Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Сложные эфиры. Жиры.

Размещено: Elena Batina - чт, 25/03/2010 - 11:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Batina Elena
Место работы, должность: 
Доцент кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ярославской области "Институт развития образования"
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Изучить строение и свойства сложных эфиров как производных спиртов и карбоновых кислот; выяснить химическую природу жиров и познакомиться с их применением и получением в промышленности.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс (учебник для средней школы). М., 2004г.

Используемая методическая литература: 

На усмотрение учителя.

Используемое оборудование: 

 

  • реактивы: твердые и жидкие жиры, растворители – бензин, спирт, ацетон;
  • мыло и синтетические моющие средства; раствор универсального индикатора, раствор соды.
  • нагревательный прибор;

  • растительный материал – листья и семена растений;

  • коллекция эфирных масел.

Используемые ЦОР: 

По усмотрению учителя.

Краткое описание: 
Модульное занятие по теме "Сложные эфиры. Жиры". Может быть использовано в 10 классах базового уровня, на занятиях по химии в учреждениях НПО и СПО.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Модульное занатие по теме « Сложные эфиры. Жиры»

Цель: изучить строение и свойства сложных эфиров как производных спиртов и карбоновых кислот; выяснить химическую природу жиров и познакомиться с их применением и получением в промышленности.

УЭ-0 Постановка целей и задач изучения темы.

Цель: ознакомиться с содержанием модуля, определить основные цели изучения темы и сформулировать учебные задачи.

Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием модуля, и источниками информации:

  • учебники;

  • реактивы: твердые и жидкие жиры, растворители – бензин, спирт, ацетон; мыло и синтетические моющие средства; раствор универсального индикатора, раствор соды.

  • нагревательный прибор;

  • растительный материал – листья и семена растений;

  • коллекция эфирных масел.

Задание 2. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, предлагаемыми для изучения:

  • получение сложных эфиров реакцией этерификации;

  • нахождение сложных эфиров в природе;

  • значение сложных эфиров;

  • применение сложных эфиров на основе свойств.

  • нахождение жиров в природе;

  • состав жиров;

  • химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров;

  • применение жиров на основе свойств;

  • мыла.

Задание 3*. Составьте план работы по изучению темы или воспользуйтесь материалами модуля.

УЭ-1 Проверка знаний по теме «Альдегиды. Карбоновые кислоты» и входной контроль по теме «Сложные эфиры. Жиры.»

Цель: проверить свои знания по изученной теме с учетом выполнения заданий модуля и домашней работы и установить первоначальный уровень знаний по новой теме.

Задание 1 Выполните упражнения.

1.Определите по формулам принадлежность веществ к классам альдегидов и кислот: С2Н4О; С3Н6О2; С3Н6О; С2Н4О2. СН2О. СН2О2. Составьте структурные формулы веществ и дайте им названия по международной номенклатуре.

2.Чем сходны и чем отличаются молекулы формальдегида и ацетальдегида? Как это отражается на химических свойствах веществ?

3.Чем сходны и чем отличаются молекулы уксусной кислоты и ацетальдегида? Как это отражается на химических свойствах веществ?

4. Составьте схемы реакций взаимодействия уксусной кислоты с цинком, оксидом цинка, гидроксидом цинка и этанолом. Какая их этих реакций является характерной для уксусной кислоты как типичной органической кислоты?

5. Как отличить растворы уксусной кислоты и формальдегида при помощи одного реактива? Составьте схемы соответствующих химических реакций

Задание 2. Рассмотрите предложенные образцы жиров. Вспомните, что вы знаете жирах и отметьте в схеме:

  • агрегатное состояние –

  • растворимость в воде –

  • действие на жиры неполярных растворителей –

  • взаимодействие с растворами солей калия или натрия –

  • применение в быту –

  • получение –

  • химическая природа жиров –

Последний пункт относится к теме, которую вам предстоит изучить.

УЭ-2 Нахождение сложных эфиров в природе и их значение.

Цель: определить, где встречаются сложные эфиры в природе и какое значение они имеют.

Задание 1. Изучите по своему учебнику и дополнительной литературе материал о нахождении и значении сложных эфиров в природе. Обратите внимание на их разнообразие и неядовитость многих из них. На этом основано их применение. Полученную информацию занесите в таблицу.

Задание 2. Рассмотрите коллекцию эфирных масел. Попытайтесь определить масла по запаху. Проверьте по справочному списку.

УЭ-3. Получение сложных эфиров реакцией этерификации и их применение.

Цель: научиться получать сложные эфиры в пробирке взаимодействием спиртов и карбоновых кислот; выяснить сущность реакции этерификации; познакомиться с применением сложных эфиров на основе их свойств.

Задание 1 Познакомьтесь с получением сложных эфиров по учебнику.

Задание 2. Рассмотрите выданные вам образцы кислот и спиртов. Проведите опыты по получению сложных эфиров уксусной и муравьиной кислот с этанолом и 2-метилбутанолом-1 (изоамиловый спирт).

Задание 3. Найдите в учебнике номенклатуру сложных эфиров. Постарайтесь дать названия полученным вами сложным эфирам. Обратитесь к учителю за дополнениями по вопросу номенклатуры сложных эфиров. Схемы реакций получения сложных эфиров запишите в тетради.

Задание 4. Прочитайте о применении сложных эфиров и запишите наиболее важные сферы применения в таблицу.

УЭ-4 Жиры и их свойства.

Цель: повторить и дополнить сведения о жирах и выяснить их химическую природу; познакомиться со свойствами жиров и их применением в промышленности.

Задание 1. Вспомните, что вы знаете о жирах и их физиологическом значении из курса биологии, их нахождении в природе и использовании в качестве пищевого сырья. Убедитесь на опыте, что в состав выданных вам растительных объектов входят жиры.

Задание 2. Ознакомьтесь с выданными образцами жиров – твердыми и жидкими. Дополните свои знания о строении молекул жиров. Выясните их химическую природу и причину, по которой жиры могут быть твердыми или жидкими. Полученные сведения занесите в таблицу.

Задание 3. Исследуйте свойства жиров: проверьте их растворимость в различных органических растворителях. Осуществите реакцию омыления растительных жиров – нагрейте в пробирке немного растительного масла с раствором питьевой соды. Через 10—12 мин. проверьте результат. Найдите информацию о проводимой реакции в учебнике. Не забывайте отмечать полученные сведения в таблице!

УЭ-5 Получение и применение жиров.

Цель: познакомиться со сферами применения жиров в промышленности на основе их свойств и основными способами их получения для пищевых и непищевых нужд.

Задание 1. Изучите способы получения жиров (при этом не забывайте УЭ-0, задание 2).

Задание 2. Ознакомьтесь с применением жиров по учебнику. Обратите внимание на промышленные способы получения жиров из непищевого сырья. Отметьте, где используется основная масса непищевых жиров и какие виды мыла производятся в промышленности кроме известного вам.

Задание 3. Сравните растворимость в воде обычного мыла и туалетного. Определите среду растворов при помощи индикатора. Ответьте на вопрос: чем обусловлен характер среды мыльного раствора?

УЭ-6. Синтетические моющие средства.

Цель: познакомиться с синтетическими моющими средствами как продуктами химической промышленности и выяснить их отличие от обычного жирового мыла; познакомиться со способами промышленного получения СМС.

Задание 1. Просмотрите в учебнике и дополнительной литературе материал о синтетических моющих средствах и отметьте сходство и отличие СМС и обычного мыла.

Задание 2. Проверьте реакцию среды растворов СМС, выданных вам. Что можно сказать о воздействии растворов мыла и СМС на кожу и волосы человека и их воздействие на окружающую среду.

УЭ-7 Резюме и контроль по изученной теме.

Цель: подвести итоги изучения темы и провести самоконтроль полученных знаний.

Задание 1. Просмотрите выполненную вами работу. Сравните вопросы из задания 2 УЭ-0 и требования, которые предъявляются к данной теме. После изучения темы вы должны:

  • знать: состав мыла.

  • уметь: называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре

  • определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров, классу жиров; мылам;

  • характеризовать строение и химические свойства жиров


 

Задание 2. Выполните упражнения.

1.Определите по формулам принадлежность веществ к классам сложных эфиров, жиров, мылам: С16Н33СООNa; С3Н5О2CН3 С3Н5О3 (СОСnН2n+1)3.

2.Какие части можно выделить в строении молекул сложных эфиров и жиров? В чем их сходство и различие? Как это отражается на химических свойствах веществ?

3. Составьте схемы реакций взаимодействия муравьиной кислоты с метанолом и пропанолом – 1. назовите получившиеся сложные эфиры по любой номенклатуре.

4. Как отличить растворы обычного мыла и СМС при помощи одного реактива? 5. Что произойдет, растительное масло оставить на долгое время открытым?

6. Можно ли употреблять для пищевых целей жиры, которые являются природными, но считаются непищевыми? Объясните свои предположения.


 

Таблица 1

Характеристики

Сложные эфиры карбоновых кислот и спиртов

Жиры

Нахождение в природе

 


 

Особенности строения молекул

 


 

Особенности номенклатуры


 


 

Физические свойства


 


 

Характерные химические свойства


 


 

Основные способы получения.


 


 

Применение


 


 


 


 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн