Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Интегрированный урок биологии и технологии. Значение рыб в природе и жизни человека. Промысловые виды рыб. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.

Размещено: Елизавета Дмитриевна Ковтун - вс, 21/03/2010 - 16:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ковтун Елизавета Дмитриевна, Сазанова Екатерина Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №2 имени С.М. Валеева, учитель технологии, учитель биологии
Регион: 
Приморский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
Обобщить и систематизировать знания об основных признаках представителей классов рыб, о значении рыб в природе и жизни человека; о промысловых видах рыб; о способах кулинарной обработки рыбы и роли морепродуктов в питании человека. Развивать коммуникативные способности, навыки приготовления блюд из рыбы и морепродуктов; творческие способности при решении биологических задач, при оформлении блюд; познавательный интерес; логическое мышление. Воспитывать эстетический вкус, прививать навыки культуры труда; соблюдать правила этикета при приеме пищи.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Список литературы.
 
1. Балабанова В. В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / В. В. Балабанова, Максимцева Т.А. - Волгоград, издательство «Учитель».2001 – 162с.
2. Журнал «Химия в школе» №8 2002, Бурая И. В. Об использовании интегративных творческих заданий - стр. 2
3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Дидактические материалы / Т.А. Дмитриева, С.В Суматохин - М., «Дрофа».2002 – 124с.

4. Касаткина Н. А. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / Касаткина Н.А. - Волгоград, издательство «Учитель».2005  

 

Используемое оборудование: 

Набор «Систематика», рисунки рыб и аквариума, книжная выставка, выставка блюд из рыбы и морепродуктов, инструкционная карта. Разделочная доска, столовые приборы, ножи, посуда, салатники, терка.

Краткое описание: 
В настоящее время особенно актуален вопрос внедрения в практику обучения методов, которые способствовали бы творческому саморазвитию школьников. Одним из критериев высокого уровня творческого саморазвития является способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений из различных школьных дисциплин для решения реальных жизненных задач. В данном случае под структурированием и систематизацией знаний следует понимать мыслительную деятельность школьников по установлению удаленных связей между отдельными понятиями, объектами и объединению их в определенную систему. Таким образом, учащиеся осуществляют перенос имеющихся знаний об основных изученных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой деятельности. Основная цель интегрированных уроков – развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей, создание положительного эмоционального фона обучения. Данная методическая разработка урока построена на основе концепции гуманизации образования и принципа интегративного подхода к содержанию обучения. В разработанном уроке прослеживается интеграция знаний, полученных на уроках биологии со знаниями и умениями, полученными на уроках кулинарии: значение рыб в жизни человека, их пищевая ценность, кулинарная обработка, приготовление и оформление блюд из рыбы и овощей. Интегрирующая основа уроков распределена примерно одинаково между биологическими знаниями и знаниями основ кулинарии. Творческие задания по биологии предложены с избытком для выбора учителем. Данные уроки требуют предварительной подготовки учащихся. Можно предложить школьникам дополнительно принести из дома приготовленные блюда вместе с родителями, что способствует развитию практических навыков.

 

Ход урока:

I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Учитель биологии. Ребята! Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок, на котором мы объединим знания, полученные на уроках биологии и труда. Вы вспомните основные признаки классов рыб, значение рыб в природе и жизни человека; промысловые виды рыб.

Учитель технологии: Девочки расскажут мальчишкам о способах кулинарной обработки рыбы и о роли морепродуктов в питании человека, о приготовлении и оформлении блюд из рыбы и морепродуктов.

II. Основная часть.

1.Обобщение и систематизация знаний об общих признаках классов рыб.

Учитель биологии. Давайте вспомним систематическое положение классов рыб в царстве Животных (работа у доски).

Задание: Из перечисленных признаков выбрать признаки, характерные для хрящевых и костных рыб (работа у доски).

Какое значение имеют рыбы в природе и жизни человека? (составление схемы)

Значение рыб

                                     в природе                     в жизни человека

 

Что такое промысловые виды рыб?

Какие промысловые виды рыб вы знаете?

Представьте себе, ребята, что у нас есть гигантский аквариум. Давайте заселим его промысловыми видами рыб (работа с доской, оформленной в виде аквариума).

А какие промысловые виды рыб из нашего Японского моря мы можем добавить в наш аквариум?

Итак, давайте подведем итог. Какое основное значение имеют рыбы в жизни человека?

Учитель технологии: Да, действительно, рыбы являются источником питания для человека.

1. Чем обусловлена питательная ценность блюд из рыбы?

2. В каком виде рыба поступает в продажу?

3. В чем заключается первичная обработка рыбы?

4. Назовите способы тепловой обработки рыбы. Какому 

способу   лучше отдать предпочтение?

5. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при

разделке рыбы и приготовлении блюд?

На протяжении многих веков складывались удивительные рецептуры русских рыбных блюд. Простые  рецепты постепенно усложнялись. В результате опытным путем народ выработал рациональное сочетание рыбы с другими продуктами, обеспечивающее готовым блюдам прекрасный вкус и высокую биологическую ценность, К таким рецептурам относится сочетание рыбы и творога (треска, запеченная с творогом). Блюдо богато белками: одна порция содержит половину дневной нормы (50 гр.) белка, дневную норму жиров, сочетание аминокислот идеально. Многие старые русские блюда совершенно забыты. Такой кулинарной загадкой стало теперь тельное.

Ученик: (историческая справка)

Опытный кулинар скажет, что это обычные рыбные зразы, сделанные в виде полумесяца. Однако в рукописных памятниках 16 века встречаются такие блюда, как «Карасики тельные», «Кружочки тельные», «Кулебяка тельная». Старинные кулинарные книги позволяют установить, что же такое тельное. Вот один из рецептов; «Возьми судаков, щук, омулей или другую рыбу с белым телом; сними кожу, выбери кости и толки в деревянной чашке пока тельное хорошо убьется и будет отставать от чашки». Таким образом, первоначальное значение слова «тельное» - рыбный фарш и делали из него ряд блюд, которые часто называли тельным, В 20 веке название это закрепилось только за одним изделием - рыбными зразами, жаренными в жире. На лепешку из рыбного фарша укладывается начинка из грибов, яиц, жареного лука. Края лепешки закрывают и придают форму полумесяца, смачивают яйцом, панируют в сухарях, жарят на сковороде и дожаривают в духовке.

Учитель технологии: ассортимент запеченных блюд в русской кухне широк. Подбор соусов разнообразит вкус. Прекрасным вкусом обладает обычный винегрет с добавление морской рыбы, сваренной в подсоленной воде. Различные блюда готовят из кальмаров, креветок с разными гарнирами и соусами. В состав закусок и салатов входят и другие морепродукты. Среди морепродуктов ценятся морская капуста. Она содержит хорошо перевариваемые белки, желирующие вещества, витамины С, В1, В2 В6, В12 и другие, калий, натрий. Содержание йода в 1000 раз больше, чем в наземных растениях. Кальмар содержит 18% белка, много микроэлементов, витамины В.

Способы нарезки выбирают в соответствии с рекомендациями рецептуры, готовые блюда украшаются входящими в состав продуктами, зеленью.

Ребята, приготавливая рыбные блюда, какие секреты нужно знать?

(учащиеся отвечают)

1. Если воду, в которой варится рыба, влить свежего молока, исчезнет сильный запах, рыба станет мягче и вкуснее.

2. Рыба, сваренная на пару, питательнее отварной, потому что в ней сохраняется больше вкусовых веществ.

3. Рыбный салат и винегрет приобретут приятный чесночный запах, если корочку ржаного хлеба натереть чесноком и положить на несколько минут в серединку готового блюда.

4. Рыбные консервы кладут в суп не раньше, чем за З — 5 минут до конца варки.

5. Руки и посуда не будут пахнуть рыбой, если их вымыть в воде с добавлением уксуса (0,5 столовой ложки на 1 литр воды).

6. Рыбный суп не получится вкусным без лука.

7. Чтобы рыба хорошо подрумянилась, надо, перед тем, как жарить, вытереть ее полотенцем.

8. При запекании рыбу прикройте фольгой, чтобы она сохранила сочность,

9. Посолите кусочки рыбы за 15 минут до жарки — они не развалятся.

10. Чтобы на кухне не было неприятного запаха жареной рыбы, на сковороду положите кусочки сырой картофелины.

11. Морская рыба будет нежнее, если за 30 40 минут до жарки ее посыпать сахаром.

12. Для любых блюд кальмар варится 2 минуты.

Учитель тенологии: А сейчас девочки будут готовить закуски и салаты, выполняя практическую работу самостоятельно по инструкционной карте.

1. Изучение инструкционной карты.

2. Распределение работы в бригадах.

З. Приготовление блюд и оформление.

Учитель биологии: А мы с мальчиками займемся решением творческих заданий по биологии.

1. Определите, какие виды рыб здесь зашифрованы. Вместо точек проставьте соответствующие буквы:

а) ш….. (шпрота),           е) а….. (анчоус),

6) г…… (голавль),          ж) п….. (плотва),

в) ф…..   (форель)            з) н….. (навага)

г) с……. (стерлядь),        и) щ…  (щука),

д) т…..    (треска),            к) т….   (тунец).

Какие из этих рыб обитают в пресных, а какие в соленых водоемах? (В пресных водоемах обитает голавль, форель, плотва, щука, стерлядь. В соленых — шпрота, треска, анчоус, навага, тунец).

2. Отгадайте.

1).Рыба из акуловых и инструмент для ковки металла имеют одинаковое название. Какое? (Рыба-молот, инструмент — молот)

2).Какая рыба из отряда Акулы имеет название древнего холодного оружия? (Рыба – меч)

3).Аквариумная рыбка (одна из форм золотой) и оптический прибор для наблюдения небесных светил имеют одинаковое название. Какое? (Рыба телескоп.)

З.Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам

Рфьлео _ (форель)                   Акстре — (треска)

Тамний — (минтай)               Азнса — (сазан)

Толпав — (плотва)              Юврсеаг - (севрюга)

Аесуглб — (белуга)           Яалтмреии — латимерия)

Дьстреял — (стерлядь)       Месаг — (семга)

Уборгаш — (горбуша)       Авагна - (навага)

От в е т.1).Горбуша, форель, семга — отряд Лососеобразных.

2).Треска, навага, минтай — отряд Трескообразных.

З).Стерлядь, белуга, севрюга — отряд Осетрообразных.

4).Плотва, сазан - отряд Карпообразных.

5).Латимерия — отряд Целакантообразных.

4. Вместо точек проставьте буквы, чтобы получились название рыб:

К… = (кета)                К….. = (килька)

К… = (карп)                К..... = (кефаль)

К…. = (кумжа)            К…… = (камбала)

К…. = (кижуч)            К…… = (корюшка)

К….. = (калуга)          К…… = (колюшка)

К….. = (карась)          К………. = (красноперка)

5. Закончите пословицы

1).Была бы рыба, а ... (а рыбак найдется).

2).Будешь спать на берегу, не ... (наловишь на уху).

З).Рыба в реке — еще ... (не в руке).

4).Рыба мелка, да... (уха сладка).

5).Закидываешь удочку вперед, ... (оглянись назад).

6).Чем больше зависти, тем ... (меньше рыбы).

6. Слова играют в прятки. Чьи стихи?

Знаете ли вы, что звери, птицы, рыбки и даже насекомые пишут стихи? Только подписей под стихотворениями вы не найдете. Эти поэты скромные. Они прячут свое имя внутри строчек, между ними. Помогите узнать, кто написал каждое из этих двустиший. Первая строчка — с подсказкой.

Арбуз по Волге вниз уплыл,

Я полчаса за ним следил.

                               (Сазан.)

Я худ и щупл. Отваги полный

Жучок Таранит носом волны.

                                (Плотва)

Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду.

                                (Осетр.)

Я вижу, как плывут суда.

Куда спешат они? Куда?

                               (Судак.)

С буквой «с» живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой «ф» за красоту

Меня жар-птицей называют.

                               (Сазан — Фазан.)

7. Отгадай загадки.

• Крылья есть, а не летает,

Ног нет, а не догонишь. (Рыба.)

• Название какого европейского города нужно прочесть справа налево, чтобы получить название рыбы? (Милан — налим)

• Есть голова, да нет волос;

Есть глаза, да нет бровей;

Перья есть, да не летает,

В холоде не зябнет и жары не боится. (Рыба.)

• Не летит, не поет, а клюет. (Рыба.)

 Он в самом омуте живет — хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом.)

• Драчун и забияка, живет в воде;

Когти на спине — и щука не проглотит. (Ерш.)

• Когда ею пользуются — ее бросают;

Когда не пользуются — на спине таскают. (Сеть.)

• Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыбка.)

• Отнимите от названия насекомого одну букву — появится название рыбы.

(клещ — лещ.)

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «РЫБЫ»

1. Назовите главных промысловых рыб. (Севрюга, осетр, камбала, судак, сельдь).

2. Какие рыбы имеют усики? (Осетровые, усач, карп, сазан.)

3. Где откладывает икринки речной угорь? (В Саргассовом море, в Атлантическом океане.)

4. Какую промысловую рыбу считают одомашненной? (Зеркального карпа)

5.Какая рыбка разводится для борьбы с малярией? (Гамбузия.)

6. Все ли рыбы откладывают икру? (Нет, есть живородящие рыбы - гамбузия, многие аквариумные.)

7. Кто спит с открытыми глазами? (Рыбы — нет век.)

8. Назовите самую крупную промысловую рыбу? (Белуга, до 9м длина, 300 кг весом).

9. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Меч-рыба, пила-рыба).

10. Какая рыба мечет наибольшее число икринок? (Луна-рыба - 300 млн икринок).

11. Сколько видов рыб известно? (Около 20 тысяч видов.)

12 .Какие рыбы проявляют инстинкт заботы о потомстве? (Колюшка, судак, пинагор, горчак, игла-рыба.)

13. Какие рыбы носят название небесных светил? (Луна – рыба, рыба – солнце).

14. Назовите рыб, которых разводят в аквариуме. (Вуалехвост, меченосец, гурами, гуппи и др.).

15. Какие рыбы долго живут? (Белуга до 100 лет, щука более ста лет, сом до 60 лет).

16. Какая рыба плавает быстрее всех рыб? (Меч-рыба - 25 м/с.)

Учитель технологии: подведем итог практической работы. Начнем с представления блюд, приготовленных на уроке.

Ребята, представьте, пожалуйста, блюда, которые вы приготовили дома.

(Оценка работ).

Учитель биологии: А сейчас подведем итог урока.

III. Итог урока.

Учитель технологии: Теперь перейдем ко второй части нашего урока - к рыбному банкету. На банкете гости и приглашенные должны соблюдать правила этикета. Давайте вместе вспомним их, а наши официанты пока сервируют нам столы. Если во время дегустации блюд у вас возникнут вопросы, обращайтесь к ним, они вам помогут.

Приятного всем аппетита!

 

 

                                                                                    Приложение 1.           

 

Правила этикета.

 

Умение правильно вести себя за столом во время приема пищи и красиво есть залог культурного поведения за столом. Нельзя опаздывать к столу. За стол садятся все одновременно. Садясь за стол, надо бесшумно отодвинуть стул, а сев, подвинуть его двумя руками на нужное расстояние. Во время еды не следует прихлебывать, дуть в слишком горячее блюдо, стучать ложкой по тарелке.

Из общего блюда берут кусок, лежащий ближе к вам. Если блюдо подано к столу в небольшом количестве, надо взять себе немного, чтобы хватило и другим сидящим за столом.

Салфеткой вытирают только рот и руки. Бумажные салфетки после использования кладут на тарелку или в другую посуду, а полотняные, не свертывая, кладут справа от тарелки.

Из-за стола принято вставать всем одновременно. Если необходимо встать раньше других, следует попросить разрешения у старших. Встают из-за стола, бесшумно поставив стул на место и поблагодарив за еду.

Рыбу, а также блюда из рубленого мяса (котлеты, биточки), крупяные и овощные гарниры едят вилкой. Кости из рыбы вынимают вилкой, придерживая кусочком хлеба или рыбным ножом.

Твердую пищу (отварное или жареное мясо, сосиски) едят с помощью ножа и вилки. Пользуясь ножом и вилкой одновременно, нож держат в правой руке, а вилку в левой и не перекладывают их из руки в руку, пока не будет съедено все блюдо. Вилку и нож принято держать наклонно к тарелке, не зажимая в кулаке. Жареную или вареную птицу (курицу, утку) едят вилкой, отрезая ножом небольшие кусочки, а когда отрезать уже трудно, можно взять пальцами косточку и съесть оставшееся мясо, а руки вытереть салфеткой.


Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн