Вы не зарегистрированы

Авторизация



Корень слова. Однокоренные слова.

Фото пользователя Светлана Викторовна Бушманова
Размещено: Светлана Викторовна Бушманова - пн, 19/04/2010 - 22:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бушманова Светлана Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ "Гатчинская начальная общеобразовательная школа № 5"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 2 класс, опорные слова,  карточки для парной и дифференцированной работы, сигнальные карточки («светофоры»).
 
Используемое оборудование: 

 

доска, интерактивная доска
Краткое описание: 
Задачи: 1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова. 2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать. 3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи. 4. Обогащать словарный запас учеников. 5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.

 

 

 
 
                                                   Ход урока:

 

I.Орг. момент (1 мин).
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
 
II. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень».(15 мин)
 
На интерактивной доске слова:
 
гриб, грибной суп, крепкий грибок, подберезовик, вкусные грибочки, грибник.
 
- Прочитайте запись про себя, вслух.
- Что вы прочитали? (слова, словосочетания)
-Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.
 
- Запишите слова.
- Проверим, какие слова выписали. (ребята зачитывают выписанные слова. Хорошо, если кто выпишет слово «подберезовик». Если не найдется такого ученика,  то открываю доску и говорю: «А я выписала слово «подберезовик». Покажите на «светофоре», вы  согласны? (Кто-то соглашается, а кто-то нет. Возникает проблемная ситуация)
- Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные).
- Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.
На доске появляется опорное слово

родственные слова

 
 

 


                                                                                          
 
- А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)
На доске появляется опорное слово

близкие по смыслу

 
 

 

 
 

- Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.
(грибной суп – суп из грибов, грибок – небольшой гриб, подберезовик – гриб, растущий под березой, грибочки – маленькие грибы, грибник – человек, собирающий грибы.)
- Раз все слова, связаны со словом «гриб», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)
- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (в словах должна быть общая часть)
- Выделим общую часть дугой. ( у одного слова выделяю корень я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях)
- Кто знает, как называется общая часть? (найдется ученик, который знает, что общая часть – это корень слова. Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику)
- А где ты это узнал?
-Что мы сейчас выделили? (общую часть)
-Общую часть каких слов? (родственных)
- Итак, какие слова мы будем называть родственными?
 
 
                                     родственные слова
                                                                                        
                  близкие по смыслу           общая часть
 

          
                                                            корень слова
- С родственными словами разобрались.
- О каком новом понятии вы еще узнали? (о корне)
- Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень».
-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 51).
- Прочитайте про себя, вслух.
-Правильно вы сформулировали правило? (да)
-Молодцы, ребята!
-Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (выслушиваются мнения детей)
- … (имя ученика) нам подготовил(а) выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.
 
Ученик зачитывает значение слова «корень»:
1)       подземная часть растения,
2)       часть волоса, зуба, ногтя.
3)       начало, источник чего-либо.
4)       часть слова
 
-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова)
- А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)
- А какие слова называются родственными?
 Самооценка по каллиграфии, самоконтроль над безошибочным написанием слов.
Итог.
 
Физминутка. (2 мин)
 
III. Понятие об однокоренных словах.( 5 мин)
-Вернемся к нашим словам. Можно ли сказать, что данные слова образованы от одного и того же корня? (да)
- От какого? (от корня –гриб-)
-Подумайте, как можно назвать слова, образованные от одного и того же корня? Обсудите в парах.
 
-Поделитесь своим мнением. (выслушиваются мнения ребят)
-Посмотрим, как у автора в учебнике об этом сказано (с.52)
-Прочитайте про себя, вслух.
-Так как же называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)
-Это правило действует только для наших слов или для других тоже? (для других тоже. Например, образец в правиле).
 
Итог: - С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (родственные слова, корень слова, однокоренные слова)
-Как будете доказать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)
- Что такое корень? (общая часть родственных слов)
- Какие слова называются однокоренными? (те, которые образовались от одного и того же корня)
-Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).
 
IV. Упражнение в распознавании однокоренных слов.
( 15 мин)
 
  1. Игра «Засели домики».
 
-лис-                          -мор-                       -вод-
 
 
-Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики? Поработайте в парах, поставьте рядом со словом «плюс», если заселение верное.
 
 
 
 
лиса                                           морской                       вода
лист                                            лисичка                       водичка
лисонька                                    моряк                          водный
лисий                                         мороз
                                                  море
 
 
 
 
 
 
-Проверяем.
-Кто согласен? (зеленый «светофор»)
-Не согласен? (красный «светофор»)
-1 ряд с чем вы не согласны? (слово «лист» не родственное).
-Докажите. («лист» не связан со словом «лиса»)
-Молодцы! Уберем слово «лиса».( 1 ученик у доски отодвигает слово вниз)
- 2 ряд тоже с чем-то не согласен. (лишние слова здесь «лисичка» и «мороз»)
-Докажите.
- 3 ряд согласен.
-Так какие же  слова называются однокоренными? (при затруднении – обратиться к правилу)
Подводится итог.
 
  1. Самостоятельная работа. Упр. 348.
 
1. Выпиши группы однокоренных слов.
 Грач, вода, грачиха, лес грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.
2. Почему слова каждой группы ты считаешь однокоренными?
 
-Прочитайте про себя, вслух.
- Какие слова будете искать? (однокоренные)
- А какие слова называются однокоренными? (при затруднении – к правилу)
-Если при работе возникнут затруднения, как будете работать? (обратимся к правилу)
 
 
-Проверим. ….(имя ученика) работал с заданием на компьютере. Проверим, справился ли он? (если дети считают, что ученик справился верно – поднимают зеленый светофор, если справился не верно – красный).
-Докажите, что выписанные слова – однокоренные. (они близкие по смыслу и имеют общий корень).
Итог. Дети оценивают свою работу по каллиграфии, по безошибочному написанию слов.
 
 
  1. Упр. 349 (если останется время)
-Какие слова не понятны? (кайма, бахрома)
 
-Кайма – отличающая по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
 
- Какое задание можно предположить? (найти однокоренные слова)
-Найдите однокоренные слова и покажите на веере их число в тексте.
-Какие однокоренные слова нашли? (снегом, снежною)

Снег, снежною

 
На доске:

 

 
-Докажите, что они однокоренные. (Связаны по смыслу, имеют общую часть). Дети затрудняются назвать общую часть.
-Обратимся к учебнику, что автор нам расскажет. (согласные звуки в корне могут чередоваться: снег-снежок)
-Так какой же корень у этих слов? (-снег-, -снеж-)
 
 
V. Подведение итогов урока. (2 мин)
 
-О каких новых понятиях узнали на уроке?
-Что такое родственные слова?
-Что такое корень?
-Какие слова называются однокоренными?
- Кто сегодня доволен своей каллиграфией? Кто не доволен? Что можно порекомендовать этим детям?
- Кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок при списывании с доски, учебника. А у кого были ошибки?
-Д/з: выучить правила, упр.350 (найти и выписать однокоренные слова, доказать, что они однокоренные), упр.357* (разделить слова на группы, записав каждую группу в отдельный столбик). Задание на выбор (дифференцированный подход)
 
Рефлексия.
- Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.

-всё было понятно

 
-есть сомнения
-ничего не понял

 

 
-Спасибо за работу. Урок закончен.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в парах.
(хожу по классу спрашиваю у ребят, какие слова будут выписывать)
 
 
 
 
Проблемная ситуация
 
 
 
 
 
Выслушиваются мнения детей.
 
 
 
 
 
Вывешиваются картинки на доске.
 
 
 
 
Проблемная ситуация.
 
 
 
 
На доске появляется схема, по ней дети пытаются сформулировать, какие слова наз. родственными.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выслушиваются мнения детей.
 
 
 
 
 
 
 
Работа с толковым словарем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в парах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с интерактивной доской.
 
 
 
 
 
 
 
Проблемное задание.
 
 
 
 
Работа в парах.
(каждому ряду предлагается поработать только с одним домиком)
 
 
 
 
 
2 человека работают у доски.
 
 
 
 
 
Обратная связь («светофоры»)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дифференцированная работа. (4 человека получают карточки):
-Найди и запиши слова:
 
-грач-                 -лес-
_______          ________
_______          ________
_______          ________
                       _________
 
1 чел.работает на компьютере, распределяет слова по группам.
 
Обратная связь («светофоры»)
 
Самооценка и самоконтроль.
 
 
 
Работа с веером цифр(обратная связь).
 
Работа с толковым словарем
 
 
 
 

 

 
 
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Оценка материала

...