Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Размещено: Любовь Дмитриевна Попова - сб, 13/03/2010 - 19:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Попова Любовь Дмитриевна
Место работы, должность: 
МОУ Сатинская СОШ
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
-проанализировать рассказ Чехова «Ионыч» и рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь; - применять приобретённые знания для создания связного текста ( устного и письменного) на заданную тему .
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

    В.И Сахаров,С.А.Зинин.Литература  19  века.

Используемая методическая литература: 

Б.И.Турьянская.Литература    в  10   классе.

Используемое оборудование: 

 

1.Информационно-коммуникационные   технологии. При этом компьютер-это средство:
                 - рационального   использования времени   на уроке;
                 - повышение эстетики   и наглядности процесса обучения.
Краткое описание: 
Тип урока: Урок изучения нового материала Метод: Частично- поисковый метод Структура урока: 1.Организационный момент. 2.Организация класса к учебной деятельности. 3.Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся. 4.Этап изучения нового материала. 5.Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого. 6. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения для содержательных выводов по теме урока. 7.Вывод. Подведение итогов. Методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью: 1.Информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер-это средство: - рационального использования времени на уроке; - повышение эстетики и наглядности процесса обучения. 2.Проблемное обучение.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

 
                                                                      Урок   литературы в 10 классе.
Проблема личной ответственности человека   за свою жизнь   в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
                                     Цели:
- проанализировать    рассказ   Чехова «Ионыч»   и   рассмотреть    степень    личной      ответственности    героя     за свою    жизнь;
 - применять приобретённые знания   для создания   связного    текста 
    ( устного   и письменного) на заданную тему .
              
      Тип урока:
                  Урок   изучения нового   материала
      Метод:
        Частично- поисковый   метод
    Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Организация   класса к   учебной   деятельности.
3.Мотивация – этап   актуализации субъектного отношения   учащихся.
4.Этап   изучения   нового     материала.
5.Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.
 6. Обеспечение    осмысления    учащимися   методов, приёмов   анализа    художественного    произведения  для содержательных    выводов   по теме   урока.
7.Вывод. Подведение итогов.
 
Методы и средства, обеспечивающие     активизацию   учебно-познавательной     деятельности учащихся, управление   учебной деятельностью:
1.Информационно-коммуникационные   технологии. При этом компьютер-это средство:
                 - рационального   использования времени   на уроке;
                 - повышение эстетики   и наглядности процесса обучения.
2.Проблемное   обучение.
 
 
                 Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Организация класса к учебной деятельности.
А) Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей.
                                                                                  Д.С.Лихачёв. /слайд №1/
Учитель:
- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русской классической литературы. Поговорим о творчестве А.П.Чехова.
                                                                                              /слайд № 2/
Б) Музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)
                                                                  /слайд № 3, портрет Чайковского/
Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» - любимое музыкальное произведение А.П.Чехова.
Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, так как во многом проясняются черты их живого родства.
Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.
В) «Чехов неуловим», - говорил художник В.А.Серов.
 
                                  /слайд № 4, портрет А.П.Чехова работы В.А.Серова/
 
- Как, на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?
III. Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.
Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей»
                                                                              /слайд № 5, портрет С.Залыгина/         
Лексическая работа.
 
 
                                                                 Учитель:
- Выясним значение слова нравственность
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
 
                                       /Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов./
Нравственность.
  1. Совокупность норм, определяющих поведение человека.
  2. Моральные свойства.
                 /Толковый словарь русского языка. Д.Н.Ушаков /слайд № 6/
 
Учитель:
- Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?
- Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?
IV. Этап изучения нового материала.
Учитель:
-Сегодня на уроке я предлагаю вам обсудить тему: «Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»».
                                                                                                         /слайд № 7/
 
Цель урока:
 рассмотреть степень личной ответственности       героя    за   свою жизнь в рассказе      А.П.Чехова «Ионыч».                                                                      
 /слайд № 8/
- Для этого будут необходимы знания художественного текста, а также ваш читательский и жизненный опыт.
Эпиграфом к уроку я взяла слова известного писателя – классика Н.В.Гоголя:
                                             Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких
                                             юношеских лет в суровое ожесточайшее
мужество,
                                             забирайте с собою все человеческие движения, не
                                             оставляйте их на дороге, не подымете потом.
                                                                                           Н.В.Гоголь
                                                                                                        /слайд № 9/
- Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?
Учитель:
- Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.
Творческая история создания рассказа.
                                                                                                       /слайд № 10/
Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:
«Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема в разных формах возникает перед каждым поколением.
                                                      Викторина.
Учитель:
- Я надеюсь, это произведение прочитано вами (ответьте «Да» или «Нет»). Хорошо, мне бы хотелось, чтобы ваши ответы были такими же громкими, четкими, выразительными и эмоциональными.
- А теперь постарайтесь убедить меня и проверьте себя в том, насколько вы были внимательны к слову при чтении.
Проведем викторину.
Задание:  
прочитайте выразительно отрывок, определите героя. Кто это говорит?
                                                                                                            /слайд №11/            
Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки, Дмитрий Ионыч. (Екатерина Ивановна)
Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло без впечатлений, без мыслей.   
                                                                                              /Дмитрий Ионыч/
Чей это портрет?
  1. Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее.      /Ек. Ив./
  2. «… ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, и уже ходит откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками …, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог…»
             /Старцев/.
«Чьи это вещи …»
Задание:
на столе лежат вещи, которые «принадлежат» героям рассказа Чехова   «Ионыч». Угадайте, кому и какие? (фонендоскоп, ноты, книга, перо и чернильница, шарады…).
«Отгадай героев»
Задание: из предложенных цитат выбрать те, которые соответствуют
1 вариант – Ек.Ив.
2 вариант – Дмитрию Ионычу.
«Бездарен, - думал он, - не тот, кто не умеет писать новостей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».
«Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! Когда я думал о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…»
«О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство… Любовь моя безгранична …»
«Это кабинет? Это спальня? А тут что?»
«Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»
«Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни… Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас играть, ни говорить о музыке»
«Вы, доктор, не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее».
«Ну, Котик, сегодня ты играла как никогда, …»
«Умри, Денис, лучше не напишешь».
V. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.
Беседа   по вопросам:
- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
- Какие проблемы рассказа являются современными и для нас?
(Проблема духовной деградации личности)
Лексическая работа                                                                   
     /слайд № 12/
Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к выражению.
(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)
- Какова центральная тема рассказа?
(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовыражения человека)
- Какова основная идея произведения?
(Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»)
- Назовите композицию.
(Пять глав, каждая имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С /семья Туркиных/ , трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины.)
Эти микротемы раскрываются по-чеховски – повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.
Выясним хронологию рассказа.
                                                                                                       /слайд № 13/
-Почему две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия Ионыча Старцева, а три главы – о всей остальной жизни?
- О чём заставляет задуматься фамилия этого героя?
- В чём смысл названия рассказа?
(Показать жизненный путь от Старцева к Ионычу).
VI. Осмысление учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения .
Беседа:
-   Как  вы   думаете,   не    было ли     в самом Дмитрии Ионыче   чего-то, что благоприятствовало его перерождению?
 
                                                                                                      /слайд № 14/
 
                                             
Работа в группах.
Задания для учащихся.
I группа
Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если да, то каким именно.
(Сравните 1 и 4 главы: каков духовный мир, каковы взгляды молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева и Ионыча?)
 
II группа
Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно его моральное и духовное опустошение.
III группа
Какую сюжетно-композиционную роль играет эпизод несостоявшегося свидания на кладбище?
Сравните 2 и 4 главы. Каково поведение героев на двух любовных свиданиях? Почему герои поменялись ролями? Почему любовь оказалась несостоятельной?
IV группа (сильная группа)
Приведите примеры с художественными приёмами, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:
а) описание картин природы
б) использование стихов и музыки
в) повтор слов и выражений
г) эмоционально окрашенные слова и выражения.
VII. Вывод. Подведение итогов.
                                                                                                       /слайд № 15/
Вывод:
Не было сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
 
Учитель:
- Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула таких людей, как врачи Кириллов («Врачи») и Дымов («Попрыгунья»).
Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
(высказывание почитательницы:
Рассказ вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о самом главном - о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.)
(Высказывание Д.С.Лихачёва)
Д.С.Лихачёв писал: «Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто».
Домашнее задание:
Сочинение – миниатюра
1)      «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?»
2)      Продолжите Правила жизни (подбор цитат известных людей или свои мысли).
3)      Сравнить рассказ А.П.Чехова «Ионыч» и В.М.Шукшина «Шире шаг, маэстро!»
 
 

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Любовь Харисовна Мотовилина

На: Проблема личной ответственности человека за свою жизн


Любовь Дмитриевна, было интересно следить за развитием вашей версии урока. Понравился культурологический аспект начала урока, позволяющий увидеть писателя в пространстве эпохи. Смена форм деятельности учащихся тоже логична. Хорошая установка на формирование понятий в лексической работе. Было бы интересно продолжить эту работу в соотношении имени героя и его поведения. Спасибо!



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн