Добрый день! Сегодня для вас не совсем обычный урок, вы будете черпать знания не одни, а вместе с гостями. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете, многое понять, ведь знания, которые вы сегодня получите вам будут необходимы на протяжении всего курса изучения химии. Будьте внимательны и у вас все получится.
Тему урока мы определим чуть позднее, а пока…
II. Актуализация знаний
Давайте вспомним, какую дисциплину вы пришли изучать? (Химию)
А что такое химия? (Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях)
На какие разделы, согласно определения можно поделить эту науку? (вещества, свойства, превращения)
Для успешного усвоения данной науки, каждому химику необходимо знать химические элементы, потому что именно из них состоят химические вещества.
А какие вещества вы знаете? (простые и сложные)
Какие вещества называют простыми, а сложными?
Что характерно каждому веществу независимо от того, какими элементами оно образовано? (свойства)
Какие свойства веществ вы знаете? (Химические и физические)
Какие свойства относят к физическим, а какие к химическим?
И вот теперь осталась третья часть определения, которую мы с вами еще не изучали. давайте попробуем экспериментально установить. Какие превращения бывают.
Опыт 1. В первом стакане вода и растительное масло;
Во втором стакане растворы нитрата бария и сульфата цинка.
Какие изменения произошли? Что я сделала, для того чтобы они произошли (смешала 2 вещества)
Опыт 2. Нагревание хлорида натрия;
Нагревание крахмала.
Какие изменения произошли? Что я сделала, для того чтобы они произошли (нагревала)
Итак, вы посмотрели 2 эксперимента, в результате первого не происходит видимых изменений, а в результате второго происходят. Значит, мы можем сделать вывод, что изменений, происходящих с веществами, также, как и свойств два: физические и химические. Как вы думаете, какие именно превращения наиболее интересны для изучения юному химику? (химические)
Изучением этих превращений мы и займемся. Записываем тему урока «Химические явления»
Если вы сегодня научитесь легко различать химические превращения от физических, то вам в дальнейшем не составит труда описать химический процесс с помощью уравнения реакции, предсказывать свойства веществ.
III. Изучение нового материала
Еще Шекспир много лет тому назад писал
Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится причины,
Всему, что совершается на свете.
Давайте экспериментально определим, что происходит при физических и химических явлениях и в чем разница.
Из проведенных ранее экспериментов можно сказать, что для осуществления химического процесса необходимо смешать два вещества или нагреть.
Возьмем два простых вещества серу и железо. Проверим, какими физическими они обладают. Железо намагничивается, а сера не смачивается.
Перемешаем их и снова проверим свойства, они не изменились. Значит это физический процесс.
Нагреем данную смесь и снова проверим свойства. Магнит не действует, в воде тонет. Следовательно, свойства изменились, а раз изменились свойства, значит изменился и состав вещества. Это свидетельствует о том, что образовалось новое вещество
Значит, что такое химическое явление? (процесс образования новых веществ)
С химическими явлениями можно столкнуться не только в лаборатории, но и в быту. Для того чтобы вы их могли легко определять, вам надо знать признаки химических процессов, а какие именно вы определите сейчас самостоятельно экспериментальным путем.
Признаки химических реакций:
Опыт 3. гидроксид натрия+фенолфталеин+соляная кислота
Изменение цвета
Опыт 4. карбонат натрия + соляная кислота
Выделение газа
Опыт 5. сульфат цинка+нитрат бария
Выпадение осадка
Опыт 6. сульфид натрия+соляная кислота
Изменение запаха
Опыт 7. «Вулкан»
Выделение света и тепла
Опыт 8. Разложение малахита
Поглощение тепла
Данный признак посмотрим на экране
Свечение
Все эксперименты, которые вы наблюдали, доказывают, что химические превращения – это образование новых веществ.
Итак, повторим, какие признаки химических реакций вам необходимо знать, для того чтобы определять химические превращения.
Признаки химических явлений описывают не только химики, но и творческие люди: поэты и писатели.
Прочитайте текст и определите о каком явлении идет речь, и докажите свою правоту.
•«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью...
л. Буссенар
• …Есть просто газ легчайший-водород,
Есть просто кислород, а вместе это-
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах...
М. Ломоносов
• …На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на ней,
Что весело глядеть...
А. Ахматова
• …От медленных лабзаний влаги
Нежнеет грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и девиц...
А. Блок
• Пронеслась гроза над рощею,
Поднялся туман с равнин.
И дрожит листвою тощею
Мрак испуганных вершин.
К. Фофанов
• В медном подсвечнике сальная
Свечка у няни плывет…
Милое, тихо-печальное,
Всё это в сердце живет
И. Анненский
• В недвижно бессонной ночи
Их лязга не ждать не могу я:
Фитиль одинокой свечи
Мигает и пышет тоскуя.
И. Анненский
• Парижа я люблю осенний строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
И небо серое, и веток переплеты –
Чернильно-синие, как нити темных вен.
М. Волошин
Готовясь к следующему уроку , я бы хотела, чтобы вы не только прочитали параграф и выучили определения, но и нашли литературные, в которых авторы описывают химические явления.
IV. Домашнее задание
•Параграф 26
•Определение и признаки химических реакций наизусть
•Примеры литературных произведений, в которых описаны химические явления
V. Закрепление
А теперь давайте проверим, все ли вы усвоили на уроке.
На столах у вас лежит лист с вопросами. Читаем вопрос и выбираем правильный ответ.
VI. Итоги урока
Молодцы. Вы правильно ответили на вопросы. Большое спасибо за то, что вы плодотворно потрудились на уроке, многое узнали и усвоили. И в заключение я бы хотела зачитать вам слова великого химика, академика Несмеянова:«Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Наука ждет вас, друзья.»
Успехов вам, ребята, в постижении одной из главных и сложных наук, познавательной и интересной науке - химии.