уда-
рение: Ты - старый ребенок, теоретик, а я - молодой старик и
практик.
3)  Практическая часть урока   18 мин.

         Выполняем упражнение № 320 из учебника Д.Э.Розенталя
“Русский язык для школьников старших классов и поступающих
в вузы.”
         Обращаем внимание на некоторые случаи, которые как пра-
вило,остаются за рамками школьных учебников.
        
         Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым
стоит вводное слово, выделяемое запятыми:
        
         Иванов, по-видимому, хороший врач.


         Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым
стоит слово ТОЖЕ или ТЕПЕРЬ:

          Костя теперь студент. Витя тоже студент.

          Тире может не ставиться при обратном порядке главных
членов предложения или если сказуемому предшествует несо-
гласованный с ним второстепенный член предложения:

          Неплохой игрок этот парень. Петров мне друг.

         Домашнее задание. 2 мин.

         Повторить правило в тетради. Выполнить упражнение №321.
Выясняем, все ли было понятно на уроке и нет ли каких-либо воп-
росов относительно домашнего задания.

Используемая методическая литература: 

Д.Э.Розенталь. Русский язык. Изд."Дрофа" 2005

Используемое оборудование: 

Школьная доска или медиапроектор

Краткое описание: 
Русский язык. Практика. 8 кл. Под редакцией Пичугова Ю.С.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн