Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели
II.Повторение изученного материала.
Слайд 3
Учитель. Составим рассказ. С помощью чего мы общаемся?
(Дети отвечают по цепочке по предложению, на каждый ответ учитель делает клик по слайду).
Дети.Мы общаемся с помощью речи.
Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из слов.
Слова делятся на слоги.
Слова состоят из звуков.
Звуки бывают гласные и согласные.
(Триггеры на желтые прямоугольники – клик в зависимости от того, что произнесут дети в первую очередь)
Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
Слайд 4
Учитель.Восстановите домики.
(Триггеры на буквы «а», «м», «б»)
Дети.В первом домике живут буквы гласных, значит должна быть красная крыша.
Во втором домике живут буквы только звонких согласных, значит должна быть синяя крыша с колокольчиком.
В третьем домике живут буквы парных согласных по звонкости-глухости, значит должна быть синяя крыша с колокольчиком и шляпой.
Учитель.Я показываю букву, вы называете звуки, которые она обозначает.
III.Актуализация знаний.
Слайд 5
Учитель.Назовите, что изображено на картинках.
Дети.Березы, рябина, ежик.
Учитель.Исключите одно слово, предмет по нескольким признакам.
Дети.Слово еж: называет животного, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.
IV.Работа над новым материалом.
Слайд 6
Учитель.Составьте звуковую схему слова ежик.
Слайд 7
ФИЗМИНУТКА.
Учитель.Вместе с ежиком немного отдохнем.
Слайд 8
Работа над новым материалом (продолжение)
Учитель.Назовите первый слог в слове ежик.
Дети.[й][о]
Учитель.Сколько звуков в этом слоге?
Дети.Два -[й],[о].
Учитель.Обозначим каждый звук буквой. Какой буквой обозначим первый[й]?
Дети. Буквой Й.
Учитель.Что вы знаете об этой букве?
Дети. В начале слова в русском языке употребляется только в трех словах: йогурт, йог, йод.
Учитель.Значит, звук[й]необходимо обозначить другой буквой. Какой гласный стоит после звука[й]?
Дети.Звук[о].
Учитель.Если звук[й]стоит в начале слова, а после него следует гласный звук[о], то на письме они обозначаются одной буквойё.
Учитель.Обозначьте остальные звуки буквами самостоятельно.
Проверка.
Учитель.Какой буквой обозначили второй гласный звук? Почему?
Дети.Буквойи. Жи-ши пиши с буквойи.
Слайд 9
Учитель.С какой буквой мы познакомились?
Учитель.Какие звуки обозначаем буквой ё? В каком случае?
Дети.Буквой ё обозначаем звуки[й], [о],если они стоят в начале слова.
Слайд 10
Учитель.На что похожа буква?
Слайд 11
Учитель.Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождение?
Слайд 12
Учитель.В г.Ульяновске создан памятник букве ё.
V.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.
Слайд 13
1. Учитель. Прочитайте.
Где же еж?
Убежал от друзей
Без оглядки.
Сказал:
- Поищите!
Играю я в прятки.
Слайд 14
Учитель.У каждого из вас есть листочек с буквами. Найдите среди этих букв, слово ЕЖ.
р ё т ё ж м е н ё ж к о ж ё с а ё ж п у
Слайд 15
2. Учитель.
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок.
Весь в иголках без застежек,
Что под деревом найдет,
На иглу нацепит он.
Слайд 16
Учитель.Составьте из слогов слова, и вы узнаете, что нацепил ежик.
Слайд 17
ФИЗМИНУТКА.
Музыкальная пауза – песня-клип «Маленький ежик».
3. Работа с текстом.
Учитель.Что вы знаете о жизни ежей?
Дети.
Учитель.Сейчас мы прочитаем рассказ, из которого, возможно для себя вы откроете что-то новое о ежах на странице 155 учебника.
Самостоятельное чтение учениками.
Чтение по цепочке вслух.
Учитель. Что нового вы узнали о ежах?
Слайд 18
1.Учитель.Посмотрите на запись, сформулируйте задание.
Под еж жил елкой
Дети.Нужно составить предложение.
Еж жил под ёлкой.
Учитель.Ёж есть лесной, а есть...
Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.
Слайд 19
Учитель.Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт.
2.Учитель.Ежик принёс еще одно задание-загадку.
Слайд 20
Дети.Колюч, да не ёж.
Учитель.Кто же это?
Дети.Ёрш.
Слайд 21
Далее учащиеся читают стихотворение.
На букву ё ты назовешь
Три слова: ёлка, ёж и ёрш.
И все ужасно колко.
Учитель.Держать в ежовых рукавицах. Как понимаете это выражение?
Ответы детей.
– Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово
VI.Итог.
Учитель.С какой буквой познакомились на уроке?
Какие звуки обозначаются буквой ё? В каком случае?
На: Звуки [й],[о], обозначение их буквой ё.
С уважением, Антонина Александровна