Размещено: Ирина Александровна Матюхина - пн, 03/05/2010 - 14:16
Ход урока.
1.Организация начала.
(Приветствие, проверка готовности к уроку, формулирование темы урока, сообщение плана, постановка задач.) (Слайд №1)
План:
•Немного истории
•Новая запись чисел
•Алгоритм десятичной записи
•Таблица разрядов десятичных дробей
•Метрическая система мер
2. Изучение нового материала.
Учитель: В истории было много разных способов для обозначения натуральных чисел, но, в конце концов «победила» одна – десятичная позиционная система записи, которой в настоящее время пользуется весь мир. (Слайд №2)
Похожая история произошла и с обозначением дробей. Дроби, как известно, возникли в связи с делением предметов на несколько частей. И поскольку в различных практических задачах приходится делить на разное число равных частей. При этом вычисления с дробями гораздо сложнее, чем вычисления с натуральными числами, в чем каждый убедился на собственном опыте. А в Древнем Египте такие вычисления могли проводить только жрецы – самые образованные люди того времени.
Нам хорошо известны обыкновенные дроби, мы научились выполнять с ними арифметические действия, умеем их сравнивать, решать задачи, а сегодня на уроке мы познакомимся с новыми дробями, которые называются десятичными.
Около пяти столетий назад голландский математик Симон Стевин изобрел способ записи дробей, который позволил резко уменьшить сложность вычислений. «Старые», привычные дроби для противопоставления стали называть обыкновенными.
Записывают и читают десятичные дроби так: (Слайд №3)
Что вы заметили?
Придумайте свои примеры (учащиеся проговаривают и записывают на доске свои примеры). (Слайд №4)
Учащиеся формулируют выводы из своих наблюдений.
Учитель: Как быть в случае, если в числителе дроби цифр меньше чем нулей в знаменателе? (Слайд №5)
Учащиеся предлагают выход из сложившейся ситуации, идет обсуждение и подводится итог. (Слайд №6)
Алгоритм десятичной записи
1. Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе.
2. Записать целую часть (она может быть равной нулю).
3. Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
4. Записать числитель дробной части.
3. Закрепление изученного материала (Слайд 7)
Знаки, стоящие в десятичной дроби после запятой, называют десятичными знаками. Любую десятичную дробь легко записать в виде обыкновенной дроби (простой или смешанной):
№1. Запиши числа в виде десятичной дроби (учащиеся выполняют задание в тетрадях и на доске)
4. Знакомство с таблицей разрядов десятичных дробей.
(У каждого на парте в раздаточном материале имеется таблица разрядов). (Слайд 8)
Совместное наблюдение позволяет сделать выводы о сходстве и различии в названиях разрядов целых чисел и десятичных дробей, отсутствие разряда обозначается нулем. Проводится аналогия с метрической системой мер (Слайд 9)
Выполнение упражнений на закрепление (Слайд 10)
№ 692;№ 695;№ 696
5. Домашнее задание № 716; № 711; № 721 (а)
6. Рефлексия: (Возвращаемся к слайду №1 и оцениваем «трудность» каждого пункта плана), подведение итогов урока.