Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Контрольное тестирование

Фото пользователя Наталья Львовна Малинка
Размещено: Наталья Львовна Малинка - пн, 29/03/2010 - 10:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Санина З.А., Малинка Н.Л.
Место работы, должность: 
заместитель директора МОУ ДОД ЦИТ
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
• совершенствовать навыки узнавания типов речи с описанием состояния человека • формировать умение соединять типы речи при описании состояния человека • закрепить умение употребить различные языковые формы и средства для передачи состояния человека • диагностика умения использовать языковые формы и средства при создании собственного текста по иллюстрации
Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

7 класс. Уроки 102-103.

Тема: Описание состояния человека.

Цели:

  • совершенствовать навыки узнавания типов речи с описанием состояния человека
  • формировать умение соединять типы речи при описании состояния человека
  • закрепить умение употребить различные языковые формы и средства для передачи состояния человека
  • диагностика умения использовать языковые формы и средства при создании собственного текста по иллюстрации

Ожидаемый результат:

  • узнавать типы речи с описанием состояния человека, уметь их характеризовать
  • уметь соединять типы речи при описании состояния человека
  • уметь употребить различные языковые формы и средства для передачи состояния человека при создании собственного текста по иллюстрации

 

Опорные знания

Ответьте на вопросы.

  • Какие разновидности описаний вы изучали?
  • Что обозначает «данное» и «новое» в описании состояния (природы, среды)?
  • Каким способом связываются предложения в этом типе речи?

Практика

  1. Найдите в приведённых ниже фрагментах текста «данное» и «новое». Что они обозначают? Укажите способ связи предложений. Определите тип речи.

1)         К полудню сквозь белые глубины облаков стало пробиваться солнце. На улицах было чисто, безлюдно. По-субботнему пахло лавровым листом.

(Р. Достян.)

2)         Вечерело. Крепко пахло на вокзале нефтью, карболкой и антоновскими яблоками, которых уродилось в тот год неисчислимая сила... Удивительным цветом горело в тот вечер небо.

(А Гайдар.)

2.Определите тип речи. В каких предложениях говорится о состоянии среды, в каких — о состоянии человека?

1)         В избушке было жарко.

А на улице — морозно.

На душе у Никиты легко.

(В. Шукшин.)

2)         Они сидят, как всегда, перед открытой дверцей печки. В комнате не зажжён свет, хотя уже давно сумерки. За окном метель. Слышно, как она суетится и ноет.

Когда Валька смотрит на огонь, ему всегда приходят в голову хорошие мысли и всё на свете кажется возможным. Тихо. Тепло. Сидят они вдвоём. В такие минуты и Ефиму хорошо.

(Р. Достян.)

  • В каком тексте отчётливо видна связь между состояни­ем человека и состоянием среды?

3. Прочитайте текст и расскажите, как строится типовой   фрагмент   текста   со   значением   «описание   состояния лица».

1. Разновидностью   описания    состояния    является описание  состояния  человека.   «Данное»   в  этом  типе речи обозначает лицо, испытывающее состояние,  «новое»    чувства,  ощущения  лица,  то есть  его  состояние.

2. Для обозначения лица (носителя состояния) используются имена существительные (собственные и нарицательные) в именительном, дательном падеже, в родительном с предлогом у, в винительном, творительном с предлогом с.

Значение состояния может передаваться глаголами (чаще безличными); словами на , похожими на наречия: радостно, весело, грустно, плохо (лингвисты называют их «категорией состояния», эти слова, в отличие от наречий, в предложении являются сказуемыми); именами существительными, фразеологическими сочетаниями, прилагательными и причастиями обычно в краткой форме.

3.         Для описания состояния лица характерна параллельная связь предложений.

 

4. Рассмотрите таблицу, дополните её своими примерами. Запишите по одному-два примера на каждый способ выражения состояния лица.

 

Пример

«Данное»

«Новое»

 

тревожится

Именитель-

Глагол, при-

 

в тревоге

ный падеж

частие, прила-

Она

взволнована

местоимения

гательное со

 

счастлива

(существи-

значением со-

 

тельного)

стояния или су-

 

 

ществительное

 

 

в предложном

 

 

падеже с пред-

 

 

логом в

 

тревожно

Дательный па-

Категория со-

Ей

нездоровится

деж местоиме-

стояния, или

 

не по себе

ния (сущест-

безличный гла-

 

вительного)

гол, или фразе-

 

 

ологическое со-

 

 

четание

Его знобит

Винительный

Безличный

 

падеж место-

глагол

 

имения (су-

 

 

ществитель-

 

 

ного)

 

У него озноб

Родительный

Имя существи-

 

падеж место-

тельное

 

имения (су-

 

 

ществительно-

 

 

го) с предло-

 

 

гом у

 

[обморок

Творитель-

Имя существи-

 С ней[плохо

ный падеж

тельное или ка-

 

местоимения

тегория состоя-

 

(существи-

ния

 

тельного)

 

 

с предлогом с

 

 

4. Найдите в текстах «данное» и «новое». Что они обозначают? Определите тип речи этих фрагментов. Какими частями речи выражено лицо (носитель состояния) и его состояние?

1)         Мне было очень плохо.  Ничто меня не радовало: ни пушистый снег, который лежал на дворе сугробами,   ни  ребята,   которые  играли  в  снежки  и  катались на  санках  с  этих   сугробов,   ни  солнце,   ни  воробьи. Я  ходил  мрачный  и  покинутый   и  всё  время думал о дяде...

(По Ю. Коринцу.)

2)         Ух как я разозлился!  У меня даже дух захватило!

(Ю. Коринец.)

3)         Варьке хочется спать. Глаза её смыкаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо её высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.

(По А. Чехову.)

5. Прочитайте текст. Выделите в нём описание состояния лица. Укажите особенность этого описания.

Когда они поднимались по лестнице, человек сильней опирался на плечо мальчика. Другой рукой он цепко хватался за перила, будто страшился, что ступенька уйдёт у него из-под ног. Ему было больно. А мальчику тяжело. Но оба терпели. Мальчик думал об осколке, который зашевелился в груди у незнакомца... А человек думал, как бы поскорее добраться до постели.

(Ю. Яковлев.)

2. Подумайте, зачем в тексте употреблены союзы а, но. Определите смысловые отношения между предложениями, которые подчёркиваются союзами.

 

6. . Прочитайте текст и определите его тему. Продолжите описание: добавьте одну-две фразы, развивающие эту тему, и закончите текст описанием состояния человека, который наблюдает эту картину.

 

В саду стало очень тихо; только, не нарушая этой вечерней тишины, монотонно трещит в траве кузнечик. Не слышно пронзительных визгов стрижей. Уже улетели...

 

Дополнительный материал

1 Вдумайтесь в содержание текста. Найдите в нём указание на то, что предшествовало появлению описанного состояния, чем вызвано это состояние. Как вы думаете, какие типы речи могли предшествовать описанию состояния лица?

 

Я кивнул головой. Не знаю отчего, но эти планы на весну меня почему-то сейчас совсем не радовали. Мне было очень грустно, и всё казалось, что сам Пётр Иванович не очень верит в то, что всё это сбудется... Поэтому я от всей души обрадовался, когда хлопнула входная дверь и в комнату вошла мама.

(Г. Скребицкий.)

2. Прочитайте тексты. Найдите в них описание состояния человека. Чем вызвано это состояние? С какими типами речи соединено описание состояния человека? Перескажите один из отрывков близко к тексту.

 

1)         Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит ихо... Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что- другое: чудится, ждётся, что ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой, тайной радости.

(В. Шукшин.)

2)         Алёшка, зажмурясь, бухнулся в воду, закричал, как ошпаренный, заколотил руками и выскочил на берег. Озноб мигом исчез и даже сделалось жарко... И как же славно стало дышать после купания! Как толчками заходила, заиграла в нём кровь, как напряглись мускулы! Захотелось побежать, помчаться по свинцовой траве,  чтобы  посвистывало в ушах,  чтобы секло ветром глаза.

(Э. Шим.)

 

Краткое описание: 
Русский язык 7 класс

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн