Вы не зарегистрированы

Авторизация



Уроки литературы в 9 классе по теме «Древнерусская литература» с использованием ИКТ. (3 урока)

Фото пользователя Светлана Петровна Иванова
Размещено: Светлана Петровна Иванова - вс, 11/04/2010 - 16:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Светлана Петровна
Место работы, должность: 
МАОУ СОШ д.Волок, учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Урок №1. 1.Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы; 2.Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы Урок №2. 1.Дать основные представления об истории создания величайшего памятника древнерусской литературы. 2.Познакомить с событиями, нашедшими отражение в «Слове…». 3.Знакомство с исследованиями «Слова…» и его переводчиками. Урок №3. Познакомить учащихся с основными языковыми особенностями произведения.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

   

1.      Кор

 

1.                Коровина В.Я., Журавлев В.П., и др.

                «Литература: 9 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях» 

                 М.: Просвещение, 2007.

2                  Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский  И.С., и др 

               «Читаем, думаем, спорим…» 9 класс.

                М.: Просвещение, 2004.

1. 

Используемая методическая литература: 

 

1.                      Коровина В.Я., Збарский И.С., и др.
  «Литература: 9 кл. Методические советы.»
 М.: Просвещение, 2000, 2001, 2003.
2.                    Миронова Н.А. «Тематическое и поурочное планирование»
 к учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс»,
   автор-составитель В.Я.Коровина и др. М.: Экзамен, 2003
Используемое оборудование: 

 

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

- Иллюстрации к «Слову…».

Используемые ЦОР: 

 

1.                     Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 9 класс.

                   Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007.

Краткое описание: 
Система уроков по древнерусской литературе для 9 класса, по программе В.Я.Коровиной с ипользованием ИКТ.

 

Урок 1.

 

ТЕМА:

 «Особенности развития древнерусской литературы».

Цели:

1.      Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;

2.      Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

Ход урока.

Слайды 2-3. 

                   Слово учителя.

                       Возникновение Древнерусской литературы связано с принятием

                 христианства и в связи с этим с появлением письменности на Руси. Первыми книгами,

                 появившимися на Руси, были переводные церковные книги. В начале XI века

                 появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высоко

                 образованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально

                 прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века.

                    Цель первых литературных произведений: наставлять, рассказывать, оберегать.

Слайд 4. 

                    Задание: Назовите известные вам жанры древнерусской литературы (летопись,

                сказание, поучение, повесть, житие и др.)

                Вопрос: Чем различаются произведения этих жанров?

Слайд 5.  

                     Подлинно русский жанр литературы – летопись. Наиболее известна нам  «Повесть

               временных лет» (написанная около 1113) – это собрание (свод) разных летописей.

               Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.

Слайды 6-7.   

                         Задание: Вспомните, какие произведения Древней Руси вы читали. Кто их автор?

                    («Повесть временных лет» (монах Нестор), «Поучение Владимира Мономаха», 

                   «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского»

                   (Епифаний Премудрый), «Житие протопопа Аввакума, им самим писанное» и др.)

                          Древний летописец начинал рассказ с библейских времён – с сотворения мира.

                  Современность, считали монахи, - это итог прошлого, а от настоящего зависит

                 будущее, его спасение или гибель.

                 По мысли летописца, со всемирным потопом перекликается совет русичей 1097 года,

                 когда было решено: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая    

                 распри? Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…»

Слайд 8. 

                   Слово учителя (лекция).

                     Основные периоды развития древнерусской литературы.      

        XI-XIII в. – литература домонгольского нашествия  (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода

создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода – призвать русских князей к объединению.

        XIV-XVIIв. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая  («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.

 

Слайд 9. 

                Особенности древнерусской литературы  (запись основных положений в тетради).

1)      Объясните, кто был автором произведений древнерусской литературы.

(Хотя древнерусская литература и знает отдельные имена: монах Нестор, митрополит  Илларион, Владимир Мономах и др. – всё же литературное творчество в основном коллективное).

2)      В чём своеобразие тематики древнерусской литературы?

(Древнерусская литература описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; только в поздний период существования древнерусской литературы в книгах появляется  бытовая тематика).

3)      В чём особенности вымысла в древнерусской литературе?

(Древнерусская литература не знает вымышленных сюжетов; в ней всегда описываются исторические события, действуют исторические лица. Сознательный вымысел появляется лишь в литературе 17 века. Если же в произведении изображается что-то фантастическое, то сам писатель и читатели верили в достоверность происходящих событий. Древнерусскую литературу отличает простой, незамысловатый сюжет).

4)      Что служило материалом для письма?

(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).

Слайд 10. 

                                              Вывод.

                           Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла.

                           Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет

                           семьсот лет.

                           Знать фольклор, древнерусскую литературу - значит сохранять память народную.

 

Домашнее задание:  

  1. Конспект статьи из учебника об основных особенностях древнерусской литературы, повторить сведения по тетради.

   2.  Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос)

 

Урок 2.

 

ТЕМА:

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

 

Цели:

1.      Дать основные представления об истории создания величайшего памятника

        древнерусской литературы.

2.      Познакомить с событиями, нашедшими отражение в «Слове…».

3.      Знакомство с  исследованиями «Слова…» и его переводчиками.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

- Иллюстрации к «Слову…».

 

Ход урока.

1.      Повторение.

Беседа по вопросам:

Ø      Когда и как начиналась русская литература?

Ø      Каковы её первые произведения?

Ø      Известны ли имена авторов?

Ø      На какие периоды подразделяется древнерусская литература?

Ø      Чем интересен каждый период, какими произведениями (жанрами) представлен?

Ø      Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (заслушать некоторые ответы).

 

2.. Работа с текстом.

Выразительное чтение начала древнерусского текста «Слова …».

 Знакомство с прозаическими (например, Д.С.Лихачёва) и стихотворными переводами (В.А.Жуковского, А.Майкова, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого).

 Слово учителя.

         Многочисленные переводы «Слова…» разнообразны: от точных, выполненных учёными, до вольных. Преобладают стихотворные переводы. Но любой перевод условен, т.К. нельзя считать «Слово…» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до 17 века на Руси не знали различия прозы и стихов. Одни тексты были предназначены для пения, другие для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет её «Слово», но мы уже отметили его ритмичность. Это особый народный песенный стих. Так или иначе достоинства перевода в другом: насколько переводчик смог донести до читателей красоту текста и обаяние образов.

 

 3.  Лекция учителя.

       Слайд 11. 

             В 1097 году внуки Ярослава Мудрого собрались в городе Любеч, стоявшем на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. По подъемному мосту в город въехали Святополк II, Владимир II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Васильке Ростиславович, Олег и Давыд Святославовичи. На съезде в Любече были произнесены речи о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Ярославовичи решили, что каждый должен держать свой удел. Но они не смогли сдержать своих обещаний и вступили в междоусобные войны.  

      

Слайды 12-13.

              Князья использовали в своей борьбе половцев, которые, в свою очередь, объединились под властью Кончака. В отличие от русских богатырей всадники кочевников (половцев и печенегов) не носили тяжелых лат, поэтому они могли быстрее передвигаться. Их любимой тактикой были стремительные набеги и такие же внезапные отступления в степь.

       Игорь вначале вступает в союз с Кончаком, но постепенно понимает, что раздор не на благо русской земле, кается. В начале 80-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединёнными усилиями половцев. Князь Игорь не успевает вовремя и не принимает участия в битве. По этому поводу князь очень переживает и, «не сдержав юности своей», отправляется на половцев один.

        Слайды 14-15.

          В   1185 году  Новгород-Северский князь Игорь Святославич вместе со своим братом, сыном и племянником, не предупредив  других князей, отправился в половецкую степь. В поисках воинской славы Игорь повел свои полки в Степь. . На полпути русские стали свидетелями редкого природного явления солнечного затмения — это был недобрый знак, так считали многие. И действительно, выиграв первое сражение, вторую битву  князь Игорь проиграл. Почти все русское войско погибло, остались в живых только 12 человек. Впервые за многие годы князей берут в плен. Князь Игорь позднее бежал из плена.

         Половцы перестают бояться русских князей. Это имеет страшные последствия для русской земли.

          Слайд 16.

        Современники по-разному оценивали события 1185 года. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря – в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

       В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что  участвовал  в междоусобных войнах причинил много страданий Русской земле.

       В Лаврентьевской летописи – резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

 

Домашнее задание: 

                Подготовить выразительное чтение отрывка (на выбор учеников).

                Выпишите художественно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, гиперболы и др.) из текста «Слова…»

 

Урок 3.

 

ТЕМА:

Языковые особенности памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Проблема авторства.

Цель:

         Познакомить учащихся с основными языковыми особенностями произведения.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

- Иллюстрации к «Слову…».

 

Ход урока.

1.      Проверка домашнего задания.

                                                Выразительное чтение отрывка.

2.      Беседа по вопросам (повторение).

Слайд 17.

Ø      Охарактеризуйте князя Игоря. Каким изображает автор князя?

                              (Храбрый Игорь, Игорь-князь «соколом полетел», «скакнул горностаем 

                               в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и

                               соскочил с него серым волком»)

Ø      Как можно определить жанр произведения? Почему?

                                 (Синтетический жанр «слова» совмещает в рамках одного текста

                                  признаки нескольких жанров)   

Ø      Какие фольклорные традиции использует автор «Слова…»?

                                  (Олицетворение сил природы, вера в народные приметы, образ Бояна

                                   и др.)

3.  Языковые особенности «Слова…».

       Беседа по вопросам:

Ø      Найдите в тексте «златого слова» Святослава приёмы ораторской речи

                                    (риторические вопросы и восклицания, обращения, поучения

                                      молодым князьям)

Ø      Какие поэтические приёмы, присущие лирическим жанрам, используются в плаче Ярославны?

                                      (олицетворения, сравнения, постоянные эпитеты)

Ø      Какие художественные средства используются автором для создания поэтических образов? Работа с таблицей

Слайды 18-19.

3.      Проблема авторства. (Выступление подготовленного ученика) Слайд 20.

              Поиски автора «Слова о полку Игореве» продолжаются уже второе столетие. Высказывается несколько предположений по данному поводу:

Ø      Воин, участник похода Игоря.

Ø      Монах-книжник (написал по словам участников похода)

Ø      Сам А.И.Мусин-Пушкин.

Ø      Князь Игорь (или его супруга Ярославна)

Ø      Киевский боярин Пётр Бориславович.

Ø      Ходынка – псевдоним, поэтическое имя, означающее «странник»(Эта версия основана на восстановлении историком Иваном Забелиным в конце 19 в. Отрывка из «Слова…»: «Сказали Боян и Ходынка, оба Святославовы песнетворцы…»).

Вывод: Закончить наш разговор о великом памятнике древнерусской литературы хочется словами В.Чивилихина

 «Наши предки любили свою Родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить  свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это 12 век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине 14 века…»

     

 Домашнее задание:

1        домашнее сочинение. Темы:

          «Какую обложку к книге, где напечатано «Слово…», я бы нарисовал»;

          «Чем интересно «Слово…» современному читателю»;

          «Образ Русской Земли на страницах «Слова…»»

2    выучить наизусть вступление или плач Ярославны.

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...