Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Причастие как часть речи

Размещено: mitananik - пн, 17/05/2010 - 14:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Митрева Анастасия Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 7" г. Набережные Челны, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные. 2. Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике. 3. Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Русский язык 7 класс» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцова и др.

Используемое оборудование: 

напечатанный текст "Причастие" (на каждого ученика), интерактивная доска, листочки для теста (на каждого ученика)

Используемые ЦОР: 

Компетентностно-ориентированные задания

Краткое описание: 
применение на уроке русского языка компетентностно-ориентированных заданий

 Ход урока:

I. Организационный момент

Цель этапа: создание у учащихся рабочей настроенности, позволяющей мобилизовать имеющиеся знания по теме и применить их на практике.

Учитель: Запишем число, «Классная работа».

II.  Актуализация опорных знаний

Цель этапа: выяснение степени осознанного усвоения пройденного материала.

1. Опрос по теме «Стили литературного языка»:

* Какие стили литературного языка вам известны?

* Чем они отличаются друг от друга?

* В какой сфере используется каждый из стилей?

2. Выборочная проверка упражнения 50 (определение стиля текстов); в это время двое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов жидкого (золота) и запылала.

III. Объяснение нового материала.

Цель этапа: раскрыть существенные признаки изучаемых явлений.

1. Слово учителя

Учитель: Перед вами на доске два словосочетания: маленький мяч – летящий мяч. Есть в них что-то общее? Какое из слов обозначает постоянный признак предмета, а какое – признак, проявляющийся во времени? Речь сегодня пойдет именно об этой новой, ранее не изучаемой части речи, имя которой – причастие.

2. Компетентностно-ориентированное задание

Компетентность: информационная

Стимул: сформировать критерии разграничения причастий и прилагательных.

Задачная формулировка: Прочитайте текст «Причастие» и на его основании заполните таблицу «Сравнительная характеристика прилагательного и причастия» в опорных конспектах.

Источник:

Причастие

В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей    речи – глагола и прилагательного.

Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:

Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

Слова: озаренная, стоящий, глядящий, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:

Комнатка какая? – Комнатка, озаренная свечкой.

Ужин какой? – Ужин, стоящий на столе.

Ночь какая? – Ночь, глядящая из сада.

Окно какое? Растворенное окно.

В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:

Комнатка, озаренная свечкой. - Комнатка, которую озарила свечка

Ужин, стоящий на столе. – Ужин, который стоит на столе.

Ночь, глядящая из сада. – Ночь, которая глядит из сада.

Растворенное окно. – Окно, которое растворили.

Точнее, слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего, летящему и т. д.), т.е. склоняется.

Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие - временнóй (настоящее и прошедшее время).

Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный) и краткую (каков? прочитан). Полные причастия обычно выполняют                        в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.

Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» (темнеющий   леслес, который темнеет), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный).

 

 

«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»

Вопросы       

Прилагательное

Причастие

1.От какой части речи образуются?

 

 

2. На какие вопросы отвечают?       

 

 

3. Что обозначают?            

 

 

4. Как изменяются?             

 

 

5. Какие формы могут иметь?

 

 

6. Чем можем заменить?

 

 

7. Какими членами предложения могут быть?

 

 

8. Какую часть речи распространяют в предложении            ? 

 

 

Инструмент проверки (модельный ответ):

Вопросы       

Прилагательное

Причастие

Количество баллов

1. От какой части речи образуются?

От имени существительного

От глагола

1 балл

2. На какие вопросы отвечают?     

Какой?  Каков?        

Какой?  Каков?                          Что делающий?                           Что сделавший?

1 балл

3. Что обозначают? 

Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный)

Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время)

1 балл

4. Как изменяются? 

По родам, числам, падежам (склоняются)

По родам, числам, падежам (склоняются)

1 балл

5. Какие формы могут иметь?

Полная, краткая

Полная, краткая

1 балл

6. Чем можем заменить?

Синоним (иногда)

Сочетание «местоимение который +глагол»

1 балл

7. Какими членами предложения могут быть?  

Определение, сказуемое

Определение, сказуемое

1 балл

8. Какую часть речи распространяют в предложении?         

Существительное

Существительное

1 балл

Отсутствие ответа на вопросы

0 баллов

Максимальное количество баллов:

8 баллов

 IV. Обучение школьников применению на практике полученных знаний.

 Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма  применения знаний  на практике.

        Воспроизведение правила учащимися (по таблице).

V. Формирование умений и навыков.

Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.

1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)

 Запишите в первый столбик прилагательные, во второй –  причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.

2. Задание № 2 «Тест»

Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.

1 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) висящая лампа                                 Г) зеленеющая рожь

Б) висячая лампа                                  Д) летучая мышь

В) летящая птица                                 Е) зеленый дуб

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) нарастающий шум                           Г) растаявший снег

Б) пожелтевшие листья                        Д) низкие облака

В) высохшая трава                                Е) желтая рожь

2 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) читающий мальчик                          Г) скошенная трава

Б) читальный зал                                  Д) каменный дом

В) созревающие зерна                          Е) поющие птицы

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) пахучее молоко                                Г) смотревший вперед

Б) пахнувшее белье                              Д) мелкий брод

В) спеющая ягода                                 Е) орудийные залпы

VI. Обобщение.

Цель этапа: обобщение по теме урока.

    Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений.

VII. Подведение итогов урока.

Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.

    Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы проделали большую работу. Молодцы! А интересно ли было вам на уроке? Работа каждого из вас будет оценена по достоинству. (Далее - комментированное оценивание работ учащихся на уроке).

VIII. Консультация по домашнему заданию.

Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.

Параграф 9 учебника, материал таблицы - составить связный рассказ о причастии; упражнение 56 (п.)


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн