Предмет «Окружающий мир» - один из самых интересных предметов в начальной школе. Интересен он тем, что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – узнать что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Ни для кого не секрет, что учащиеся с большим интересом относятся к изучению природы. Наблюдения за окружающим миром играют огромную развивающую роль. Прежде всего, они развивают логическое мышление и речь ребенка. Неоценима роль наблюдений в развитии ценнейшего качества личности – наблюдательности, а также внимания, настойчивости в достижении цели, самоорганизации, интереса и любви к природе, неизбежным положительным следствием которых является экологическая культура. Отношение детей к природе во многом зависит от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам. Конечным результатом становится не только овладение учащимися определенными знаниями, но и умение и желание активно защищать, облагораживать природную среду.
С этой целью я разработала и провела урок по теме «Путешествие по страницам Красной книги», где познакомила учащихся со структурой Красной книги, с животными, растениями, занесенными в нее. Я стремлюсь к тому, чтобы в раннем детстве дети осознали ответственность за свои поступки и действия; внимательно и бережно относились к животным и окружающей природе.
Недалёк тот день, когда будущее нашей планеты окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сейчас помочь детям усвоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. Актуальность экологического воспитания диктуется нашей жизнью. Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
При проведении урока я использовала компьютерную поддержку, что вызвало живой интерес у учащихся, любознательность, познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Продуктивность урока с использованием информационных технологий высока. Состояние комфорта на уроке несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что, в свою очередь, ведет к росту каждого ученика. Я думаю, что каждый ребенок на уроке испытал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия. Благодаря наглядности (презентации) на уроке, у учащихся повысился интерес к изучению растений и животных своего края, планеты. Я смогла заинтересовать ребят, они стали пользоваться энциклопедиями, справочниками, литературой об интересующих их животных и растениях. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению ее жалеть, сохранять, любить. Ребята самостоятельно начали изготавливать памятки с правилами поведения в природе для учащихся начальных классов и дошкольников.