Submitted by Рита Александровна Лисовцова on чт, 25/03/2010 - 13:29
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.Постановка цели урока.
Здравствуйте ребята! Меня зовут Рита Александровна. Сегодня на уроке, эпиграфом к которому, я выбрала слова Сократа « Здоровье – не все. Но все без здоровья - ничто », мы соединим в одно целое такие понятия, как здоровье и математика и будем путешествовать по естественно - математическим наукам. А помогут нам в этом некие вещества, о которых вы узнаете немного позже. Расчеты массы этих веществ связаны с темой в математике: «Свойства степени с целым показателем».
И так, возьмите в руки ручки и потрите их в руках до тех пор, пока руки не согреются. Запишите число, тему урока, цель урока, а исходя из цели – задачи урока.
Для того, чтобы узнать, о каких веществах пойдет речь, а за одно и повторить определение степени с натуральным показателем и нолем, выполните следующие задания. Зачеркнем в полосе буквы, соответствующие найденным ответам.
2-3; ; ; ; 0,1-2;
К
В
О
И
Т
С
У
А
Д
М
И
Е
Н
Ы
1
25
1,5
100
0,01
8
Итак, название этих веществ мы узнали. Это – витамины. Речь сегодня пойдет о витаминах и об их влиянии на организм человека.
2. Актуализация знаний и способов действий со степенями.
Витамины делят на две большие группы:
1)витамины, растворимые в жирах: А,C,D,K
2)витамины, растворимые в воде:B,PP
Каждый витамин имеет свое название, буквенное обозначение и оказывает определенное воздействие на организм человека.
Для того, чтобы узнать об этом подробнее, выполните вычисления. Вычислять будете по вариантам.
А-1в …Е-6 , а под буквой к- решает ! Решать будете в тетрадях, а ответы записывать на листочки с «апельсинками», которые вы подпишите и сдадите мне, чтобы я их проверила и оценила. Выполняем.
A
B2
B12
C
D
E
К
8×(-2)-5
4×0,4-2
4+(-0,5)-4
3,2-1
10×5,60
Ребята, скажите у варианта под какой буквой ответ…
Решение
Обозначение
Название
Полезное действие на организм человека
Кальциферол
Помогает в борьбе против рахита, способствует повышению сопротивляемости организма, участвует в минерализации костей, повышая сопротивляемость костей к переломам.
Вырабатывается в кое человека под воздействие ультрафиолетовых лучей
25
Рибофлавин
Способствует процессу роста, улучшает зрение и состав крови.
Токоферол
Способствует усвоению белков и жиров, участвует в процессах тканевого дыхания, влияет на работу мозга, крови, нервов, мышц, улучшает заживление ран, задерживает старение, помогает бороться со стрессом
20
Аскорбиновая кислота
Повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Ретинол
Аксерофтол
Оказывает влияние на рост человека, улучшает состояние кожи, способствует сопротивлению организма инфекции, обеспечивает рост и развитие эпителиальных клеток, входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза, которые регулируют его темновую адаптацию.
В организме человека может образовываться изb-каротина.
54
Кобаламин
Нормализует состав крови и укрепляет нервную систему.
10
Филлохинон
Пренилменахинон
Участвует в свертывании крови.
В организм витамины поступают в основном с пищей. Посмотрите, какие продукты являются поставщиками витаминов в наш организм.
Витамины, являясь необходимой составной частью пищи, присутствуют в ней в чрезвычайно малых количествах по сравнению с основными её компонентами, и для того, чтобы вычислить эти массы биологам нужно уметь работать со степенями с целым показателем и их свойствами.
3. Объяснение нового материала.
Свойства степени с целым показателем.
Вы уже умеете работать со степенями с натуральным показателем, а также знает, что= 1, я же вам покажу, как вычислять степень с отрицательным целым показателем, т.к. эти знания на этом уроке будут нужны. В математике существует формула перехода, позволяющая вычислять степень с отрицательным показателем. Вот эта формула: = , гдеn– натуральное число.
Пример:= =
Известные вам свойства степени с натуральным показателем справедливы и для степени с целым показателем.
Для любого а¹0 и любых целыхmиn
10am×an=am+n
20 am:an=am-n
30(am)n=amn
Для любых а¹0,b¹0 и любого целогоn
40 (ab)n=anbn
50
Доказательства этих свойств рассматривается в учебнике на странице 207. Рассмотрим несколько примеров на применение свойства степени с целым показателем. Пример на доске.
Выполняют снова по вариантам. 1-6, 2 человека у доски. Проверяем результаты, обменявшись тетрадями, сверившись с ответом на слайде, и записываем его в карточку.
Продолжим разговор о витаминах. Для того, чтобы узнать, что же такое витамины и откуда они взялись, найдите значения числовых выражений.
Работа в группах. Записать результат в карточку.
3-4×37
5-3×
2-3+2-3
З
Ь
Ж
И
Н
Первая часть слова «ВИТАМИНЫ» происходит от латинского слова «vita», что означает « -5 4 27 8 0,25 ». И действительно, витамины незаменимы для нормальной жизнедеятельности всех внутренних систем организма. Вторая часть слова – «мины» – основана на ошибке: первоначально предполагалось, что вновь открытые вещества относятся к классу химических соединений аминов.
. Домашнее задание. Выполните № 986 и, используя полученные ответы, составьте упражнение, в котором путем решения примеров получились бы имена «Зоя» и «Виталий», которые в переводе соответственно с греческого и латинского языков означают, как и витамин, слово «жизнь».
Продолжая разговор о витаминах, нужно знать, что в результате дефицита или отсутствия витаминов развивается витаминная недостаточность (авитаминоз или гиповитаминоз). Опасен не только недостаток, но и избыток витаминов, или гипервитаминоз. И то, и другое крайне вредно для нашего организма.
Кроме витаминов, о которых мы вели речь на уроке, есть некоторые другие, в каждом из которых нуждается наш организм. Узнать потребность вашего организма в некоторых из них вы можете из таблицы.
Мужской и женский организм в витаминах нуждаются по – разному.
Категория
Возраст
(годы)
А, мкг
Е, мг
D, мкг
К
мкг
С
мг
В1
мг
В2
мг
В5
мг
В6
мг
Вc
мг
В12
мкг
РР
мг
Н
мкг
Подростки и взрослые мужского пола
11-14
15-18
19-24
25-50
1000
10
10
10
10
2,5
45
65
70
80
50
60
60
60
1,3
1,5
1,5
1,5
1,5
1,8
1,7
1,7
4-7
4-7
4-7
4-7
1,7
2
2
2
0,15
0,2
0,2
0,2
2
2
2
2
17
20
19
19
30-100
Подростки и взросл
ые женского пола
11-14
15-18
19-24
25-50
800
8
8
8
8
2,5
45
55
60
65
50
60
60
60
1,1
1,1
1,1
1,1
1,3
1,3
1,3
1,3
4-7
4-7
4-7
4-7
1,4
1,5
1,6
1,6
0,15
0,18
0,18
0,18
2
2
2
2
15
15
15
15
30-100
А еще узнать какого витамина и сколько потребуется, можно выполнив тест для мальчиков и для девочек.
к.
7. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы повторили определение степени с целым показателем, рассмотрели свойства степени и применили их квычислению значений выражений. Еще мы узнали о пользе витаминов для организма человека. Наше путешествие по наукам: биологии, химии, математике - закончилось. Все эти науки связали витамины и поэтому, вы точно согласитесь с высказыванием Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья - ничто». Ребята, если вам понравился урок, то на карточках с
«апельсинкой» нарисуйте улыбку, а если не понравилось, то грусть. Мне работа с вами понравилась, и я приготовила вам сюрприз. Сюрприз.