Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет"

Фото пользователя Татьяна Александровна Поплавская
Размещено: Татьяна Александровна Поплавская - вс, 14/03/2010 - 17:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Поплавская Татьяна Александровна
Место работы, должность: 
Лицей №11 им. Т.И. Александровой г.Йошкар-Олы, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
- пробудить интерес к творчеству русского художника XIX-XX вв. Н.П. Богданова-Бельского; - определить основную тематику произведения художника; - вызвать уважение к судьбе крестьянских детей, сопоставив картины Н.П. Богданова-Бельского, рассказ И.С. Тургенева "Бежин луг" и стихотворение Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"; - определить тему и идею картины "Устный счет", художественные особенности произведения.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

- интерактивная доска;

- слайды с иллюстрациями картин Н.П. Богданова-Бельского.

Краткое описание: 
1. Вступление. Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н.П. Богданова-Бельского. 2. История создания картины. 3. Работа над картиной. Тема картины. 4. Художественные средства, используемые живописцем для раскрытия основной мысли картины. 5. Словарно-стилистическая работа. 6. Составление плана. 7. Домашнее задание. Закончить сочинение.

I. Вступление. Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н. П. Богданова-Бельского.
1. Рассказ учителя с демонстрацией репродукций картины, портрета художника. Беседа по I этапу урока.
- Как вы думаете, почему Богданов-Бельский такое большое место в своем творчестве уделил именно сельским ребятишкам?
1)    сам из села;
2)    знает, сколько талантливых людей среди крестьян;
3)    призывает крестьян учиться;
4)    предлагает зрителям подумать над судьбой русской деревни.
2. Доклад ученика о знаменитых ученых, вышедших из крестьянской среды.

II. История создания картины.
    С самого начала творческого пути определился интерес Богданова-Бельского к изображению русской деревни, быта крестьян. В 1895 г. В возраст 27 лет художник приехал в село Ташево, где когда-то учился. В этом селе известный талантливый педагог, профессор Сергей Александрович Рачинский основал образцовую народную школу, где сам же и преподавал. Так вот, Н. П. Богданов-Бельский уже знал, что напишет картину о школе, о сельской детворе, но конкретной темы еще не выбрал. Художник часто приходил в родную школу, вспоминал свое детство. Особенно ему запомнились уроки арифметики, которые увлекательно вел Сергей Александрович. Молодой художник решил написать картину об одном таком уроке. Богданов-Бельский стал посещать уроки каждый день, присматривался к ученикам. Он сделал много зарисовок с натуры. Вдохновенный труд – и картина готова.
    Картина крупным планом.

III. Работа над картиной. Тема картины.
1.    - Еще раз обратимся к названию – «Устный счет».
- На каком уроке дети занимаются устным счетом?
- Что вызывает наше удивление? Действия детей и учителя совсем не похожи на привычный нам современный урок. Как вы думаете, урок ли это?
- Да, это урок. Вот так необычно проводил уроки Сергей Александрович Рачинский. Дети сидели за партами, свободно перемещались по классу и каждый (вот именно – каждый!) говорил учителю свой ответ. При этом детей, как видите, занимает только учеба, хотя есть возможность размяться, а кому-то просто пошалить.
2. Раз мы находимся в школе, в классе, давайте обратим внимание на классную комнату. Учтите, что картине 120 лет!
-  Что вы можете сказать о помещении, изображенном на картине? (Помещение просторное, т.к. в нем все равно еще есть парты; новое – свежие доски на стенах, большая красивая печь, доска, на стене таблица и репродукция кс картины)
Крупное изображение «Мадонны» Рафаэля.
- Кто знает, что это за картина и кто ее автор?
- Для чего учитель разместил эту репродукцию на стене класса? (Приобщает детей к искусству, высокому искусству).
- Нов ведь можно было повесить и другой шедевр? (Богородица охраняет и бережет детей от всяческих бед, помогает расти здоровыми и благоразумными).
    3. Обратимся к композиции картины.
- Кто изображен на картине? Учитель и его ученики – мальчики. Учитель – сам профессор Рачинский.
- Как изобразил Богданов-Бельский преподавателя? Спокойный, добрый, умный. Нарядно одет – в строгом костюме с галстуком-бабочкой, аккуратно причесан. Чуть сутулится. Взгляд живой, веселый. Он с интересом, внимательно слушает ученика, который на ухо шепчет ему решение примера. Мальчик первым решил его. А почему вы так думаете? (Потому что остальные ученики еще в поисках ответа).
- Кто изображен на переднем плане. Это мальчик, напряженно обдумывающий решение. У него красивое умное лицо с большими выразительными глазами, он сосредоточен (об этом говорит его поза), хотя герой одет очень бедно: лапти, старая рубаха, подпоясанная бечевкой. Из рваного рукава виднеется локоть.
- Почему же художник выделил именно этого ученика? (Богданову-Бельскому важно показать внутренние качества героя).
- Чуть подальше от ученика, находящегося на переднем плане, мальчик, который чешет затылок, напряженно обдумывая решение. Решение вот-вот придет к нему, и он радостно побежит к учителю сообщать его. Лицо у мальчика светлое, открытое.
- Слева, ближе к Рачинскому, ученик в нарядной сиреневой рубахе, в сапогах. О чем говорит его одежда? Он из обеспеченной семьи, но учится именно в этой школе, т.к. здесь хорошее преподавание.
У доски.
- Обратите внимание на высокого паренька, который держит руку у подбородка. Он внимательно изучает записанные примеры.
Слева от него еще один ученик, который прислушивается к ответу, который шепчет учителю ответ.
Справа у доски два мальчика. Они, видимо, самые младшие в классе. Ребята о чем-то спорят, вероятно, у них не сходятся ответы. На ухо учителю шепчет ответ самый сообразительный ученик в классе. Лиц других учеников мы не видим, но понятно, что все заняты уроком.
Итак, сделаем вывод из изученного.
- Что вы можете сказать о деревенских учениках? Это пытливые, увлеченные, заинтересованные, смышленые дети. Богданов-Бельский проявил в этой картине тонкое понимание детской психологии.
- Можно ли сказать, что ребята различны по характеру, по темпераменту? Да. Художник показал многообразие детских характеров, непосредственность их души. Какова же основная мысль картины?
- Можно ли сделать вывод, что художник с любовью изобразил деревенских ребятишек? (Это основная мысль картины). Да, он сам любуется ими и призывает зрителей ими любоваться. Богданов-Бельский верит в светлое будущее детей, кем бы они ни стали – пошли учиться дальше или стали просто земледельцами. Но в любом случае это будут люди, умные, образованные и хорошо воспитанные.

IV. Художественные средства, используемые живописцем для раскрытия основной мысли картины.
    В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент.
 - Как вы считаете, трудная ли задача стоит перед художником?
- Какие средства использует художник для раскрытия своего замысла? Цвет, освещение, композицию, детали и т.д.
- Что такое композиция? (расположение, составление, сочетание частей в определенном порядке, т.е. построение произведения искусства).
- Исходя из основной мысли картины, скажите, помогает ли композиция ее раскрытию?
- Еще полнее раскрытию основной мысли произведения живописи помогают детали.
- Каков фон картина? Фон и темный, и светлый (стены, печь, пол). И все же славные герои картины – учитель и мальчик на переднем плане изображены на светлом фоне. На таком фоне видны лучше главные герои картины, а значит, наше внимание лучше привлекается к ним.
- Колорит *(соотношение красок по тону, насыщенности цвета).
Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, взывает определенное настроение. Так. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски.
Общий тон картины неяркий, сочетает теплые красновато-коричневые и холодные серовато-голубые тона. Колорит спокойный, подчеркивает уют класса, деловую обстановку. А контрастирующие детали усиливают впечатление от картины.
- Какие цвета преобладают в картине? Белый, желтый, серый, темный. Пятна красного, синего оживляют картину.
- Понравилась ли вам картина? Почему? Нужно ли уметь читать, разгадывать картину, знать историю ее создания?

V. Словарно-стилистическая работа.
Колорит*
Фон*
1.    Подберите синонимы к слову «художник» - живописец, автор картины, Богданов-Бельский.
2.    Ученик, мальчик, мальчуган, паренек, герой картины.

VI. Составление плана.
I.    Вступление. Краткая справка о художнике.
II.    Основная мысль картины и средства ее выражения.
1.    Тема картины и сюжет.
2.    Композиция картины:
1)    С. А. Рачинский – главный герой картины;
2)    Мальчик на переднем плане;
3)    Образы остальных учеников.
3.    Художественные средства картины: фон, колорит, детали.
4.    Замысел художника и его воплощение.
III.    Заключение. Мое отношение к картине.
IV.    Выполнение работы. Сочинение по составленному плану.

VII. Домашнее задание. Закончить сочинение.


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн