а) тренируем свободное дыхание: посчитайте до 20: от 1 до 5 убыстряя темп, от 6 до 10 - замедляя, от 11 до 15 - убыстряя, от 16 до 20 - замедляя. Повторите ещё 2 раза, стараясь обойтись 1 добором воздуха.
б) "Проколи щёку"
в)любую скороговорку произнести с интонацией:
-вопросительной
-сожаления
-осуждения
3. Брифинг.
Ученик (заранее подготовленный):
Что же делать? Не пойму...
Я молчу иль не молчу,
Но вокруг меня всегда
Происходят чудеса.
Если я сижу за партой,
Разговаривая с Катей
Мне учитель говорит:
"Вася, лучше помолчи!"
Я решаю быть как рыба,
Вызывают - как красиво
На доске пишу заданье,
Но ответить "не судьба мне"!
(Ведь решил я помолчать,
Поумнее чтобы стать!)
Что случилось, невдомёк?!
Ставят двойку за урок!
Что же делать? Не пойму...
Я, ребята, вас прошу:
Помогите мне понять,
Когда следует молчать?
4. Формулировка темы и цели урока.
Ребята, давайте не будем бросать одноклассника в беде, а поможем ему разобраться. Тема нашего сегодняшнего урока: "Молчание - золото?". А в конце занятия мы сможем ответить Васе на вопрос: когда следует промолчать, а когда высказать своё мнение, дать ответ.
Запись в тетради: число, классная работа, тема урока.
5. Объяснение материала.
На доске записаны пословицы. Давайте обратимся к ним и подумаем, в каких ситуациях их можно применить.
Лучший ответ дураку - молчание
Промолчишь - не поссоришься.
Молчание - знак согласия.
Доброе молчание лучше худого слова.
-Почему же иногда люди молчат? Сделаем вывод (опорная схема записи в тетрадь)
-В каких ситуациях лучше промолчать? Ответить на вопрос нам поможет сценка (по упр.№105 - индивидуальное задание).
-Вы согласны с мнением Осла? Какую поговорку можно применить в данной ситуации.
-В каких ситуациях следует высказаться, и поговорка "молчание - золото" неуместна?
-упр.110
6. Формирование коммуникативно-речевых навыков и умений.
-Разобьёмся на 3 команды. 1 и 2 команды занимают в нашем клубе дискуссий противоположные точки зрения. Вам на подготовку 10 минут, а затем в течение 3-х минут 1 команда должна убедить нас, что молчание - золото. 2 команда - в том, что молчать очень плохо. 3 команда - эксперты. Сейчас они дополнят схему: "Молчание - средство общения" на стр.90.
-Чьё доказательство убедительнее? Кто прав?
Вывод: всё зависит от конкреной ситуации, нужно уметь и молчать, и давать ответ.
-Итак, эксперты, чем вы дополнили схему?
Обсуждение. Мозгой штурм, результатом которого будет дополнение схемы.
7. Итог урока: Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
8. Выставление мотивированных оценок.
9. Домашнее задание.
Придумать ситуацию, выводом которой будут служить мудрые изречения на стр.90 (по рядам).