Вы не зарегистрированы

Авторизация



Химические явления

Размещено: Галина Фаттахова - пт, 26/03/2010 - 11:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фаттахова Г.А.
Место работы, должность: 
учитель химии
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
изучение химических явлений, как основы химической науки
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Габриелян, О.С. Химия. 8 класс

 

Используемое оборудование: 

Пробирки; штативы; спиртовка; пробиркодержатель; растворы фенолфталеина, щелочи, кислоты, сульфида натрия, карбоната натрия; твердые вещества: мел, дихромат аммония, малахит

Краткое описание: 
Урок изучения химических явлений, как основы химической науки. Формируются понятия химического процесса и признаков его определяющих.

 

I.                    Организационный момент
Добрый день! Сегодня для вас не совсем обычный урок, вы будете черпать знания не одни, а вместе с гостями. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете, многое понять, ведь знания, которые вы сегодня получите вам будут необходимы на протяжении всего курса изучения химии. Будьте внимательны и у вас все получится.
Тему урока мы определим чуть позднее, а пока…
 
II.                 Актуализация знаний
 
Давайте вспомним, какую дисциплину вы пришли изучать? (Химию)
А что такое химия? (Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях)
На какие разделы, согласно определения можно поделить эту науку? (вещества, свойства, превращения)
Для успешного усвоения данной науки, каждому химику необходимо знать химические элементы, потому что именно из них состоят химические вещества.
А какие вещества вы знаете? (простые и сложные)
Какие вещества называют простыми, а сложными?
Что характерно каждому веществу независимо от того, какими элементами оно образовано? (свойства)
Какие свойства веществ вы знаете? (Химические и физические)
Какие свойства относят к физическим, а какие к химическим?
И вот теперь осталась третья часть определения, которую мы с вами еще не изучали. давайте попробуем экспериментально установить. Какие превращения бывают.
Опыт 1. В первом стакане вода и растительное масло;
               Во втором стакане растворы нитрата бария и сульфата цинка.
Какие изменения произошли? Что я сделала, для того чтобы они произошли (смешала 2 вещества)
Опыт 2. Нагревание хлорида натрия;
               Нагревание крахмала.
Какие изменения произошли? Что я сделала, для того чтобы они произошли (нагревала)
Итак, вы посмотрели 2 эксперимента, в результате первого не происходит видимых изменений, а в результате второго происходят. Значит, мы можем сделать вывод, что изменений, происходящих с веществами, также, как и свойств два: физические и химические. Как вы думаете, какие именно превращения наиболее интересны для изучения юному химику? (химические)
Изучением этих превращений мы и займемся. Записываем тему урока «Химические явления»
Если вы сегодня научитесь легко различать химические превращения от физических, то вам в дальнейшем не составит труда описать химический процесс с помощью уравнения реакции, предсказывать свойства веществ.
 
III.               Изучение нового материала
 
Еще Шекспир много лет тому назад писал
Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится причины,
Всему, что совершается на свете.
Давайте экспериментально определим, что происходит при физических и химических явлениях и в чем разница.
Из проведенных ранее экспериментов можно сказать, что для осуществления химического процесса необходимо смешать два вещества или нагреть.
Возьмем два простых вещества серу и железо. Проверим, какими физическими они обладают. Железо намагничивается, а сера не смачивается.
Перемешаем их и снова проверим свойства, они не изменились. Значит это физический процесс.
Нагреем данную смесь и снова проверим свойства. Магнит не действует, в воде тонет. Следовательно, свойства изменились, а раз изменились свойства, значит изменился и состав вещества. Это свидетельствует о том, что образовалось новое вещество
Значит, что такое химическое явление? (процесс образования новых веществ)
С химическими явлениями можно столкнуться не только в лаборатории, но и в быту. Для того чтобы вы их могли легко определять, вам надо знать признаки химических процессов, а какие именно вы определите сейчас самостоятельно экспериментальным путем.
Признаки химических реакций:
Опыт 3. гидроксид натрия+фенолфталеин+соляная кислота
  1. Изменение цвета
Опыт 4. карбонат натрия + соляная кислота
  1. Выделение газа
Опыт 5. сульфат цинка+нитрат бария
  1. Выпадение осадка
Опыт 6. сульфид натрия+соляная кислота
  1. Изменение запаха
Опыт 7. «Вулкан»
  1. Выделение света и тепла
Опыт 8. Разложение малахита
  1. Поглощение тепла
Данный признак посмотрим на экране
  1. Свечение
Все эксперименты, которые вы наблюдали, доказывают, что химические превращения – это образование новых веществ.
Итак, повторим, какие признаки химических реакций вам необходимо знать, для того чтобы определять химические превращения.
Признаки химических явлений описывают не только химики, но и творческие люди: поэты и писатели.
Прочитайте текст и определите о каком явлении идет речь, и докажите свою правоту.
        «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый  пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью...
        л. Буссенар
         …Есть просто газ легчайший-водород,
Есть просто кислород, а вместе это-
 Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах...
М. Ломоносов
         …На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на ней,
Что весело глядеть...
А. Ахматова
         …От медленных лабзаний влаги
Нежнеет грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и девиц...
А. Блок
         Пронеслась гроза над рощею,
Поднялся туман с равнин.
И дрожит листвою тощею
Мрак испуганных вершин.
К. Фофанов
         В медном подсвечнике сальная
Свечка у няни плывет…
Милое, тихо-печальное,
Всё это в сердце живет
И. Анненский
         В недвижно бессонной ночи
Их лязга не ждать не могу я:
Фитиль одинокой свечи
Мигает и пышет тоскуя.
И. Анненский
         Парижа я люблю осенний строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
И небо серое, и веток переплеты –
Чернильно-синие, как нити темных вен.
М. Волошин
Готовясь к следующему уроку , я бы хотела, чтобы вы не только прочитали параграф и выучили определения, но и нашли литературные, в которых авторы описывают химические явления.
 
IV.              Домашнее задание
 
         Параграф 26
         Определение и признаки химических реакций наизусть
         Примеры литературных произведений, в которых описаны химические явления
 
V.                 Закрепление
 
А теперь давайте проверим, все ли вы усвоили на уроке.
На столах у вас лежит лист с вопросами. Читаем вопрос и выбираем правильный ответ.
 
VI.              Итоги урока
 
Молодцы. Вы правильно ответили на вопросы. Большое спасибо за то, что вы плодотворно потрудились на уроке, многое узнали и усвоили. И в заключение я бы хотела зачитать вам слова великого химика, академика Несмеянова:«Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Наука ждет вас, друзья.»
Успехов вам, ребята, в постижении одной из главных и сложных наук, познавательной и интересной науке - химии.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория